Азартная рыбалка

Часть 1. Эффективные приманки для зимнего окуня.

Настоящий азарт испытывает рыболов на зимнем водоеме, когда ему удается обнаружить стаю жадно клюющих полосатых окуней, особенно если это настоящие горбачи. Бывает, приманка не успевает дойти до дна, как следует уверенная поклевка, и вот уже тяжелый красноперый хищник переваливается в пушистом снегу или звонко шлепает хвостом по гладкому перволедку.

Хочется верить в то, что именно благодаря стайной жадности жирующего окуня и получила широкое распространение зимняя ловля разной рыбы на мормышку без насадки, потому что когда хищник клюет один за одним, то лучше как можно скорее подавать ему приманку, не позволяя уняться его азарту – тут уж не до длительного извлечения коробочки с мотылем из кармана и кропотливого насаживания нежной личинки на крючок. Наверное, именно окуню удалось «доказать» всем, что мормышка – не грузик, совмещенный с крючком, для быстрой доставки наживки рыбе, а самостоятельная приманка, способная без всякой насадки вызвать поклевку, если она умело подобрана по размеру и форме и должным образом подана объекту ловли. А то ведь даже в глухозимье, когда требуются самые мелкие приманки, иногда приходится наблюдать парадоксальную картину: опытный рыболов хорошо ловит окуней на блесну, а у большинства с мормышками поклевок почти нет, хотя блесна вроде бы и крупная приманка для вялого окуня, но рыба ее все же хватает.
Значит, главное – не наживка на крючке, а игра приманки, способная сымитировать один из тех кормовых объектов, который в данный момент наиболее привлекателен для окуня. Поэтому не стоит использовать первую попавшуюся мормышку – уловистую в конкретных условиях приманку нужно тщательно подбирать и постоянно копить и систематизировать опыт в этом деле. А блесна хороша уже тем, что имитирует малька – привычный корм.
Следует иметь в виду и то, что рыболовы, насаживая мотыля на крючок мормышки, особенно мелкой, неосознанно портят тем самым игру, вероятно, хорошей уловистой приманки. Ведь часто, стоит только заменить мотыля личинкой репейной моли, клев становится столь активным, что можно подумать – окунь только этими личинками в водоеме и питается, но там они, в отличие от мотыля, не водятся и привычным кормом рыбе не служат. Ясно, что успех связан с кардинальным изменением характера игры приманки. Можно также «поменять» клев, наживив на крючок вместо крупного мотыля мелкого, кормового, или оставить в качестве насадки только темную головку рубиновой личинки. Правда, тут потребуется, чтобы в приманку был впаян очень качественный тонкий крючок. Однако, теперь понимая, что дело не в насадке, а в характере поведения приманки под водой, если ловля активная, а не на стационарную снасть, нужно неизбежно сделать вывод: ловить можно или вообще без насадки, или использовать на крючке мормышки лишь различные искусственные имитации корма.
Так оно исторически и происходило, только поначалу имитации были примитивны, повторяли мотыля (красные нитки, тонкие полоски резины, цепочки), что не давало особых преимуществ, поскольку объемная обманка делала игру всей приманки нестабильной и проигрывала натуральной по запаху и вкусу.
Дальнейшим этапом развития способа ловли окуня без насадки стало применение разноцветных кембриков и бисера, плотно сидящих на крючке. Обманка получилась компактной, но не «живой» (не было всяких болтающихся хвостиков), поэтому заметных успехов добивались лишь настоящие мастера-виртуозы, которые ловили на мормышку без насадки благодаря высочайшей частоте игры приманкой и чувству гармонии (без чего нельзя правильно подобрать все элементы снасти).
Самостоятельный поиск автора, большой опыт зимней ловли и постоянные наблюдения за теми подвижками в оснащении приманок, которые все время происходят в среде наиболее пытливых рыболовов, помогли в итоге совместить два необходимых свойства дополнительной обманки на крючке мормышки – ее компактность и подвижность, «живость».
Прежде всего была подкорректирована традиционная форма мормышки, и она в полном соответствии с законами диалектики в более совершенном виде практически вернулась к своей прародительнице – описанной Л.П.Сабанеевым окуневый «блесенке» (рис.1).
Наиболее универсальная из этих мормышек получила название «нимфа». Она удачно имитирует наиболее «ходовой» зимний корм рыбы во многих водоемах.
Эффективность игры «нимф» зависит от оснащения их достаточно широкими (диаметром до 3 мм) тонкими срезами разноцветных кембриков, свободно двигающимися по крючку во время возвратно-поступательных движений играющей мормышки. Каждый такой кембрик и особенно «крыло» (рис. 2) являются плоскостью, расположенной поперек набегающего на движущуюся приманку потока воды, что происходит при каждом такте ее движения, задаваемого упругим кивком.
По законам гидродинамики, плоскость в этих условиях стремится занять наиболее выгодное в энергетическом смысле положение – расположиться вдоль потока. Поворачиваясь, кембрик плоскостью будет поворачивать и крючок мормышки, то есть и ее саму – то вправо, то влево, в зависимости от направления потока. Рыболову важно уловить резонансный ответ приманки на движения кивка и стараться выдерживать рабочую частоту движений. Таких частот может быть несколько, но на практике реализуется только какая-то одна.
Чтобы легче было понять эту простую (но сложно излагаемую) физику процесса игры приманкой, рекомендую «половить» в домашних условиях подготовленной оснасткой, взяв для этого глубокий прозрачный сосуд с водой. Если мормышка будет совершать нерегулярные (негармонические) колебания, ее игру можно «подправить», подогнув немного крючок вправо-влево или вверх-вниз. Необходимо также отрегулировать кивок, изменив длину упругого элемента или загиб пластинки, а возможно, и поменять кивок на другой.
Что касается конкретно ловли окуня на мормышку без насадки, то игра приманкой в большинстве случаев должна быть более «жесткой», чем «мягкие», плавно-размеренные колебания при ловле плотвы или леща. Такой игры легко добиться, если для изготовления кивка использовать упругую стальную или лавсановую пластинку, форма которой не прямоугольная, а конусная. Кстати, конусные кивки наиболее стабильно держат высокую частоту колебаний.
Для такой «жесткой» игры самое оптимальное – когда упругий элемент кивка под весом мормышки, опущенной на глубину ловли, сгибается вниз от своего горизонтального положения под углом не менее чем 450.
Вернемся к «домашней рыбалке» в банке с водой. Первые опыты покажут, что мормышки типа «нимфа» дают регулярный ответ на воздействие кивка уже при очень низких частотах колебаний упругого элемента (1-3 в секунду). Понятно, что играть с такой частотой под силу даже начинающему рыболову, важно лишь умело построить снасть. Кстати, эта частота как нельзя лучше соответствует биологическим природным ритмам: посмотрите, с какой частотой плывут в воде мелкие ракообразные (дафнии, циклопы, бокоплавы), шевелится на дне мотыль.
На течении не раз удавалось неплохо ловить рыбу на снасть с «нимфой», установленную стационарно – мормышка играла сама в потоке воды.
Из домашних опытов станет также ясно: чем тяжелее приманка и чем больше ее линейные размеры, тем меньшая частота внешнего воздействия для ее регулярной игры необходима – сказывается влияние вязкой среды (воды) и инерция массы. Понятно, что и леска, в зависимости от ее толщины, длины и жесткости, будет заметно влиять на качество игры мормышки.
Как было сказано выше, «нимфа» – достаточно универсальная приманка, успешно работающая и при ловле окуней. Но замечено, что эта рыба на большинстве водоемов лучше реагирует на приманку, имеющую на внешней стороне коронку (медную, латунную или серебряную), цвет которой определяется освещенностью и пристрастиями рыбы в конкретном месте. Хотя, конечно, главное – это хорошая игра.
Специально для ловли окуня «нимфа» была модифицирована, и этот опыт оказался удачным. Получившаяся мормышка была названа «клопом». Если у «нимфы» длина тела относится к ее поперечному размеру в самом широком месте как 1:3, то у «клопа» это соотношение – 1:2 до 1:1,5. «Клоп» отливается только на коронке из красной меди, игровой кембрик – оранжевый, а головка – черная или желтая (рис.3).
Великолепно при ловле окуня (и ерша), особенно в глухозимье или при вялом клеве, зарекомендовала себя мормышка «плоская» почти круглой формы, ее подвеска на леске близка к горизонтальной. Эта приманка сама является как бы крылом в потоке воды, поэтому нет нужды ставить на ее крючок такие же широкие и тонкие пластинки-кембрики, как на «нимфу» или «клопа». Крючок «плоской» мормышки оснащается свободно «бегающей» по нему трубочкой изоляции оранжевого цвета (иногда желтого) диаметром 1,5-2 мм и длиной до 1,5 мм. Тело приманки обычно черное или цвета того металла, из которого оно изготовлено (рис. 4).
Для ловли окуня на небольшой глубине и в местах без течения вполне подходят свинцовые плоские мормышки, к тому же чем легче материла, тем активнее, живее играет приманка даже при весьма небольшой амплитуде колебаний кивка.
Для большой глубины и сильного течения мормышки «плоские» выполняются из вольфрама или тяжелого сплава, при этом можно варьировать все размеры пластинки-заготовки, получая приманки для различных условий ловли и разной активности окуней.

Рис. 1 Окуневая «блесенка».  


Рис. 2. Оснащение окуневой «нимфы»: 1 – леска; 2 – колечко крючка; 3 – головка; 4 – тело мормышки; 5 – узелок; 6 – кембрик «крыло»; 7 – игровой кембрик; 8 – стопор; 9 – бородка крючка; 10 – коронка.  

Рис. 3. Мормышка «клоп»: 1 – колечко крючка; 2 – «крыло»; 3 – игровые кембрики; 4 – стопор.  

Рис. 4. Мормышка «плоская»: 1 – леска; 2 – тело; 3 – стопор; 4 – игровой кембрик. 

Что еще почитать