При этом сам-то я, честно признаться, в сложных ситуациях на чертика ловлю. Пусть будут сходы, главное – увидеть поклевки, зацепиться за рыбу. А там будет видно. Можно и на мормышку перейти. Так бывало не раз. Один случай особенно запомнился.
Дело было в марте на Рыбинском водохранилище. Нашел окуня, а он не берет. На мормышку поклевок нет, одни «притроги». На чертика вроде клюет, кивок загибает уверенно, но три из четырех сходят! Самое обидное, окунь-то хороший.
Что происходит, понятно. Окунь часто так себя ведет: подходит к приманке вплотную, утыкается носом и сопровождает. Иногда еще «дует» на приманку, она при этом аж в сторону отлетает. А поскольку у черта крючки во все стороны торчат, в конце концов окунь подбагривается за нос или за нижнюю губу. Все вытащенные окуни так зацепились.
Часа два я упражнялся, прежде чем сообразил, что рыбу только зря пугаю. Надо на мормышку ловить! Пусть не клюет. Рано или поздно найдется лунка с высокой концентрацией окуня – и будет клевать, никуда не денется. Так и вышло.
Ладно, это дело прошлое. Сейчас нам с Витей предстоит покорять Павленское озеро, то есть Цимлянку. Я на черта буду ловить, Витя на мормышку, без насадки, естественно. Я здесь рыбачил всего дважды, но время провел не зря, знаю два симпатичных бугра, две косы и одну отмель. Боюсь только, рыбы сейчас там может и не быть. Ближе к весне, конечно, будет. А сейчас, в конце января, она может поглубже плавать.
На отмели людно. Витя ловит плотвичку и окунька, но без продолжения, а смещаться особенно некуда. На первой косе нет поклевок. На первом бугре людно. На втором жизнь не кипит, но присутствует: то здесь притрог, то там. Ловлю небольшую плотвичку на склоне бугра с глубины 5 м. Но потом все-таки ухожу на трехметровую вершину, не проверить ее нельзя.
Витя тем временем ловит плотвичку (тоже с пяти метров), а потом, с четырех или чуть больше, и плотву. Красавица граммов на 300, за такой мы и приехали. Все-таки хочу довести дело до конца. Сверлю лунку за лункой, а глубина все не растет. Бугор-то, оказывается, здоровенный. И меньше чем с трех метров тоже ловлю 300-граммовую плотвицу, сразу вслед за ней – неплохого окуня. Есть рыба и на мели!
Ловим дальше. Окунь попадается, порой и хороший, но плотвы нет. Надо проверить вторую косу, в прошлые разы не ней лучше всего ловилось. Приходим, буримся, ловим. Плотвы нет, но средний окунь ловится. У меня лучше, чем у Вити. Ситуация благоприятствует экспериментам с приманками, чем Витя решает воспользоваться. А я иду искать удачу в юго-восточный, лучше всего защищенный от сильного ветра угол карьера.
За это я чертика и люблю. Когда на мормышку ловишь, всегда сомневаешься: может, она великовата? Или бусину поставить другого цвета? А не попробовать ли на посеребренную, вдруг сегодня она лучше черной? С чертом не думаешь ни о чем подобном, потому что знаешь по опыту: все, что может клюнуть, на него клюнет. Поэтому меняешь место, а не приманку, и в результате знаешь водоем лучше мормышечников. Если, конечно, ловишь на нем не реже, чем они.
В результате рыбы я толком не поймал (так, несколько окуньков), но нащупал еще одну интереснейшую косу. Ближе к весне она может сработать. А сейчас пора вернуться на бугор, где плотва себя хоть как-то проявила. Многие рыболовы уже ушли. Проверяю по дороге те закормленные лунки, на которых уже образовался ледок. Они брошены давно, может, рыба сплылась, интересно посмотреть, какая.
Однако 5-6 лунок проверил, а поклевок нет. Такой результат даже радует. Раз местная рыба не очень-то прикормку жалует, то у нас, безмотыльщиков, больше шансов. Впрочем, удивительного в этом ничего нет, такая ситуация характерна для водоемов со сложным рельефом дна.
Подхожу к бугру, тут и Витя подтягивается. Подобрал-таки мормышку и неплохо половил. Сработал черный вольфрамовый «гвоздик» с вроде как светящейся бусиной невыразительного мутно-зеленоватого цвета. Витя жалуется на сходы и грешит на способ оснащения мормышки бусиной: она не нанизана на крючок, а подвешена, как сережка. Похоже, окунь бусину не хватает, а «прикусывает» губами, вот крючок и цепляет его еле-еле.
Рыбы мы с Витей поймали поровну. Мормышка черту не уступила. К тому же вечереет, нужна приманка позаметней. Поэтому с легкой душой перехожу на «муравья» с крупной желтой бусиной. Однако мормышка мормышке рознь! У меня поклевок нет, а Витя ловит плотвищу на полкило. На «гвоздекубик», то есть черный «гвоздик» с золотистым кубиком на крючке. Может, конечно, случайность, всего ведь одна рыбина, с точки зрения статистики – ничто. Но запомним этот случай. Глядишь, постепенно и статистика накопится.