Считаю, что по лисе можно проверить опытность зверового охотника. Она в наших народных сказках является персонажем, проявляющим незаурядную хитрость и изворотливость. Как говорят, у лисы 100 уловок.
Еще бы! В отличие от многих лесных зверей она не уединяется в лесной глухомани, а наоборот, крутится вокруг построек, свалок, скотных дворов. То есть жмется поближе к человеку. И конечно, она хорошо изучила его. Другое дело, что обыватели не так часто видят лисицу. Это естественно, ведь она ведет ночной образ жизни, а заметив приближающего человека, затаивается или убегает. Конечно, охотнику надо знать повадки зверя, на которого он охотится. Но лиса – зверь особенный.
Как и волк, она не полезет куда-нибудь наобум, если не будет уверена в своей безопасности. Уж больно она хитра и осторожна. Она будет крутиться вокруг да около, пока хорошо не изучит обстановку. Я много ловил лисиц капканами и знаю, что даже хорошо видимую приманку в уголке под навесом из веток или лапника она не возьмет. Истопчет рядом целую площадку, но к мясу не полезет. Боится, видите ли, замкнутого пространства. Да и стрельба по лисе не всегда проста. Чего только стоят ее внезапные зигзаги, когда она на махах пытается скрыться! Только прицелишься и соберешься нажать на спуск, как она внезапно ударит хвостом по воздуху вправо, а сама рванет влево….
Караулить лису можно у свалок, на ее переходах, на приваде. Я предпочитаю сидеть на переходах. Здесь рыжая идет спокойно по своим делам. Переход ищу у овражков, на лесопосадках, мелиоративных канавах, в зарослях между карьерами, озерцами. Желательно разведать лазы заранее. Например, придешь в 6:00 – следа нет, возвратишься в 9:00 – след появился. При повторах можно смело сделать вывод: лиса здесь возвращается с поля на лежку утром между 6:00 и 9:00. Значит, на засидку надо выходить к 5:30. Сидеть всю ночь утомительно: руки онемеют, действия будут нечеткими. Лучше приходить к вечеру или под утро (часам к четырем-пяти). Это если не определено время прохода лисы через лаз. Мороза ждать нет необходимости. Это не русак, который любит пошире побегать в мороз. Хороша погода от плюс 3 до минус 10 градусов – сам меньше задубеешь. Если подсыпает мелкий сухой снежок – это хорошо. Он глушит шорох и засыпает путь подхода. Если идет мокрый снег, дождь – на засидку лучше не ходить, лиса не очень-то любит мочить свою шубку. А вот небольшой ветер не помешает. Главное, чтобы он от вас не дул на предполагаемый выход зверя. Если ветер сильный, сидеть сложнее: окоченеваешь, выбивается слеза, трудно выцеливать. К тому же хлопают полы маскхалата, отпугивая зверя еще на дальнем подходе. Шевеление – главный враг маскировки, особенно в морозную ночь. Если сырость, густой туман, то молочный луч от фары не дает рассмотреть цель. Несколько рассеивает молочный луч противотуманная пленка, ее надо иметь в комплекте с галогенкой. Сидя неподвижно, со временем начинаешь коченеть. Затем этот период проходит. Через некоторое время все повторяется. Тут уже сидеть, как кукла, не выйдет. Надо греться. Но это не означает, что надо размахивать руками и приседать. Это непозволительно, так как возможно, именно в этот момент лиса выйдет, и засидка будет испорчена. А лису даже и не увидишь. Надо греться без шороха, вбирая и опуская живот, напрягая и отпуская мышцы спины. Часто требуется потереть нос, щеку, устранить щекотание. Надо поднимать руку медленно, как в замедленном кинофильме, по несколько сантиметров в секунду. Рукой по щеке не шаркнуть, а лишь слегка придавить ее. Шорох в безмолвие слышен очень далеко, и ведь не исключено, что именно в этот момент лиса подходит к переходу.
В новолуние, когда темно, стрелять без фары – дело почти безнадежное. Не помогает и прикладистая ложа. Но и с фарой были казусы. В чем дело? Появляется лиса – включаю фару на кронштейне под стволами и... ничего не вижу. Оказывается, туман настолько густой, что образовал передо мною молочный луч. А за ним цель не видна. И такие ошибки – причина неудач. В туман лучше не сидеть.
Нравится мне сидеть в полнолуние! Видимость прекрасная. Но не только для охотника. Как-то бежала ко мне лиса вдоль мелиоративной канавы. Учтя часть ошибок, я не шевелился. Добежав до меня метров на 80, она вдруг остановилась как вкопанная, а затем резко отвернула вправо и ушла. Я сначала не мог понять причину ее поведения. Затем снял полушубок вместе с маскхалатом, повесив их на стульчик, отошел на место, где стояла лиса, и... Увидел на фоне белого лунного поля черную «тушу» своего одеяния – белый маскхалат не помог. А ведь у лисицы зрение поострее человеческого.
Бывает, что есть хороший переход, но есть вероятность подхода лисы сзади тебя. Вспоминается такой случай. Сидел я в высокой траве у лесопосадки. Ветер был порядочный. Луна. Настроение, как всегда на засидке, прекрасное. Просидев часов 5, снялся и, сделав шагов 15 назад, наткнулся на точок лисы. Оказывается, она подошла сзади, долго топталась на одном месте, возможно сидела, пока я не шевелился.
Как то устроился я на заброшенном свинарнике. Сыплет сухой снежок. Луна. Сильный запах перегноя. Вдруг сзади поскрипывание. Хватило терпения не дернуться. Вижу боковым зрением – слева выплывает зверь. Пока неясно, собака, лиса, русак или кот. Но вот силуэт вытянулся: лиса. Меня не видит, что-то копает в снегу. Наверное, свою захоронку... Поднимаю пятизарядку, целю в бок. Она не реагирует, видимо, шорох падающего снега глушит. Перенес ствол с бока на кончик носа. Ударил. Легла на месте. Только хвостом взметнула снежок.
Задержался однажды по службе и пришел на засидку с опозданием. Выбирать и изучать переход не было времени. Сел у заброшенных строений. Впереди вроде чистинка. Была первая четверть луны. Видимость средняя. Часа через два слева появилась лисица. Поднял ружье, но она исчезла из поля зрения. Ничего не соображу. Куда ей деться? Ни кустов, ни травы. Затем левее метров на 10 она опять появилась. И тут же потерялась из виду. Выстрелить не успел. Оказывается, садясь второпях, да еще в темноте, я не смог рассмотреть впереди себя большие бугры, засыпанные снегом. Они-то и создали мертвые, невидимые зоны.
Сижу однажды посредине поля на какой-то свалке. Сюда после остекления теплиц вывалили много битого стекла. Пора свадеб. Слышу характерный крик лисы. Затем еще раз. Вроде приближается. Мобилизуюсь. Вдруг слышу чей-то топот по стеклу. Жаль! Так беспечно может бежать только беспризорная собака. Нет же! Вылетает лиса! Выстрел. Готова. А ведь уже приучен: лиса всегда появляется бесшумно. Если бы внутренне не собрался – упустил бы точно. Уж больно с большой скоростью она бежала.
Однажды я забыл прихватить свой любимый алюминиевый стульчик. Устроился на камне. Подложил ружейный чехол и мешок. Сначала вроде бы было ничего, но затем какие-то неровности стали постоянно беспокоить. Ерзал время от времени. Вообще намучился. Ничего не дождался. Снялся. Идя назад, в 10 метрах от засидки наткнулся на след лисы. Вот она подошла, вот точок, где сидела. И хоть меня скрывали густые заросли рогоза, она, конечно, рассекретила меня и спокойно ушла сторонкой.
В другой раз сидел в нагромождении бетонных балок на окраине поля. Вышел русак. Выстрел. Готов. Вылезать не стал. Через некоторое время трусит второй русак. Остановился в трех-четырех метрах от тушки первого. Легко подстрелил и его. Сижу дальше. Выходит лиса. Поднимаю МЦ-21-12. Это уже не русак. Мгновенный рывок, а я никак не могу сделать поводку – стволы уперлись в балку. Пока встал, хитрая уже стелилась по полю, как птица. Ударил раза три, но, видимо, уже было далеко. При поводке ружья не должно быть помех.
Понравилось место на окраине дачного участка. Сижу в пристройке. С боков штабеля вагонки. Лиса выходит справа. Можно стрелять, но повернуться вправо не могу – мешает штабель. Лиса берет еще правее. Приходится встать. Гремят доски, выстрел. Промах налицо.
Присмотрел хороший переход в торфяниках через канаву. Сижу, жду. Видимость плохая. Сижу с диодом (ослаб аккумулятор). Выныривает лиса. Ничто мне не мешает. Поднимаю ИЖ-27, стреляю встречную. После выстрела рыжая взвизгивает, высоко подскакивает и мчится обратно. Осматриваю следы дроби. Все ясно: попадание в грудь, подранок. Снимаю часть одежды, решаю вытропить. Лиса заводит в мелкий соснячок. Несколько раз спотыкаюсь. Так можно и глаз выколоть! К тому же садится фонарик... И утром ничего не получилось – поземка все перемела. Кое-где раскопал следы крови. Но лиса мне не досталась…
Устроился как-то на перекрестке дорог, в высокотравье кювета. Прикинул все варианты выхода лисы. С двух направлений было неплохо: участки протяженностью метров 25–30. Боялся, что лиса выскочит слева из-за обочины. Так и вышло. Лиса появилась внезапно, остановилась и уперлась в меня взглядом метров с четырех. А потом рванула. Вижу – сейчас скроется. Бью – промах. Она нырнула в кювет и была такова. Вывод: неудачно выбрано место засидки.
Все моменты учесть трудно. Лишь со временем вырабатываются определенные навыки по стрельбе на засидке. Ночь есть ночь. Я люблю повторять, что ночью попадает в зверя не тот, кто просто хорошо стреляет, а тот, кто хорошо стреляет ночью.
Плетешься, бывало, ночью домой, слезы капают из глаз от обиды за свои ошибки. Ведь если бы не ошибка, сейчас нес бы кумушку.
Лиса требует к себе уважения. И большого терпения. И настойчивости в преодолении своих ошибок. Тогда успех будет приходить все чаще и чаще. И уже с вечера нестерпимо будет тянуть даже на стылый ветер. Ну и пусть! Иногда на одной засидке можно увидеть больше, чем за 10 лет охоты. Здоровье, правда, должно быть крепкое. Сами же зимние засидки закаляют организм...
Хороши из лисьих шкурок женские шапки и воротники пальто или курток! В нашем военном городке много женщин ходило в нарядах из моих трофеев. Посмотришь солнечным зимним деньком на женщину в таком одеянии – боярыня, да и только! Невольно залюбуешься!
В лунном сиянье
Без ощущения сказочности природы нет ни охоты, ни охотника. Е. Пермитин