В середине марта в редакцию по электронной почте поступил вопрос от Николая М.
Здравствуйте, уважаемая редакция! Со мной произошел один неприятный случай.
Когда я возвращался на автомобиле со своего участка, двигаясь по проселочной дороге, мне преградил путь другой автомобиль. Из него вышел мужчина и представился гос-инспектором, показав удостоверение.
Так как у меня в машине было ружье, в чехле, он попросил у меня документы; я предъявил охотбилет, путевку и разрешение на оружие.
Документы — в порядке. Мне было предложено показать содержимое багажника. В багажнике лежал рюкзак, и в нем находился в чехле имитатор голосов. На меня составили протокол.
Позже состоялись два суда, и мне грозит лишение охотбилета от года до двух, соответственно разрешения на оружие и на пять лет нарезного. Хотелось бы узнать мнение Вячеслава Михайлова.
Уважаемый Николай! Спасибо за обращение, на которое постараюсь вам ответить.
Дать конкретный ответ по сути вашей проблемы не могу, т.к. не имею необходимых для правового анализа документов: протокола об административном правонарушении, решения мирового судьи и районного суда о рассмотрении правонарушения, в котором вас обвинили. Не представлено и каких-либо других документов по данному случаю.
Вероятно, вас привлекли к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ.
В соответствии с названной нормой к административной ответственности могут быть привлечены охотники за нарушения Правил охоты, а ее санкции предусматривают «лишение охотбилета от года до двух, соответственно и разрешения на оружие».
Анализ фактов, изложенных в обращении, показывает, что госохотинспектор остановил вашу машину, когда вы двигались со своего участка по проселочной дороге.
Почему при движении по любым дорогам разрешено транспортировать оружие, суды, уполномоченные государственные органы, различные СМИ и «РОГ» в частности разъясняли неоднократно. Останавливаться на этом не буду.
Для сведения. Некоторые нормы законодательства, необходимые для разрешения споров о нарушениях правил охоты.
1. Должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания имеют право производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добычи объектов животного мира, добытых объектов животного мира и полученной из них продукции, в том числе во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки (ст. 31 ФЗ «О животном мире»).
2. В соответствии с ФЗ «Об охоте»:
— задачами Федерального государственного охотничьего надзора являются выявление, предупреждение и пресечение нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 40);
— Федеральный государственный охотничий надзор осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора (далее — органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 40);
— права должностных лиц органов государственного надзора, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 3 ст. 40);
— производственные охотничьи инспекторы вправе производить при предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора при наличии достаточных данных о нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов лицом, находящимся в границах охотничьего угодья, осмотр вещей, находящихся при указанном лице (в том числе орудий охоты, продукции охоты), остановку и осмотр транспортных средств без нарушения целостности и вскрытия осматриваемых вещей, транспортных средств и их частей (п. 2 ч. 7 ст. 41).
3. Контроль за оборотом оружия на основании требований ст. 28 ФЗ «Об оружии» осуществляют органы внутренних дел, права которых определены ст. 13 ФЗ «О полиции».
4. Лица, имеющие полномочия по возбуждению, расследованию и принятию решений, порядок проведения расследований и процессуальных действий, в том числе составление и оформление протоколов, рассмотрение и привлечение к административной ответственности, определяются КоАП РФ.
5. Порядок транспортирования оружия по территории России установлен пунктом 77 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814 в действ. ред.).
Анализ вышеназванных норм права дает возможность утверждать, что «госинспектор» в отношении вас имел право остановить и досмотреть ваш автомобиль и проверить оружие и другие орудия добычи объектов животного мира, а также добытые объекты животного мира и полученную из них продукцию, в том числе во время ее транспортировки
(ст. 27.2 КоАП РФ).
Досмотр транспортного средства проводится в указанном в этой статье порядке в присутствии двух понятых (п. 2), сам протокол о досмотре должен соответствовать п. 6.
Не все знают, но эта статья требует в протоколе о досмотре транспортного средства, кроме прочего, указать сведения о виде, количестве и идентификационных признаках вещей, обнаруженных в ходе досмотра. А все ли было в отношении вас совершено госинспектором в соответствии с этой нормой закона?
Вы сообщили, что при досмотре «в багажнике лежал рюкзак, и в нем находился в чехле имитатор голосов».
Действительно, п. 52.14 Правила охоты запрещают применение на охоте «электронных устройств, имитирующих звуки, издаваемые охотничьими животными» (приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.11.2010 № 512 в действ. ред.).
Но ведь само нахождение в автомобиле этого электронного манка еще не говорит о наличии в ваших действиях состава административного правонарушения, указанного в ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, о нарушении вами Правил охоты.
Объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, является нарушение правил охоты, то есть требований к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории Российской Федерации, в частности нахождение физических лиц в охотничьих угодьях с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами без соответствующего разрешения (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).
Из обращения не совсем понятно, каким именно образом было установлено нарушение вами Правил охоты. Ведь само передвижение на автотранспорте по дорогам через охотугодья, если соблюдены правила транспортировки оружия, свидетельствует, прежде всего, о транспортировке охотничьего ружья.
Отсутствие необходимых сведений не позволяет сделать определенный вывод о произошедшем, а также дать вам конкретные рекомендации.
И последнее. В пункте 14 названного постановления Пленума ВС РФ дан перечень НПА, которые содержат Правила охоты, за нарушение которых возможно наказание по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ. Здесь сказано, что «правила охоты утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. № 512 «Об утверждении правил охоты», а также Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548 «Об утверждении положения об охоте и охотничьем хозяйстве в РСФСР» и приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 4 января 1988 г. № 1 «Об утверждении типовых правил охоты» (применяемые в той части, в которой они не противоречат Федеральному закону «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)».