Лесные колибри

Митька всю осень провалялся в больнице. Ну, провалялся – это легко сказано. Инсульт. А – это уже не шутки. «Надо было раньше к врачу идти. А так, запустил ...» - сам говорил. Зимние охоты тоже пропустил. И вот - ВЕСНА. Ну как не вырваться к заветным местам?

А места те, известно где. Да чёрт знает где...
Все говорили: «Сходи ты не далеко. Рядом с деревней есть точОк. Да и не плохой. Возьмёшь своего петуха и успокоишься».
Так нет же. Охотничья душа тянет туда... Туда. Подальше от людей, к нетронутому токовищу.
И пошёл же!
Пошёл, обливаясь пОтом. Останавливаясь через каждые 100 метров. И дошёл!
Правда, шёл целый день. Ну и что? Дури-то у нас хватает.
«Сердце колотилось, так, что думал – выпрыгнет. Несколько раз думал, назад повернуть, но дополз»...
Ох и силён, и в то же время дурён, у нас на Руси мужик...
Митька, всё же взял своего петуха. И взял не у деревни, а там, куда его манила «сила необоримая».
Назад опять шёл весь день. Опять обливался потом, засовывал назад выпрыгивающее сердечко, но дошёл и трофей свой дотащил. И об этом, трясущимся от радости голосом, рассказывал мне в трубку телефона.
Ладно – это так, мысли вслух. О весне и о том, что делает с нами, охотниками, Весна.
........................................................................................................................................................................
Весна в этом году выдалась поздняя, но дружная.
Вода сошла быстро. К 1 мая в лесу уже было, как летом. Солнце палило, изгоняя последнюю влагу из лесов и болот, от чего дышать днём, было тяжело. Плотный западный ветер дул, почти не переставая.
Всё у человека не постоянно. В этом году почему-то я соскучился по выстрелу. Вот уже три года ходил в лес, весной, без ружья. И всё было замечательно. Фото, видео – всё устраивало. Всего хватало. А тут почувствовал, что нужно обязательно идти с ружьём, иначе будет не досказанность.
На глухаря, почему-то не тянет. Пойду, как обычно на болото, на озеро ...

 

Прогуляюсь по лесам, переночую ночку, другую у костра.
Хотя весной – это, пожалуй, звучит не корректно.
Какая там ночёвка?
Примерно в 00.00 залезаешь в спальник, после вечерней зорьки, а будильник уже стоит на 2.30.
После подъёма - расходиться после спячки. Попить тёпленького, из «заряженного» с вечера термоса и в путь, к шалашке, на тетеревином току.
Путь не близкий, а идти ночью по болоту – это особое удовольствие. Идёшь, мнёшь сапогами, мягкие кочки. А они томно постанывают, под давлением твоей ноги.
Всё вокруг таинственное, сказочное. Весь болотный мир ещё спит. Спит каких-то три часа, перед тем, как опять и снова, на рассвете, наполнить всё вокруг, праздничным улюлюканьем, свистом, и грохотом. ВЕСНА !
Фонарь можно и не включать. Едва потемнела полоса заката, как на востоке уже начинает подсвечивать, подбирающееся к краешку горизонта, Солнце.
Короче, светло. Зарева от далёких деревень, обозначают путь и служат ориентирами.
Пока хлюпаешь болотом, несколько раз спугнёшь спящих, между кочек куропаток. Они с резким хлопаньем крыльев, поднимаются и, мелькая белым оперением, скрываются в предрассветных сумерках с недовольным квохтаньем.
А тетерева, те уже на току. В этот раз шёл долго и в шалаш залезал уже под чуфыканье первых токовиков. Поют буквально в 50 метрах и не обращают внимания на мою возню. Правда, поют в густом камыше, видимо, поэтому и не боятся.
Раньше болото начинало оживать и наполняться звуками в 03.00. Сейчас в 04.00. Что-то я уже запутался с этим переводом времени, с летнего на зимнее ...
Когда обустроился, подлетело ещё три петуха, расселись по кочкам, на открытом болоте и начали своё воркование... Ещё темно.
Остальные пять штук «булькатали» на кочках, среди густого камыша и были видны только, когда делали «свечки», подлетая вверх.
С рассветом, все петухи перелетели в камыш и там начали активно токовать.
«Слышит око, да зуб неймёт» - это я про себя.
 

В этот раз, стрелял я несколько раз, прежде чем взял свой трофей. Уже пробовал и выше брать и нулёвкой и тройкой бил. После выстрела перелетает метров на сто, на чистое, садится на кочку и опять начинает петь. Мистика какая – то.
Всё же причина – ошибочное определение расстояния. Кажется, вот он, рядом сидит. Стреляешь. Улетает невредимым ... Или из-за того, что стрелял через камыши. Всё же сухой камыш - серьёзная преграда для дроби.
Короче, своего петуха, пришлось поднять на крыло первым выстрелом и только вторым, в лёт, я его уложил на мох. Такая канонада на току – это у меня впервые. Стрелял, стыдно сказать, девять раз.
Обычно, после выстрела весь ток поднимался на крыло, перелетал подальше и возвращался минут через тридцать. Сейчас же, на удивление, после стрела, улетал только тот, по которому стрелял. Остальные даже не прекращали петь, а наоборот, начинали активнее токовать.

 

 

 

Озеро, вечером, у чучелов, подарило мне трофеи селезней. Которые были ну очень большие. Такие большие, что и гусей не надо.
 

 

Гуси, кстати, показали себя только три раза, за три дня на болоте. Стайки были маленькие, до двадцати голов. По одной я даже сдуплетил, но больше для очистки совести, что по гусю, мол, тоже стрелял.
Обычно весной, на болоте, приходится наслаждаться весенним солнцем и полным безветрием, от чего, конечно сразу тянет искупаться. В этом году, купальный сезон не открыл из-за сильного западного ветра, который «выдул» мозг уже к вечеру первого дня.
А вообще, весна очень странная. Весной, всё болото гудит и стонет от криков кроншнепов, разных куликов, чаек, гусей, лебедей и т.д., и т. п. Сейчас же всё как-то очень буднично и спокойно. Я удивлён.
Вторая вечёрка на озере с чучелами подарила мне несколько часов безмятежности и одного селезня.
Свиязь, стайки которой, тоже всегда держатся на озере, в этот раз опять же не была замечена. Я снова удивлён.
Только чирки, свистунки и трескунки, парочками подлетали на манок к чучелам и, покрутив головами, отлетали подальше от подозрительного кустика, машущего стволами. И из другого угла озера начинали «трюкать» и «свистеть».
Бобёр в этом году на озере не появился. И, слава богу! Хватит его проделок. Ещё долго можно не пилить дрова, а жечь поваленные берёзки.
 

Утки уже сидят на гнёздах. Нашёл пару гнёзд, на болоте.
Эх! Как яичницы хочется ... )
 

 

Второй восход встретил на озере, на ток не пошёл. Ветер иногда резко утихал, а потом так же внезапно опять начинал дуть.

 

Утром селезни были очень осторожны. Кажется, нет птицы более осторожной, чем кряковый селезень. Садились на середину озера и, вытянув шеи, долго сидели, озираясь. Далее, улетали невредимыми. На манок - ноль внимания.
 

 

Ветер всё дул и мне было пора уходить с болота. Пойду в лес, там потише. Набил рюкзак.
Думал назад налегке пойду, ан нет. Опять набралось добра.
Есть у меня один недостаток. Не могу ходить налегке. Не получается. А так хочется.
 

По дороге к дому, проходил глухариное болотце. Следы глухарей присутствуют. Это радует.
 

Рябчики несколько раз вспархивали парами у меня на пути. Один сразу улетал, а второй, усаживался на виду, на ветке и долго крутил головой...
Весна! Не боятся.
День был очень жарким, дорога тяжёлая и даже ветер не спасал.
 

Хорошо, когда никуда не торопишься. Время было, и я решил подарить себе ещё тягу вальдшнепа.
Город подождёт ...
Ближе к деревне решил найти подходящую вырубку, там и заночевать.
Место долго искать не пришлось. Вот замечательная делянка, уже порядком заросшая, маленький аппендицит вдаётся в лес и из него тянется просека.
В центре несколько пушистых ёлок, вот под ними и устроюсь.
 

С наслаждением, скидываю рюкзак и вдруг за этими елками слышу хруст, треск ... Молодая корова (ну, в смысле - лось), светлого, почти соломенного цвета, поскакала по вырубке, и, забежав в лес остановилась. Я порадовался встрече, сердце чаще застучало в груди.
Начал разбираться с дороги, развёл костерок, благо, что везде сушняк, загорается, как порох. Вскипятил воды, попил чайку. Перед тягой, решил освежиться. Взял мыло, полотенце и пошёл искать ближайший ручеёк. Обхожу куртинку ёлок и опять сталкиваюсь со своей коровёнкой. Она тем же маршрутом, шла через вырубку. Мы одновременно увидели друг друга, остановились. Я пожалел, что в руках нет камеры, а она неуклюже развернувшись, опять поскакала по нашим россейским буеракам, смешно раскачивая тяжёлой головой.
Тяга началась в 09.40. Летали до 10.10. Потом тишина. И в 10.50 ещё пара пролетела, но далеко.
 

Первого вальдшнепа услышал издалека, вечер был чудным, ветер стих. Понимал, что идёт стороной, но увидеть хотелось. Ждал его появления над верхушками деревьев. Когда понял, что звук уже удаляется, начал «шарить» взглядом в небе. И увидел ... Увидел его, летящим на такой высоте... Короче, как гуси летают. Я надеялся, что кулики здесь будут лететь низко, а они шли над общим уровнем леса. Лес вокруг стоял высокий. В общем, на тяге, я никогда так высоко вальдшнепов не стрелял. Но, не смотря на это, трёх штук удалось сбить, правда, одного так и не нашёл. Два других упали красиво, к ногам.
Так закончилась весна 2013.
Кулинарными изысками хвастаться не буду. Просто варил бульончик.
Тетерев, утка, вальдшнеп, по очереди.
Дома, сын, с удовольствием долго рассматривал трофеи. Гладил мягкое и тёплое перо, с неповторимым лесным, диким запахом...
«Лесные колибри» - так он назвал вальдшнепов.
 

........................................................................................................................................................................
А что Митька? Митька бегает.
За «колИбрями» теми, тоже ходил.
Постреливает.
Выздоравливает ...

Что еще почитать