Тетерева очень боятся человека и его голоса и в ту сторону, где заметили или заслышали присутствие людей, летят весьма редко. Также если во время подъема чучел на деревья тетерева находятся в виду и заметят эти приготовления, они уже в этот день не подлетят к чучелам.
Конечно, нет правил без исключения, но в главном все эти предосторожности необходимы, и, если бы крестьяне-охотники соблюдали их, количество убитых ими тетеревов, несомненно, увеличилось бы.
Где тетеревов много, совместная охота на несколько шалашей временами бывает очень удачна. Разумеется, шалаши не должны находиться ближе 400–500 шагов один к другому. Тут тетерева иногда «запутываются между шалашами» и, поднимаемые выстрелами, начинают перелетать от шалаша к шалашу. Если же тетеревов мало, то близость другого шалаша пользы, конечно, никакой не принесет, а наоборот, ухудшит охоту.
Погода тоже имеет большое значение в этой охоте. В ясную морозную погоду тетерева очень строги и делают большие перелеты. В погоду сумрачную, тихую, с мелким дождем и даже падающим снегом, не настолько, однако, сильным, чтоб он заносил чучела, тетерева бывают гораздо смирнее, перелеты делают небольшие и от чучел отлетают не так скоро.
В дни, когда оттепель сгоняет напавший снежок, окрестности тонут в легкой дымке тумана и моросит мелкий дождь, бывает самая удачная охота на чучела.
В сильный ветер в шалаше сидеть положительно не следует. Во-первых, из-за шума ветра пропадает добрая половина эффекта этой охоты, не слышно перелетов и мощного хлопанья крыльев тетеревов; а во-вторых, в такую погоду тетеревов найти труднее: они держатся в местах, защищенных от ветра, в большинстве случаев забираются в чащу, откуда их трудно выжить и подогнать к чучелам.
Сидеть в шалаше можно весь день с небольшим перерывом. Если снег еще неглубок, тетерева опускаются на землю. Утром тетеревов найти легче; по утрам они сидят на вершинах деревьев и заметны издали; вечером же садятся на средниe сучья дерева или на мелкий лес, и разглядеть их труднее. Зато почти всегда вечером тетерева более смирные и меньше делают перелетов, чем утром.
Охоту лучше всего производить с двумя-тремя загонщиками, хорошо знающими свое дело. На их долю выпадает самая трудная часть этой охоты, и в них заключается весь ее успех. Все загонщики должны действовать дружно, отнюдь не отпугивая и не угоняя тетеревов каждый к «своему» шалашу, в результате чего получается путаница, загонщики наперерыв стараются помешать один другому, и в итоге — охота неудачна.
Где местность позволяет, там хорошо иметь загонщиков верховых. Благодаря этому расширится район их деятельности, а следовательно, возрастут шансы сделать охоту добычливее.
При охоте с тремя пешими загонщиками (редко, где местность позволяет загонять тетеревов верхами, да и слишком дорога такая охота) они должны заранее распределить местность между собою, чтобы не ходить наугад, не мешать один другому и окружать шалаш со всех сторон.
Подходя к сидящим на деревьях тетеревам, загонщик должен внимательно осмотреть все стадо, чтобы нежданно не испугать незамеченного им ранее тетерева, который может полететь в противоположную от чучел сторону, увлекая за собою все стадо. Если один-два тетерева полетели по направлению к чучелам, то гнать остальных отнюдь не следует — они сами полетят туда же.
Перегнать тетеревов к чучелам не сразу, а частями, по два-три тетерева, удается весьма редко. Обыкновенно тетерева летят почти разом и непременно все в ту сторону, куда полетел первый.
Три хороших загонщика могут гонять стадо тетеревов почти весь день. Они должны хорошо знать местность, где происходит охота, знать все более присадистые деревья, излюбленные тетеревами, и следить за отлетающими после выстрела от чучелов тетеревами.
Лишь только тетерева сделают перелет, ближайший загонщик должен спешить к ним как можно скорее, не давая тетеревам времени хорошенько рассмотреть чучела и наесться почками, и снова «посылать» их к шалашу. Остальные загонщики в это время ждут на своих местах, следя за тетеревами.
Если тетерева, делая перелет, пролетают вблизи загонщика, последний должен сколько возможно стушеваться, стараясь не показываться птицам. Все время, не теряя тетеревов из виду и заставляя их делать частые перелеты, загонщики разбивают стаю на несколько частей, и тогда начинается лучшая охота.
Пугаемые со всех сторон тетерева как бы попадают в заколдованный круг, из которого никак не могут выбраться, и им ничего не остается, как в поисках за спокойным и безопасным местом очень часто подлетать к чучелам.
Наконец, выбившись из сил, уцелевшие тетерева обыкновенно опускаются на землю. Если это случилось под вечер и загонщик заметил место, где «запали» тетерева, то на утро снова можно ожидать удачной охоты. Для этого следует ночью с собакой разогнать тетеревов и утром недалеко от того места выставить чучела. Разлетевшиеся во все стороны, переночевавшие где попало тетерева утром начнут слетаться и поспешат к чучелам частью сами, частью посылаемые загонщиками.
Так «предварительно подготовленная» осенняя охота на тетеревов с чучелами бывает иногда очень удачна.
В заключение о более удобном ружье для этой охоты. Кто недурно стреляет из винтовки, тому лучшего ружья для стрельбы тетеревов из шалаша и желать не надо, в особенности если пользоваться бездымным порохом.
Но и в обыкновенном дробовике бездымный или малодымный порох имеет массу преимуществ в этой охоте, уменьшая звук выстрела и не выдавая дымом место засады.
Очень часто после выстрела «Соколом» тетерева с недоумением оглядываются по сторонам, не улавливая, где именно раздался этот обеспокоивший их звук; на шумное падение с дерева своего товарища тетерева обыкновенно не обращают никакого внимания.