Традиционным оружием индейских племен, населявших Северную Америку, были все виды метательных и ударно-раздробляющих средств, известных человечеству с незапамятных времен. На охоте по мелким копытным, птице или хищникам применялись цельнодеревянные луки и стрелы с костяными или каменными наконечниками.
Крупных хищников индейцы добывали с помощью копья. Не менее эффективными были такие метательные орудия, как праща и боло – два камня, соединенные кожаной лентой или волосяной веревкой. Перечисленный выше арсенал дополнялся каменными и костяными ножами и дубинками, ударная часть которых представляла оструганный и обожженный комель дерева.
Топор как таковой появился в Америке, незнакомой с обработкой металлов, после высадки первой экспедиции французских моряков, которую возглавил Жак Картье. В 1534 году французы высадились в устье реки Святого Лаврентия и основали первое европейское поселение на территории современной Канады – Квебек. В отличие от прибывших почти на столетие позже англичан, французы отличались терпимостью и уважительным отношением к местным жителям. Их взаимоотношения начались с меновой торговли, одним из главных платежных средств которой являлся топорик.
Маленькие топоры с рабочей частью шириной 5-8 см, насаженные на древко длиной в локоть, традиционно использовались европейскими моряками в качестве валюты при контактах с аборигенами. Будучи изготовленными из самых дешевых сортов стали, они все же превосходили твердостью каменные инструменты. Выковать топорик мог любой деревенский кузнец из обручей для бочек, в которых хранилась солонина.
В фильмах, снятых по мотивам романов Д.Ф.Купера, томагавками пользуются многие персонажи. Однако в реальности это было не так. Европейские изделия были дороги, объем производства не позволял снабжать ими поголовно всех желающих. При этом практическая ценность томагавка в индейском быту не была слишком высокой. Узкая рабочая часть не позволяла колоть дрова и была неудобной для обтесывания жердей.
В боевом использовании томагавк также был не слишком удобен. Короткая рукоять и узкое лезвие позволяли владельцу наносить глубокие проникающие ранения, но создавали трудности при извлечении оружия. Если посмотреть на дизайн томагавков отвлеченно, то знающим людям он напомнит европейские боевые чеканы – топорики, оснащенные лезвием с одной стороны, и ударным бойком – с другой. Так вот в Европе чекан был одноразовым оружием – всадник наносил им мощный удар сверху вниз и оставлял в теле противника, не имея возможности извлечь.
Наибольшее распространение томагавки получили среди крупнейшего племенного союза Северной Америки – ирокезов. До захвата французских колониальных владений англичанами, ирокезы оставались верными союзниками «Орифламмы», поднимая оружие по призыву губернатора из Квебека.
А вот среди «повелителей равнин» - мощнейшего племенного объединения команчей – томагавки не были распространены. Безусловно, этот род оружия был им известен, но относительно команчей решающую роль сыграло их соседство с испанцами. Практичные идальго и монахи-иезуиты не торговали с индейцами. Одних из них они считали подданными своего короля, других – врагами. Кроме того, основу военной тактики команчей с XVIII стали составлять конные набеги, в ходе которых длинное копье и лук были более удобным оружием.
Как же томагавк занял не принадлежащее ему место оружейной легенды? Все достаточно просто. Ряд индейских племен – например, чероки, добровольно приняли путь белого человека. Они стали носить шляпы и жилеты, занялись фермерством и бизнесом. Их культура стала своего рода мостом между белыми пришельцами и аборигенами Америки.
Дорогие и редкие топорики европейского производства вместе с головными уборами из перьев и бизоньими шкурами, превратились в символы индейского народа, после чего были растиражированы голливудскими режиссерами в 1950-е годы. Именно в таком виде индейская «поп-культура» дошла до современных европейцев, а вместе с нею – и томагавк, «присвоивший» функции, которых в реальности не имел, и которым не соответствовал.