Хороший катер или алюминиевая моторная лодка по карману далеко не всем. Бюджетный вариант — надувная шлюпка с подвесным двигателем. Скептики наверняка скривились, мол, это пародия на лодку, уж точно не транспорт для современного рыбака. Впрочем, окажись они на борту Baltmotors Marine Неман 380, свое мнение о «надувниках» стопроцентно бы изменили…
Считается, что надувные лодки не слишком прочны, по сравнению с жесткокорпусными судами у них хуже управляемость и уровень комфорта гораздо скромнее. Но неоспоримое преимущество «надувников» — это удобство транспортировки и хранения.
Представьте, купили пластиковую или алюминиевую «посудину», и сколько сразу сопутствующих проблем и финансовых трат!
Где хранить? Нужен отдельный гараж или аренда места на лодочной станции (а это удовольствие в пересчете на 12 месяцев не из дешевых). Если все-таки гараж, то лодку надо на чем-то возить, следовательно — раскошеливаемся на прицеп.
Другое дело — надувная лодка. Для ее хранения достаточно свободного уголка в гараже или даже в квартире, а чтобы доставить «шлюпку» к воде, нужен пустой багажник в авто. Что погрузить, что выгрузить из машины надувную лодку длиной даже 380 см, по силам одному человеку. Да и со сборкой однозначно проблем нет.
Еще одно достоинство «надувников» — небольшая глубина осадки, что делает возможным эксплуатацию лодки на мелководье.
Впрочем, производители надувных лодок постоянно совершенствуют свой продукт, пытаясь улучшить характеристики и свести к нулю озвученные в начале статьи недостатки.
Взять, к примеру, лодку Baltmotors Marine Неман 380, на тест-драйве которой недавно побывало наше издание. Это небольшое рыбацкое судно длиной, как следует из названия, 3 м 80 см влюбляет в себя с первого взгляда еще на берегу. Лодка выполнена из особо прочного — толщиной почти в миллиметр — ПВХ плотностью 1100 г/м2, благодаря чему ей не страшны коряги, торчащие из воды.
Что касается плохой управляемости, то это тоже не про нашу испытуемую. Дело в том, что на лодке есть небольшой надувной киль, идущий практически во все днище, и это дарует судну, как мы убедились, отменную курсовую устойчивость.
Иными словами, современная надувная лодка практически ни в чем не уступает более тяжелым и дорогим жестко корпусным маломерным судам.
В базовую комплектацию Baltmotors Marine Неман 380 входят весла, сиденья из водостойкой фанеры, ножной насос, транспортировочная сумка и небольшой ремкомлект, на тот случай, если все-таки надувные борта не сдюжат встречи с чем-нибудь острым. Пол лодки устлан алюминиевыми вставками.
Выражаясь научным языком — пайолы. Для справки: пайолы на надувных лодках бывают двух типов: надувные и жесткие. Для лодок, рассчитанных на установку подвесного мотора, пайолы, как правило, делают жесткими (из алюминия или влагостойкой фанеры). Дабы предотвратить «гуляние» пайол на волне, производитель сделал так называемую «двойную защелку», то есть пайол входит не только в стрингеры (кто не в курсе, это название продольных ребер жесткости), но и в паз соседнего пайола.
Таким образом, пол лодки становится фактически жесткой, монолитной конструкцией. Кроме того, чтобы защитить надувные баллоны лодки в местах их стыка со стрингерами, на лодках серии «Неман» (данная серия, к слову сказать, представлена в четырех размерах: 320, 360, 380, 420 см) производитель установил специальные накладки из ПВХ.
В корму «Немана-380» вклеен транец высотой 38 см из специальной водостойкой фанеры. По высоте он не регулируется, да это по большому счету и не надо, ведь для своих лодок компания Baltmotors теперь продает и подвесные моторы, идеально подходящие по всем параметрам. Ведь регулировка транца нужна, как правило, чтобы правильно заглубить винт, дабы избежать эффекта подхвата воздуха и кавитации (то есть когда вокруг винта образуется воздушный пузырь, из-за чего лодка идет скачками и не набирает скорость при растущих оборотах двигателя).
На тестируемом нами «Неман-380» стоял мотор от Baltmotors мощностью 18 л.с. (в целом же, на эту модель надувной лодки можно ставить двигатели мощностью до 32 «кобыл»). Легкие рывки на глиссеровании чувствовались, и это было как раз вызвано тем, что между транцем и мотором стояли самодельные проставки. Винт был недостаточно заглублен, из-за чего образовывался воздушный пузырь. Остановились, убрали прочь «самопал», и лодочка пошла идеально.
Общие впечатления от «надувнушки» с мотором от Baltmotors Marine самые положительные. Лодка реально прочна. Управляемость на высоте: ни на малом ходу в режиме так называемого водоизмещения, ни на глиссере наш «Неман-380» не рыскал из стороны в сторону, а четко шел заданным курсом и уверенно входил в повороты.
Судно весьма устойчиво, и даже на небольшой волне рыбачить можно, что называется, из положения стоя. Мотор прекрасно заводится с одного-двух дерганий шнурком, немножко дымит при прогреве, как и любой двухтактник, но, главное, хорошо тянет. При эксплуатации подвесного движка следует помнить, что система охлаждения у него водяная проточная, и после длительной «пробежки» в полный газ его нельзя сразу глушить, в противном случае это грозит перегревом.
Теперь о ценовой политике. Лодка «Неман-380» в розницу стоит чуть больше 46 000 руб., а подвесной мотор Baltmotors Marine 18 обойдется потребителю в 56 000 руб. То есть достаточно большая лодка, рассчитанная на шесть персон плюс вполне мощный мотор, выльются примерно в 100 000 «деревянных».
Нельзя сказать, что Baltmotors однозначно соблазняет сверхпривлекательной ценой. Прайс на продукцию довольно средневзвешенный для этого сегмента.
Однако если детально вникнуть во все приятные мелочи, из которых и состоят лодки и моторы Baltmotors, то выходит, что при приблизительно одинаковой с конкурентами цене их продукция на порядок интереснее и качественнее для любителей поудить рыбку с лодки.