Советы по выбору квадроцикла

Многоколесный вездеходный мотоцикл в 1970 году изобрела компания Honda. Тогда он имел три колеса и сельскохозяйственное назначение. Через десять лет аппарат стал четырехколесным и приобрёл огромную популярность

На Западе он породил целое семейство маленьких мотоциклообразных вездеходов - там их называют all terrain vehicles (ATV), то есть вседорожным транспортом. Самый удачный русскоязычный аналог этого термина - "мотовездеходы".

Почему же квадроцикл так понравился всем? Он не требует хорошей физподготовки и специфических навыков, необходимых для кроссового мотоцикла. Он намного экономичнее джипа с точки зрения запчастей и топлива. Наконец, и в этом его уникальность, он провоцирует на необыкновенные вездеходные лихачества.

 

Что в них такого

Главное свойство квадроцикла - большие и чрезвычайно широкие как для такой маленькой машины покрышки. В них очень низкое воздушное давление - вдесятеро меньше обычных для среднего легкового автомобиля 2-2,5 атм. Это сильно повышает проходимость. Квадроцикл продерется сквозь такую грязь, где застрянет гусеничный вездеход, на джипе даже не стоит соваться.

Для своих размеров квады имеют огромный клиренс - 240-290 мм. Между прочим, дорожный просвет в 290 мм свойственен лишь немногим джипам - самым большим, "грубым" и "военным" из них. Так что на квадроцикле трудно задеть подвеской землю. Вдобавок к высокому клиренсу, он минимум вдвое уже и короче любого джипа.

Двигатель на большинстве квадроциклов - 1-цилиндровый (2 цилиндра встречаются редко, как правило, на американских и канадских моделях), от 49 до 750 см3 (чаще всего - 250-500 см3), мощностью от 4-70 л.с. (чаще всего - 20-50 л.с.). При весе с водителем в 230-480 кг удельная мощность иных моделей - больше 100 л.с. на тонну. Если наряду с мощностью вспомнить о подвеске с ходом в 200-230 мм, становится понятен еще один квадросекрет проходимости и необычной скорости на бездорожье.

Расход топлива для квадов измеряют в литрах за час работы. Причина понятна: грязь везде разная.

Квадроциклы чаще всего имеют автоматическую трансмиссию. Впрочем, у спортивных моделей имеется ручное переключение передач - так меньше потери мощности.

Квадроциклы из США обычно тяжелее других, мощнее, прожорливей, они почти поголовно полноприводные и "полнодисковые". Среди японских аппаратов примерно половина - с приводом лишь на заднюю ось. Примерно две трети "китайцев" - с задним приводом..

Какую марку предпочесть зависит от бюджета и стиля езды. Японская техника надёжнее, но и стоит она намного дороже. Но с другой стороны, если Вы будите относится к своему квадроциклу достаточно бережно, то и прослужит он Вам гораздо дольше.

Какие они бывают

Существует два главных типа квадов - спортивные и утилитарные. Спортивные модели предназначены для гонок. Эти квадроциклы маленькие и легкие, они снабжены сравнительно небольшими колесами и только задним приводом, могут выжать до 150 км/ч. У спортивных квадов, как правило, регулируемая подвеска и уменьшенный клиренс (около 150 мм). На некоторых - небольшой ход подвески (150-200 мм), но многие имеют как раз сверхдлинноходные амортизаторы (до 280 мм). Различия в ходах подвески продиктованы различиями в условиях гонок. Это тоже стоит помнить при выборе квадроцикла.

Главная черта утилитарных квадов - грузовой багажник, на различных моделях в него можно укладывать от 10 кг до 100 кг груза. Почти все такие квадроциклы могут буксировать прицеп с "легковушечными" параметрами - весом до полутоны, естественно, проходимость при этом резко падает.

Кое-кто из разработчиков создает туристскую породу квадов, другое их название - спортивно-утилитарные. Они предназначены в основном для подготовленных людей и весьма тяжелых турпоходов в стиле "трофи".

Несколько лет назад появились сверхтяжелые (сухой вес - больше 400 кг) квады, к которым у нас прилепилось название "мотогрузовик". У них очень просторный задний багажник, часто напоминающий обыкновенную грузовую платформу (В него можно погрузить до 400 кг), иногда целых шесть колес и небольшой клиренс (140-170 мм).

Стоит упомянуть и о родственниках квадов - амфибиях. Это еще более вездеходные плавающие машины со стеклопластиковым кузовом в форме ванны и шестью-восемью колесами. Их колеса работают и как наземный, и как водный движитель. Орган управления у амфибии - либо мотоциклетный руль, либо танковые рычаги по бокам от водителя. Поворачивает амфибия по танковому, притормаживая левый или правый комплект колес.

Кому что

Многие предпочитают в качестве первого квадроцикла покупать спортивную модель. Однако это не лучший выбор. У гоночного квадроцикла - задний привод, зависимая подвеска сзади, небольшой клиренс и маленькие колеса, чаще всего со специфическим "песчаным" рисунком резины. У такой машины весьма низкая проходимость, она рассчитана на езду по подготовленным трассам, а не на грязь, бездорожье и тем более броды. Кроме того, у спортивной модели специфичная гоночная управляемость, попросту говоря, она не слишком устойчива.

 

 

Состоятельному любителю погонять лучше выбрать тяжелую утилитарную или спортивно-утилитарную полноприводную японскую модель мощностью 40-60 л. с. Ее хватает, чтобы ехать по любому перепаханному полю на скорости 100 км и преодолевать жестокое бездорожье.

В последнее время среди дорогих машин появился утилитарно-развлекательный подвид. Это двухместная техника с небольшим клиренсом. Единственное разумное ее назначение - с ветерком покатать девушку "по природе". Но для таких покатушек не стоит выбирать самую мощную модель, т.к. вы не сможете  реализовать весь её  потенциал, а вот заплатите за неё больше.

Человеку поэкономнее подойдет "китаец". Не стоит брать откровенно хламоватый ширпотреб, склонный скорее ломаться, чем ездить. Техника дороже $2,2 тыс., как правило, уже достаточно надежна для нерегулярных выездов, во всяком случае, так уверяли опрошенные эксперты.

Охотничье-рыбацкую версию утилитарного квада можно получить, обратившись в мотосервис, способный проделать некоторый тюнинг: снабдить технику держателями для ружей или удочек, ручками с подогревом, кофрами, лебедками, специальной резиной, перекрасить в "милитари" и тому подобное. Для охотничьей техники надежность необходима, поэтому в случае с "китайцами" не стоит смотреть на самые дешёвые модели.

 

Покупать амфибию частному лицу не стоит. Этот класс техники не так развлекает: скорость меньше 25 км/ч, подвески нет. Амфибийные качества у такой маленькой машины тоже весьма относительные: на воде даже крупная собака, влезая, угрожает ее перевернуть. Поэтому для вольной охоты такой аппарат не годится.

Поломки и сервис

Как ни странно, но мотор и трансмиссия у квадов ломаются нечасто. Дело в том, что мотор на внедорожниках работает в довольно благоприятных условиях: на максимуме крутящего момента, а не на максимуме оборотов. Зато из-за грязи и ударных нагрузок весьма часто "летят" элементы подвески и управления: тяги, амортизаторы, цепи, "звезды".

Поэтому при регулярной езде со спортивным уклоном (два-три раза в неделю) примерно трижды в сезон квадроциклисту придется заезжать на сервис и менять что-нибудь из упомянутых деталей.

Что еще почитать