Но, к сожалению, далеко не все могут позволить себе купить новый квадр той самой марки и модели, на которую снизошла их любовь с первого взгляда. Что же, для этого и существуют вторичные рынки, где есть возможность приобрести понравившийся ранее «пепелац», не залезая в долги и не продавая «что-нибудь ненужное» типа дачи, машины или квартиры.
Но в этом случае всегда есть риск столкнуться с проблемной техникой, которая станет пожирать ваш оставшийся бюджет.
Поэтому в данной статье будут приведены основные рекомендации при выборе подержанного квадроцикла. Данные советы помогут вам подготовиться к процессу материально и морально, а также уберегут от излишнего выброса гормона счастья при пробной поездке на покупаемом квадре.
Где покупать?
Вариантов на рынке несколько. Во-первых, можно обратиться к крупным фирмам, профессионально занимающимся подержанной техникой. Такие, как правило, ценят свою репутацию, поэтому проверяют всю продаваемую технику. При покупке можно рассчитывать на предоставление гарантии и быть уверенным, что квадроцикл не рассыплется сразу после перебазирования в гараж нового владельца.
Во-вторых, можно купить квадроцикл «с рук». Этот вариант более рискован. Но если вы склоняетесь именно к нему, то следует обратить внимание на некоторые вещи. Например, может статься так, что продавец предлагает достойный экземпляр за весьма скромное денежное вознаграждение. Аргументация чаще всего такова: срочно нужны деньги, уезжает за границу, разводится с женой, заболела любимая бабушка, техника «не подошла». Возможно, так оно и есть, но вам не помешает быть вдвойне внимательным и осторожным.
Потому как, именно под такими предлогами обычно сплавляют проблемную или не совсем законную технику. Для того, чтобы приблизительно оценить честность и компетентность продавца, можно спросить у него с обеспокоенным видом что-то вроде: «а когда проверялся синхронизатор выпуска?». Разбирающийся, или просто более-менее честный человек, поинтересуется у вас, что это за неизвестное ему устройство. Ну а технически неграмотный и нечистый на руку убеждённо ответит, что недавно.
Третий вариант – импорт из штатов. Придётся найти за границей нужный экземпляр, проверить его техническое состояние и привезти на Родину. При прочих равных, этот вариант будет несколько дешевле, чем покупка внутри страны. Но если у вас нет опыта подобных операций, будьте готовы к некоторой растрате своего нервного ресурса. О каких-либо гарантиях в этом случае речь, как правило, не идёт. Как только техника уехала за пределы его страны, иностранный продавец вас может уже и «не вспомнить».
Общий вид
То, как выглядит квадроцикл, обычно в значительной мере влияет на конечное решение покупателя. Но здесь есть нюансы. В отличие от дорожных мотоциклов, девственно чистый и гладкий пластик квадроцикла, якобы катавшегося по лесам несколько лет, должен вас насторожить. Как бы аккуратен ни был владелец, но на бортах, бампере и защите рычагов подвески, так или иначе, появятся неизбежные царапины. Это – нормально. Странно, если их не будет. Говорит это в первую очередь о том, что пластик или его фрагменты были заменены. Возникает вопрос: «Почему?»
Обвес квадроцикла обычно сделан из мягкой упругой пластмассы, которую не так-то просто сломать. Например, если перевернуть квадр на бок, а потом поставить на колёса, то на крыльях не останется трещин и изломов. Если же пластик осматриваемого вами аппарата подходит под определение «мягкий и упругий», но на нём всё же видны трещины или следы пайки, то знайте – квадроцикл или серьёзно кувыркался, или таранил дерево. А это чревато для его «внутренностей».
Стоит так же уделить внимание подножкам, платформам для ног и багажникам. Если на них есть вмятины, трещины или следы их ретуширования, то это опять же говорит о бурном прошлом квадроцикла. Впрочем, если эти элементы блестят новизной, это также должно насторожить.
Покажите мне шасси, и я скажу, где вы ездили...
Ещё один шаг, который либо приблизит вас к покупке, либо отдалит от неё – проверка геометрии шасси. Лучший вариант в данном случае – это обратиться в специализированную мастерскую или СТО и проверить квадроцикл на стапеле. Но это не всегда возможно. Поэтому, в большинстве случаев, вам придётся полагаться на собственный острый глаз.
Если на дисках, защите рычагов подвески и днища имеются заметные вмятины и счёсы, то это говорит о том, что квадроцикл повидал на своём пути немало пней и камней. Не исключено, что какой-то из ударов мог серьёзно повредить шасси. В этом случае следует поставить квадр на ровную поверхность, вооружиться рулеткой и проверить общую симметрию шасси, а также соосность колёс. Расхождения в пределах 5 мм вполне допустимы и объясняются люфтами, а так же погрешностью измерений. Но всё, что больше – признак деформаций шасси.
В этом случае следует углубить степень обследования и проверить раму, подрамники и рычаги подвески на предмет свежей покраски и сварных швов, отличных от заводских. Если что-то из этого обнаружилось, но продавец не может доказать, что сварочные работы выполнял профессионал, а не «дядя Вася» из соседнего гаража, то стоит серьёзно задуматься о целесообразности покупки. Впрочем, если бы за дело брался профессионал, то и нарушения геометрии были бы устранены.
Бывает и так, что в процессе осмотра на раме квадроцикла выявляются трещины, изломы, изгибы с облезшей краской и гнутые «уши» креплений. Работы по устранению такого рода повреждений стоят очень недёшево. Учитывайте это, если всё же решили покупать подобную технику.
Если же в местах, труднодоступных для летящей из-под колёс грязи, обнаружились пучки травы, тины, соломы или мутные потёки, то вполне возможно, что квадроцикл использовался в качестве болотной субмарины. В этом случае нелишним будет проверить все разъёмы электросистемы на предмет окислений. Кроме того, далеко не все квадры имеют выведенные под самую рулевую колонку воздухозаборники двигателя и вариатора. А значит, вода могла попасть и в эти узлы – с соответствующими последствиями.
Подшипники, втулки, шпильки
Стоимостью замены разной «мелочёвки» пренебрегать не стоит. Например, один только подшипник колеса хорошего качества может обойтись в приличную сумму. Ни для кого не секрет, что квадроциклы большую часть своей жизни проводят там, куда нет доступа иной технике. Поэтому на подшипники приходится существенная нагрузка. Например, они не любят резких охлаждений при нырянии в брод после скоростного прохвата.
Даже на японских квадроциклах часто стоят подшипники не лучшего качества. Поэтому, после 3-4 лет эксплуатации начинают появляться проблемы. Чтобы обнаружить их, можно вывесить один из бортов квадроцикла и снять колёса. После этого вам откроется прекрасный доступ ко всем рычагам, втулкам, тягам, шарнирам, пыльникам и осям.
По отдельности всякие там резинки и болтики стоят недорого. Даже стоимость качественных подшипников кажется незаметной на фоне цены квадра. Но если сложить всё вместе и добавить к этому стоимость работ, то тут-то и вырисовываются дополнительные10-20 тысяч «непредвиденных» расходов и это без учёта стоимости работ.
Амортизаторы
Говоря об элементах подвески, нельзя не упомянуть амортизаторы, которые имеют жизненно-важное значение для любой колёсной техники. Прежде всего, осмотрите их в поисках утечек масла. Скорее всего, продавец подготовился к вашему визиту и почистил всё от налёта масляной плёнки. Или же, напротив, покатался по грязным лужам, чтобы замаскировать следы. Но всё это можно проверить.
Если амортизаторы не закрыты кожухами, качните несколько раз подвеску и проведите пальцем по поверхности штока. Оставшаяся на руке масляная плёнка – это признак кончины сальников и пыльников. После этого проверьте амортизатор на наличие демпфирования сжатия и отбоя – при раскачивании подвески вы должны ощущать сопротивление гидравлики. Слишком слабое демпфирование? Это к покупке новых амортизаторов или полной переборке старых!
Далее. Вывесив один из рычагов подвески, покачайте его вверх-вниз. Если во втулках или сайлентблоках есть люфт, вы сразу его почувствуете. Запчасти и работы по восстановлению кондиций подвески могут потянуть ещё на несколько тысяч.
Тормоза
Тормоза – тоже штука важная и нужная. Большинство квадроциклов, имеющихся в продаже, оснащены гидравлическими дисковыми тормозами. Эти элементы, как правило, скрыты за колёсами*, поэтому последние желательно снять. Признаками плохого состояния тормозной системы являются глубокие царапины на диске, отсутствие фрикционного материала на колодках, слишком «мягкий» тормозной рычаг и повреждённые шланги. Следует также убедиться, что тормозной диск имеет геометрически правильную форму, и не был деформирован. Делается это так: слегка нажимаем рычаг тормоза, чтобы исчез зазор между трущимися поверхностями, и начинаем вращать колесо.
Если при этом видны колебания суппорта (он обычно плавающего типа), значит, либо тормозной диск погнут, либо ступица деформирована, либо ступичному подшипнику пришла «амба». В любом случае, хорошо работать такая система не будет. Первый и последний варианты – легкоустранимые. А вот второй может облегчить ваш кошелёк ещё на несколько тысяч.
Сердечный вопрос
Теперь обратим внимание на сердце квадроцикла – его двигатель. Силовые агрегаты квадров японского и американского производства имеют очень высокую культуру хода. В «здоровом» двигателе вы никогда не услышите стуков, пуков или других неестественных шумов. Это относится как к спортивным квадроциклам, так и к утилитарникам.
При оценке степени изношенности двигателя, штатный счётчик моточасов и одометр не являются приборами, которым стоит верить. «Скрутить» их показания совсем несложно. Поэтому будет нелишним замерить компрессию. Кроме того, если речь идёт об инжекторном моторе, то он должен запускаться с первого раза, в любую погоду и в любых условиях, а также хорошо держать холостые обороты. Поэтому аргументы типа «не прогрет» в данном случае «не катят».
При выборе спортквадра также стоит уделить внимание картеру. Летящие из под колёс камни или неудачное приземление с трамплина могут привести к появлению трещин и пробоин в тонкой алюминиевой стенке. Попавшая через этот пролом пыль и грязь способна пройтись абразивом по всему движку, а это уж точно не добавит ему здоровья и долголетия.
Трансмиссия
Передача крутящего момента на спортквадрах выполнена так же, как и на мотоциклах – КПП и цепной привод. Проверить состояние и работоспособность этой системы можно только в движении. Здесь тоже не должно быть тревожных звуков типа стуков, лязгов и треска. Заодно можно проверить и сцепление – оно не должно «вести» или пробуксовывать.
У утилитарника дела обстоят иначе. КПП у него, как правило, нет. Но зато есть вариатор. Проверить данный девайс тоже можно только в движении. Селектор должен переключать режимы трансмиссии без треска, хруста и заеданий. Если всё в порядке, то разгон будет происходить плавно и, опять же, без звуковых «спецэффектов».
Для того, чтобы оценить ресурс этого узла, нужно будет снять крышку вариатора. Изношенный ремень облегчит ваш кошелёк ещё на 50-100$. Кроме того, если под кожухом видны потёки грязи и придонная тина, то это – существенный повод сбить цену.
Воздушный фильтр скажет правду
Если вместо воздушного фильтра вы видите грязный кусок непонятной субстанции, то будьте уверены – внутренности двигателя выглядят не лучше. Вообще, «эйрбокс» может рассказать немало интересных фактов о прошлой жизни квадроцикла. Степень загрязнённости и фактура самой грязи укажут, где эксплуатировался квадр. Ну а следы нефтепродуктов намекнут на то, что экипаж как минимум один раз находился в положении «вверх колёсами».
Да, кстати, в некоторых экземплярах, таких как Yamaha Grizzly 700, серийно установлены датчики, которые подсчитывают количество переворотов и сохраняют эти данные в памяти бортового компьютера! Считать их можно в любом авторизованном сервисном центре. Если же в коробе воздушного фильтра обнаружились следы затопления, то это дополнительный повод серьёзно сбить цену или вообще отказаться от покупки.
Электросистема
Пучки свободно висящих проводов, оголенные клеммы, окислившиеся разъёмы – всё это недопустимо на квадроциклах. Впрочем, и на любой другой технике тоже. Как вы, надеюсь, знаете, главный враг электроники – вода. Ну, а самый страшный враг – это солёная вода. Несколько погружений казалось бы, могут пройти для квадра и без особых последствий, но влага так или иначе примется окислять всё, куда смогла добраться. Вот и начинают выходить из строя лампочки, датчики, и блоки управления двигателем.
Тест-драйв
Есть категория людей, которые приходят в экстаз от управления чем-то мощнее «Минска» и дороже «Жигулей». Разумеется, ни о какой трезвой оценке предмета в данном случае речи не идёт. Но это – их проблемы. Вам же нужно подходить к тест-драйву здраво, и обращать внимание абсолютно на все моменты.
Например, как работает двигатель, трансмиссия, подвеска? Как ведут себя тормоза, насколько они эффективны? Держит ли квадроцикл траекторию, нет ли люфтов в рулевом управлении, стабилен ли он? Попробуйте поведение квадроцикла на грунте и на асфальте. Пройдите «змейку», выполните несколько «восьмёрок». Нет ли при этом посторонних шумов и затираний?
После проведения всех вышеописанных процедур вы сможете дать общую оценку технического состояния квадроцикла и понять, стоит ли иметь с ним дело.
Автор: