Представители Yamaha еще 7–8 лет назад мечтали, пробив самый нижний ценовой порог для иностранных машин, войти на отечественном рынке в сегмент бюджетных снежиков и потеснить дешевые «Бураны». А заодно уничтожить в зародыше нарождающееся тогда семейство «Тайга» от «Русской механики». В принципе, наполеоновские замыслы японцев, при наличии в арсенале модели Bravo, не казались такими уж безумными. При грамотной маркетинговой политике, цивилизованном сервисе и неоспоримой надежности техники снегоход Bravo обладал всеми шансами встать в один ряд с продукцией единственного российского производителя снежных машин. И вот Bravo отправляется на пенсию, а «Русская механика» выпускает на рынок модель «Тайга Варяг 550», без лишней скромности заявив, что по техническим и ходовым свойствам она аналогична Yamaha VK540 и даже превосходит ее. И при этом стоит на 100 000 рублей меньше!
В Yаmaha брошенный вызов приняли. И ответили рекордными увеличением продаж VK540. Затем модифицировали снегоход вплоть до пятого поколения VK540 IV и вновь удивили реализацией. Только за прошлый год в России продано 10 000 «Викингов» — это абсолютный рекорд среди новых снегоходов зарубежного производства. Но и «Русская механика» не сидела сложа руки, улучшая и улучшая базовую «Тайгу Варяг 550» до модификации «Тайга Варяг 550 V». Беда одна: из-за конкурентной войны производителей цена на снегоходы неуклонно росла, так что казалось, будто об идее создать простой, надежный и, главное, доступный настоящий снегоход все забыли. Подчеркну: мы говорим именно о полноценном утилитарном снегоходе, а не об аппарате с двигателем от газонокосилки и с куском гусеницы на роликах без подвески. Удивительно, но первыми опомнились японцы, выкатив на рынок новую модель Viking VK540 IV Tough. Машина лишилась системы раздельной смазки и электростартера, зато получила новый бампер. А комфортное двухъярусное сиденье превратилось в прямой диван без пассажирских ручек. Да и вообще Viking VK официально объявлен одноместным аппаратом. И как эти новшества понимать? Возвращаемся в пещеры? За ответами на эти вопросы мы отправились на Северный Урал в гости к оленеводам.
…От мороза стыли конечности и не сгибались колени. На снегоходы даже смотреть не хотелось. А перспектива дергать ручной стартер вообще ввергала в депрессию. Хотя если бы и был электрический стартер, то на морозе под 50° он вряд ли чем помог. Да и так ли уж он нужен в этих суровых местах? Ответ подсказал двигатель снегохода, затарахтевший после двух энергичных рывков.
А вот по поводу целесообразности демонтажа раздельной системы смазки я бы, конечно, поспорил, но, находясь в прямом смысле у черта на рогах, не стал. Ехать надо, а не полемизировать о качестве масла и надежности масленых насосов. Короче говоря, учитывая условия эксплуатации, надежнее смешать топливо с маслом и со спокойным сердцем отправляться в путь.
Ехали колонной. И хорошо, что без пассажиров — их на борт этих машин можно брать только в случае жизненно важной необходимости. Проехавшись по тундровому «пенопласту», испещренному ямами и рытвинами, я отчетливо понял, что гоняют здесь на снежиках ради развлечения и отдыха, мягко говоря, не часто. Если вообще гоняют. И выходит, что демонтаж ручек и превращение двухъярусного сиденья в одноместную лавку продиктованы не экономией, а житейской целесообразностью. На прямое сиденье легче закрепить дополнительную поклажу, а облегчение снегохода открывает возможность для увеличения его грузоподъемности и буксировочных способностей. Все логично, не придраться. А удешевление стоимости снегохода, кажущееся в Москве незначительным, в тундре весьма и весьма ощутимо. Хозяин оленьего стада (далеко не бедный человек), к кому мы нагрянули в гости, отметил, что 30 000–40 000 рублей для их мест — серьезная сумма. Короче говоря, новый VK540 IV Tough Pro оленеводам приглянулся.