Отправной точкой к созданию этого снегохода послужила идея о возможности перевозки аппарата в багажнике легкового автомобиля. Согласитесь, что подобный агрегат стал бы настоящей находкой для охотников и любителей зимней рыбалки. При том, разумеется, условии, что это полноценный по своим способностям и функционалу «снежик», а не его карликовая копия, ориентированная на подрастающее поколение. Невыполнимая, скажете вы, задача. И будете неправы.
Конструкторы «Ирбис Моторз», начиная работу над проектом, изначально знали, что поставленную задачу можно решить, если сделать технику разборной! Расчеты, замеры, полевые испытания, доработки без конца и без края — и вот к концу 2013 года свет увидел уникальный, не имеющий аналогов в мире разборный снегоход Irbis Dingo Т125.
Ваши корреспонденты были первыми журналистами, кому довелось протестировать новинку. Снегоход, доставшийся нам для испытаний, мы забирали абсолютно новый, в двух коробках. В одной — гусеничный блок. Во второй — блок моторный и прочий «бульон» в виде рулевых тяг, лыж, руля, гаечек и болтиков. И здесь надо сказать, что журналисты в большинстве своем — это люди, уверенно пользующиеся исключительно авторучкой и компьютером. Поэтому, рассматривая рассортированные по коробкам «органы» снегохода, на нас напала легкая паника — а осилим ли мы этот конструктор? Но, как оказалось, даже гуманитариям сборка такого «пазла» вполне по плечу: за каких-то 20 минут мы собрали машину, совершенно не напрягаясь. Такая скорость сборки обусловлена хорошей подгонкой всех элементов. Нам не пришлось, как это часто бывает с отечественной или китайской техникой, пересверливать отверстия, перенарезать резьбы, отгибать кронштейны или стучать кувалдой по плохо сваренной раме. Irbis Dingo T125 настолько складно выполнен, что его сборка реально была в удовольствие.
Созерцаем готовый продукт: габариты «снежика» в сборе легко позволяют разместиться на нем двум взрослым в меру упитанным мужчинам. Под седлом имеется закрытый багажный отсек, сзади огороженное решеткой место под рюкзак охотника или ящик рыбака. Ветровое стекло вполне высокое и должно хорошо защищать рулевого как от встречного воздушного потока, так и от «поцелуев» с ветками в лесу. В базовой комплектации Dingo 125 есть даже подогрев ручек. А вот подогрев курка газа производители как-то упустили из виду, хотя это было бы вполне полезным и естественным дополнением. Лыжи достаточно широкие, и, глядя на них, охотно верится, что, выехав на «пухляк», снегоход будет «плавать» поверх снега. Ширину гусеницы нельзя назвать большой — 38 см. Однако, учитывая сухой вес и габариты «снежика», этих сантиметров должно хватать для уверенного старта с места. Но это все в теории. Пора перейти к практическим занятиям. Заливаем бензин, запускаем мотор и бросаемся в бой!
Чтобы привести Dingo 125 в движение, ставим селектор передач в положение «2» (то есть включаем вторую передачу) и жмем на газ. Сцепление здесь автоматическое, центробежного типа, поэтому особых навыков для управления им не потребуется. Достигнув скорости 20–25 км/ч, сбрасываем газ и быстрым движением руки врубаем третью передачу, после чего сразу жмем на газ. Почему мы так акцентируем внимание на скорости переключения? Да потому, что стоит лишь отпустить курок акселератора, как снегоход мгновенно замедляется, вплоть до полной остановки. Поэтому ездоку и требуется ловкость рук. В паспорте на Irbis Dingo T125 в качестве максималки значится цифра 40 км/ч, но лично нам на прямой удалось выжать из этого «чих-пыха» лишь 36 км/ч. Естественно, аппарат вооружен реверсивной передачей (или, говоря понятным всем языком, может двигаться задним ходом), а также понижайкой (на рычаге КП она значится под цифрой «1»). Максимальная скорость на первой передаче — километров 10 в час от силы, но зато какая тяга! Двух взрослых 90-килограммовых мужчин прицеп с амуницией «снежик» без напряга вытянул в довольно крутую горку. Что, скажем честно, впечатлило. И заставило относиться к Irbis Dingo T125 как к серьезной машине, а не как к детской игрушке.
Ну а вообще первые ощущения от езды весьма необычны. При небольших габаритах снегохода кажется, что ты сидишь на каком-нибудь мини-чоппере, но уж точно не на снегоходе. Да и управляется Irbis Dingo T125 куда легче своих больших собратьев. Повернул руль влево — и подопытный послушно отзывается на команду. При этом вовсе не надо заваливать тело в сторону поворота, дабы помочь машине. Снегоход сам прекрасно со всем справляется. Причем даже на обледенелой трассе.
По снежному насту Dingo 125 идет вполне уверенно, однако периодически лыжи то и дело зарывались в рыхлый снег. На проходимости это никак не сказывалось, а вот ноги рулевого знатно забросало снегом, поскольку никакой пластиковой защиты от этой напасти, увы, не предусмотрено. Впрочем, если на ногах правильная зимняя обувь, не пропускающая воду, снежная пыль, вырывающаяся из-под лыж, и не страшна.
Двигатель Irbis Dingo T125 можно отнести к разряду малокубатурных. К примеру, компания Arctic Cat двигатель объемом 120 «кубов» ставит на детский снегоход. Вся более или менее взрослая техника у именитых брэндов начинается от 500 сс. Поэтому будем объективны в оценках. Dingo — это не совсем полноценный снегоход, на котором взрослому дядьке можно прохватить по заснеженной целине на скорости в 100 км/ч и выше или попрыгать по трамплинам, чтобы «хапнуть» дозу адреналина. Этот агрегат скорее позиционируется как транспорт охотников и рыболовов, как некая альтернатива так называемым мотособакам. Или как снегоход для всей семьи, с которым и дети управятся, и женщины, и пенсионеры. Поэтому 7,5 «лошадок», выжимаемых со 125 «кубов», для таких целей — выше крыши.
Но мы отвлеклись. Мотор установлен 1-цилиндровый, 4-тактный с воздушно-масляным охлаждением. С такой системой охлаждения перегрев не грозит даже при эксплуатации в конце снегоходного сезона, когда температура на улице уже со знаком «плюс». Система питания — обычная карбюраторная, но есть необычный нюанс: воздух, поступающий в карбюратор для приготовления смеси, подогревается, что позволяет эксплуатировать снегоход даже при крепком «минусе».
Одним словом, Irbis Dingo T125 превзошел все наши ожидания. Будучи заядлым рыбаком, я однозначно обзаведусь им по нескольким причинам. Во-первых, он реально помещается в легковую машину, а это значит, что не нужно покупать дорогостоящий прицеп, который еще где-то надо хранить. Во-вторых, под этот снегоход не нужно строить отдельный гараж. Зима закончилась, разобрал «пазл», сложил его в углу гаража или сарая — и жди нового снега. В-третьих, понравилось, как он едет и сколько может на себе везти. В-четвертых, адекватная цена, всего — внимание! — 68 000 рублей. В-пятых, универсальность запасных частей: рулевые тяги, амортизаторы, тормозные колодки и прочие элементы подходят практически от любого китайского скутера и стоят копейки.