Раньше для этих целей подгонялась любительская двустволка или создавалось что-нибудь экзотическое типа «Оленя» или МЦ-20. Более чем двадцатилетний опыт таежных скитаний с различными ружьями и анализ опыта друзей-таежников побудил меня к покупке в 1999 году нового ружья. Но начну по порядку.
ОПЫТ
Охотником я стал в 11 лет, когда впервые из отцовской «двадцатки» взял вальдшнепа на тяге. А в 18, уже будучи опытным следопытом, я наконец-то получил возможность владеть дробовиком на законных основаниях. Приобрел модную тогда вертикалку ТОЗ-34. Охотились мы все очень много, и вскоре я убедился, что все сказки о превосходстве бокфлинтов всего лишь рекламный трюк производителей, рассчитанный на невежество народных масс. В конце концов сменил модное ружье на приличную классику – Меркель 16-го калибра.
Кстати, если ТОЗ-34 выпускать 16-го калибра, то ружье станет и краше, и прочнее. Ну да, это только немцы и прочие иностранцы отсталые с 16-м калибром продолжают охотиться. А у нас все «продвинутые пацаны» давно знают, что ничего круче 12-го калибра быть не может. И все магазины завалены исключительно им одним. Нет, для определенных охот 12-й калибр просто-таки необходим. К примеру, на гусей я с недавних пор охочусь исключительно с Браунингом 12-го калибра. Хотя патронник в 76 мм ружью весом 3 кг явно противопоказан.
Охота на гусей занимает 10 дней весной и дней 15 осенью, то есть Браунинг бывает в поле дней 25 в году. Меркель, помимо весенней охоты на вальдшнепа и селезней, осенью бывает на высыпках, по рябчикам, уткам, тетеревам, голубям. Это дней 40–45. Большую же часть осенне-зимнего сезона мы проводим в тайге, охотясь на боровую дичь, копытных, волков. Медведишек стараемся не обижать (исключение – шатун), до 2003 года постреливали пушнину, пока это не стало совсем бессмысленным. Принципы, по которым мы охотимся, старший брат Петр изложил в одной своей нашумевшей статье: «Настоящий охотник – только тот, кто способен самостоятельно, без помощи егерей, собак и загонщиков выследить зверя или сторожкую птицу, приблизиться как можно ближе и стрелять наверняка».
Вернемся к нашим ружьям. Хорошее ружье для таежной охоты всегда было дефицитом в нашей стране. Раньше для этих целей подгонялась любительская двустволка или создавалось что-нибудь экзотическое типа «Оленя» или МЦ-20. Сам я охотился в тайге со следующими ружьями: 20-й калибр – ИЖ-58; 16-й калибр – ТОЗ-25, ИЖ-57; 12-й калибр – ТОЗ-87; ИЖ-81. Наиболее удачными оказались два: легкая и безотказная двадцатка ИЖ-58 – идеальное ружье для таежника, если не картечь и пули.
Каким бы точным боем она не обладала – для крупного зверя ее снаряды мелковаты и кладут его на месте очень редко. Второе, ИЖ-81 – первый отечественный помповик, при всех своих недостатках «первого блина» показал себя наиболее универсальным оружием, пригодным как для стрельбы полузарядом по мелочи на 10 шагов, так и для стрельбы по крупному зверю тяжелой пулей до 100 метров, при необременительном весе и нетребовательном уходе. Его главные недостатки – это неудачная для охоты компоновка и «однотяговый» механизм перезарядки.
Самым неудачным вариантом стала попытка использовать для охоты в тайге ТОЗ-87. Эта самозарядка подкупает небольшим весом, ценой, стволом со сменными насадками без прицельной планки-мусоросборника, высокой кучностью стрельбы пулей. Но если в условиях пригородных охот она работала вполне исправно, хотя и разбиралась с трудом, то в тайге постоянно капризничала, требуя регулярной чистки и смазки.
ВЫБОР
В общем, более чем двадцатилетний опыт таежных скитаний с различными ружьями и анализ опыта друзей-таежников побудил меня к покупке в 1999 году нового ружья, соответствующего следующим требованиям: вес 3 кг +-200 г; калибр 12 или 16; длина ствола – не более 70 см; отсутствие прицельной планки; магазин на 3–4 патрона; надежная система перезарядки; возможность стрельбы любыми патронами, включая в латунных гильзах и с любым порохом, включая дымный; любыми капсюлями; простой и быстрый способ разборки-сборки, с минимальным количеством (а лучше отсутствием) мелких деталей.
Выбирать долго не пришлось.
Приятель угостил возможностью пострелять из своего нового ружья, отечественного помповика, одного из первых выпусков. Опробовав ружье, я был не удивлен, а скорее поражен, что, спустя год после дефолта, можно купить безупречный помповик со сменным стволом и дульными насадками всего за 100 зеленых купюр. Мое новое приобретение вполне вписывалось в вышеизложенную концепцию, за исключением излишне вместительного магазина на 6 патронов. Зато имело ряд дополнительных плюсов: еще один ствол; удачно расположенное цевье, надвигающееся при перезарядке на ствольную коробку, что позволяет носить ружье, держа его рукой за дерево цевья, а не за железо.
При перезарядке такое цевье не цепляет одежду, траву и ветки. Дерево на ружье – приличный орех с очень качественным и легким затыльником-амортизатором на прикладе. Впоследствии, по рекомендации Павла Коноплева («РОГ» за 2004 г.), укоротил в мастерской магазин, теперь он вмещает 3 патрона, что улучшило баланс и внешний вид. Вес ружья – 3,1 кг с длинным, 2,75 кг – с коротким стволом, что позволяет использовать его на любых ходовых охотах.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
В этом году моему ружью исполняется 10 лет. В условиях весьма жесткой эксплуатации не было ни одной осечки или задержки по вине ружья. Добыто большое количество боровой и водоплавающей дичи, 6 лосей, 2 кабана, 4 волка, несколько куниц, плюс всякая мелочь. На ствольной коробке и стволе появились потертости, но внутри ружье как новенькое, особенно восхищает качество стволов – на хромировке нет ни пятнышка, хотя иногда ружье после стрельбы не чистилось по 5–7 дней. Массивность ствола поначалу меня не очень обрадовала, но в процессе эксплуатации выявились ее плюсы – стабильный бой (главное – пулями), а также толстостенность сменных дульных устройств – не в пример тонюсеньким ижевским и ряду импортных, что повышает их живучесть и стабильность стрельбы.
В руководстве по эксплуатации ружья есть одна интересная строчка о том, что ружье позволяет дослать патрон непосредственно в патронник, отведя затвор на величину патрона, не задействуя магазин и подаватель. Это позволяет бесшумно зарядить ружье, например, став на номер. На охоте частенько возникают ситуации, когда необходимо бесшумно и желательно быстро заменить патрон в патроннике. Например, в стволе полузаряд или «семерка» на рябчика, а на березу в 40 шагах вдруг опустились тетерева, или лось, которого ты безуспешно тропил три дня, неожиданно вышел на вырубку и прет в твою сторону.
Конечно, «переломка» в этом случае вне конкуренции.
Быстрая перезарядка с щелчком затвора ни к чему хорошему не приведет. Так нужно поступать, когда гуси неожиданно налетят, а в случае с лосем или тетеревами придется действовать по-другому – не так быстро, зато бесшумно. Порядок следующий: нажимаем кнопку разобщителя, на пару сантиметров отводим цевьем затвор, указательным пальцем (или его ногтем) оттягиваем зацеп выбрасывателя, освобождая патрон. Теперь, держа ружье горизонтально, плавно отводим затвор назад – зацеп выбрасывателя не должен зайти за обрез окна ствольной коробки, иначе раздастся щелчок останова и патрон из магазина выскочит на лоток подавателя!
Прочно сжав левой рукой цевье и ствол, ногтем указательного пальца выдвигаем патрон из патронника и, перевернув ружье окном выбрасывателя вниз, получаем выпавший патрон в ладонь правой руки.
Перевернув ружье окном выбрасывателя вверх, вкладываем в патронник новый патрон и плавно закрываем затвор, при этом зацеп выбрасывателя, захватывая закраину гильзы, может издать единственный посторонний звук, но слышен он не дальше 10 шагов. На бумаге это тянется долго, а на практике занимает не больше 30 секунд.
ОСОБЕННОСТИ
Следующая особенность связана со скорострельностью. Цевье и затворная группа соединены двумя тягами, что благоприятствует надежной и быстрой перезарядке. Судите сами: 92 мм назад – 92 мм вперед, и снова выстрел, назад – вперед, и снова выстрел и т.д. Во время пристрелки, после выстрела, если я не перезаряжал, то обнаруживал затвор открытым наполовину. Поначалу меня это напрягло. Но разобравшись, в чем дело, я, наоборот, порадовался неожиданной прибавке в скорострельности.
Дело в следующем: как я уже говорил, у этого помповика очень хороший затыльник-амортизатор. А при стрельбе происходит следующее: в момент выстрела отдача вдавливает приклад в плечо стрелка, одновременно сжимая амортизатор; цевье лежит в левой руке, которая нацелена на перезарядку, то есть слегка давит на цевье в направлении приклада. Затем ружье под действием распрямляющего амортизатора и плеча стрелка возвращается в исходное положение, то есть движется вперед. Цевье назад – реже вперед. Вот и весь секрет открытого затвора, что несколько ускоряет перезарядку.
При снятом амортизаторе и при стрельбе «с рук» ничего подобного не происходит. По скорострельности помповик проигрывает моему самозарядному «Браунингу» один выстрел. Так что положить четырьмя выстрелами четыре взлетевших утки – обычное дело.
При стрельбе по бегущему среди деревьев лосю, когда есть только 2–3 секунды на стрельбу, скорострельность помповика здорово выручает – две пули из четырех выпущенных успевают остановить зверя. Из ИЖ-81 мне не удавалось выстрелить больше двух раз, как, впрочем, и из двустволки. Насчет МР-133 не знаю. Мне оно не подошло. Быть может, кто из владельцев поделится опытом. Кстати, ручная перезарядка помповиков позволяет тщательнее выцеливать каждую последующую цель, отучая бездумно давить на спуск в самозарядке.
На промысле пушнины пробовал использовать латунные гильзы и дымный порох с полузарядами, правда, в однозарядном режиме. Кстати, о гильзах. У моего ружья выбрасыватель подпружинен, экстракция и выброс гильз происходит четко и однообразно. Разброс – на метр-полтора. Их легко собрать для утилизации или перезарядки. За 10 лет я потерял максимум штук двадцать. При стрельбе из самозарядки теряются почти все гильзы, что лично меня несколько коробит, когда я представляю количество таких же автоматчиков в нашей стране и то, как мы «засеваем» (напрашивается другое слово) цветными пластиковыми трубками леса и поля Родины, при этом возмущаясь брошенными кем-то фантиками и бутылками.
«Бекас» легко и быстро разбирается без помощи инструментов, быстрее «Калашникова» – на 8 основных частей, магазин – на 4 детали. Самая маленькая деталь – флажок предохранителя – при разборке вне дома сразу убираем в карман.
Новые модификации «Бекаса», увы, не порадовали – слишком тяжелы для ходовых охот. Завод пошел по пути ИЖМеха, собирая ружья разных калибров из одних и тех же деталей. «Бекас РП-16» был, на мой взгляд, самой удачной новой разработкой отечественных оружейников за последние 20 лет, но дальнейшего развития ружья, к сожалению, не последовало.