Я тоже занимался этой темой и в «Российской Охотничьей Газете» № 4 2012 высказал свою точку зрения в статье «О расклинивании дроби», которая не была воспринята ни Борисом Лапутько, ни Евгением Облеуховым.
Чтобы как-то внести ясность в эту тему, я поставил простой эксперимент. В ствол ружья 12 калибра со стороны патронника я вставил пыж-контейнер задом наперед, чтобы не связываться с лепестками, которые в данном случае не нужны, а могут лишь испортить чистоту эксперимента. Затем стал мерками засыпать дробь со стороны дула, проталкивая шомполом пыж-контейнер по стволу. Меркой служила гильза 20 калибра. После каждой дозы дроби я оценивал усилие, необходимое для проталкивания пыжа-контейнера, как при вертикальном, так и при горизонтальном положении ствола.
При этом оказалось, что и при горизонтальном, и при вертикальном положении ствола усилия остаются теми же самыми. Более того, перевернув ствол дулом вниз, усилие нисколько не изменялось. Усилие, по мере увеличения количества дроби в стволе, естественно, возрастало. Наконец, наступал момент, когда уже не хватало моих сил, чтобы сдвинуть пыж-контейнер.
Испытанию были подвергнуты два номера дроби: № 9 и № 00. В первом случае заклинивание произошло, когда в ствол было засыпано 6 мерок дроби по 69 г в каждой мерке, а во втором – 5 мерок по 84 г. Таким образом, получилось, что при почти одинаковой массе дроби (414 г и 420 г) трение и расклинивание дроби № 00 меньше, чем дроби № 9, на 20% (6/5 = 1,2).
Я не хочу объяснять полученные результаты, чтобы в очередной раз не слышать хихиканья своих оппонентов, но для себя я все давно решил, с чем и остаюсь.