Значительное увеличение количества лабрадоров в России привело к интенсивному поиску тестов и правил испытаний для определения того, насколько они соответствуют породной принадлежности и охотничьему предназначению.
Проверка охотничьих качеств лабрадора и натаска (научение и обучение) тесно связаны, и поэтому часто возникает путаница между тем, что именно проверяется и что нужно проверять.
С одной стороны, можно говорить о генетическом потенциале и научении лабрадора, ведь несмотря на то что, например, поиск челноком у лабрадора заложен природой, но учить челноку все равно нужно. При натаске собака получает дополнительный опыт. Если коротко сказать, то научение — это приобретение нового опыта.
С другой стороны, можно говорить о рабочих качествах, не передающихся или частично передающихся по наследству. В этом случае нужно говорить уже об обучении, приводящем к конечному результату. Из-за этого часто получается парадокс: собака используется не по тому назначению, для которого она была выведена.
Затратив некоторые усилия, любую собаку, не имеющую серьезных отклонений в поведении, можно научить чему угодно. Таким образом зачастую, вроде оценивая на испытаниях рабочие качества собаки, мы фактически определяем, прежде всего, трудозатраты дрессировщика, а не врожденную компоненту поведения собаки.
С первых дней появления щенка в вашем доме он познает жизнь, учится жить и вести себя так, как вы ему разрешаете. Поэтому необходимо ежедневно заниматься щенком (каждый раз понемногу), постоянно, стереотипно (до кормления). Команды должны отдаваться одни и те же. Они даются тихим, спокойным голосом.
Заниматься со щенком нужно только тогда, когда вы находитесь в хорошем настроении. Щенок должен получать радость от общения с вами. Безразличное отношение — это тоже наказание. Поэтому, если щенок подошел к вам, обязательно проявите дружелюбие и обратите на него внимание. Это одно из условий установления контакта.
Итак, предположим, сейчас зима — мертвый сезон для птичьей собаки. Ежедневные занятия с собакой дома полезны в любом возрасте. Они необходимы для закрепления уже достигнутых и выработки новых навыков — это называется «домашняя дрессировка». От успешной «домашней дрессировки» зависит успешная «натаска» весной и успешная охота осенью. Этому способствует легкая обучаемость лабрадора.
Чтобы разобраться, как нужно заниматься натаской, следует глазами собаки посмотреть на все, чему вы ее учите. Иначе говоря, необходимо встать на «точку зрения» собаки и самому научиться «мыслить по-собачьи». Для этого надо изменить свои взгляды на собаку, не «очеловечивать» ее.
Например, некоторые владельцы собак мыслят так: «моя собака только что не говорит», «она понимает каждое слово», «она упряма, делает назло», «она прекрасно знает, в чем провинилась». Ни к чему хорошему такой подход не приведет. Попробуем разобраться в этом на двух примерах:
Вы дали команду — «сидеть!», указав место рядом с собой. Сразу же команда не выполнена. Вы дернули за поводок и нажали на зад щенка. Вам кажется, вы учите щенка выполнять команду — «сидеть!». Щенок же при слове «сидеть» думает — вот он будет сейчас грубо обращаться со мной.
2. При команде — «стоять!» вы бросили поноску. Щенок рванулся за ней. Вы дернули поводок и повторили: «Стоять!» Вы думаете, что учите приносить поноску по команде, а щенок думает, что совсем запутался, то принеси, то нельзя.
Учитесь мыслить по-собачьи, и успех вам в натаске обеспечен.
Натаска собаки подразделяется на два периода. В первом периоде натаски вам следует научить вашего питомца понимать то, что вы от него требуете, и добиться, чтобы он усвоил значение употребляемых вами слов, знаков и сигналов свистком.
Особенно важно четкое выполнение собакой команд — «стоять!» и «лежать!». Второй период начинается с того момента, когда вы уже даете молодой собаке дичь.
Нужно заранее подготовиться к выбору слов и знаков, которыми вы будете объясняться со своим питомцем. Эти слова и знаки не должны меняться, они всегда должны быть постоянными и однообразными. Лучше всего, если вы приучите щенка к тому, что вы управляете знаками. Если вам необходимо привлечь внимание щенка, то лучше всего использовать для этого свисток.
Первыми простейшими командами для вашего щенка должны быть: «место!», «ко мне!», «нельзя!», «возьми!», «стоять!», «сидеть!», «лежать!», «рядом!», «вперед!», «подай!». Вот эти команды и надо отрабатывать в «мертвый сезон» при домашней дрессировке.
Начинать приучать щенка к месту нужно, когда он устал от игр. Отнесите его на подстилку, приговаривая команду — «на место!». Можно похлопывать по подстилке.
Когда щенок начал реагировать на кличку, можно начать отработку команды — «ко мне!». При подзыве щенка называйте его кличку и показывайте при команде — «ко мне!» лакомство. Чтобы щенок подбегал быстрее и охотнее, присядьте на корточки.
Запрещающей команде — «нельзя!» приучают одновременно с командами — «место!» и «ко мне!».
Если щенок схватил вас своими зубами-иголками, дайте команду — «нельзя!». Если он в очередной раз схватил вас, то при команде — «нельзя!» слегка тряхните его за шкирку или щелкните по носу.
При повторном неповиновении наказание должно быть уже сильнее.
Последовательность действий должна быть следующей: неповиновение — команда «нельзя!» — наказание (при невыполнении). Можно учить запрещающей команде — «нельзя!», когда щенок находится около миски с едой. Через некоторое время дайте команду — «возьми!» и допустите щенка к корму.
Никогда нельзя позволять собаке проявлять агрессию из-за обладания миской с едой, игрушкой или каким-то особым местом в доме. Всегда пресекайте это.
Команда — «лежать!» очень легкая команда, которой несложно научить самого маленького щенка. Когда щенок сидит, поднесите к его носу лакомство, а затем опустите его и положите примерно в 15 см от его лап. Щенку придется лечь, чтобы съесть лакомство.
Натаска состоит из научения рациональному поиску «челноком», поднятия птицы на крыло в пределах уверенного ружейного выстрела, развития быстроты поиска и знакомства с птицей. При натаске отрабатываются команды — «сидеть!» или «стоять!», которые необходимо давать во время взлета птицы, чтобы щенок не гнала ее.
При отработке команды — «сидеть!» щенок должен находиться с левой стороны на поводке. Возьмите коротко поводок или держите щенка рукой за ошейник. Левой рукой мягко, но твердо нажмите на круп щенка в направлении пола. При этом давайте команду — «сидеть!». Как только щенок сядет, похвалите и дайте ему лакомство. Для закрепления достаточно повторить это несколько раз.
Надо приучать собаку к «выстрелу» и к «воде», а также отрабатывать подачу битой птицы на суше, из крепкого места и с воды.