Охотничье собаководство россии

«В чьих руках судьба охотничьего собаководства? – вопрошает Гальперин на страницах «РОГ» (№ 14, 2013). Странный вопрос! Безусловно, в руках Ассоциации «Росохотрыболовсоюз», обладающей армией специально подготовленных кинологов, которые оценивают работу охотничьих собак на испытаниях по различным видам животных, экстерьер – на племенных выставках и выводках и разводят собак в рамках зоотехнически обоснованных правил племенного разведения.

Племенное охотничье собаководство в рамках РОРСа ведется в давно апробированном традиционном русле при сохранении специфических традиций охоты на территории России. Еще в XIX веке методы ведения племенной работы в России ложились в основу разведения охотничьих собак во многих европейских странах.

На встрече в 2003 г. членов президиума РКФ с президентом Международной кинологической федерации (FCI) Гансом Мюллером последний заявил, что «для международного кинологического сообщества Россия особенно интересна своим охотничьим собаководством. Сформированные в нем многовековые традиции и правила в свое время внесли важную лепту в становление мировой кинологии» (А. Зеленов, «РОГ» № 18, 2004).

РОРС занимается научно обоснованным зоотехнически-правильным собаководством как отраслью животноводства. Он ведет племенное разведение охотничьих собак в рамках сложившихся российских традиций и обслуживает преимущественно охотников, владельцев собак. Для этого организуются племенные выставки с обязательной бонитировкой, где учитываются происхождение собаки и ее четыре ряда предков с оценками экстерьера и всеми полевыми дипломами в трех рядах (т.е. сразу видно, от каких рабочих предков произошла собака)

Учитываются оценки экстерьера, полученные собакой на всех охотничьих выставках и выводках, но в зачет берется последняя оценка; охотничьи качества – все дипломы, полученные на различных испытаниях и состязаниях, имеющиеся в родословной собаки, записываются в оценочный лист и участвуют в бонитировке; и наконец племенное потомство, если оно имеется (т.е. потомки, имеющие полевые дипломы и положительные оценки за экстерьер).

Испытания охотничьих собак проводятся по специально разработанным правилам по разным видам дичи, которые максимально приближены к охоте на эти виды. Правила разрабатываются и совершенствуются исключительно кинологами-охотниками, специалистами по каждой породе (или группе пород) охотничьих собак, традиционно разводящейся в России.

Поэтому именно РОРС, обладающий специалистами – кинологами-охотниками, и должен разрабатывать новые правила и совершенствовать имеющиеся. Например, в последнее десятилетие созданы правила испытаний лаек по кунице, по соболю, по боровой дичи и т.д., которые пока приняты как временные.

РОРС обладает Всероссийской племенной книгой охотничьих собак (ВПКОС), куда с 1964 г. вносятся все охотничьи собаки, имеющие положительную оценку за экстерьер и полевой диплом, полученный на испытаниях по основному виду дичи для данной группы пород собак.

Г. Гальперин очень ошибается считая, что «по своему статусу РФОС призвана вести охотничье собаководство». Ни РКФ (Российская кинологическая федерация), ни тем более FCI не берут на себя обязанность вести хоть какое-то собаководство, если правильно воспринимать этот термин, как отрасль животноводства (коневодство, овцеводство, свиноводство и т.п.).

И та и другая организации взяли на себя обязанность как бы навести порядок в разведении собак и регулируют это разведение на коммерческой основе определенными правилами, которым должны подчиняться клубы, питомники, где, собственно, и разводят собак.

Например, в Правилах племенного разведения нет понятий о непосредственно племенном разведении, но четко обозначены материальные взаимодействия владельцев разводимых собак. При всей этой деятельности не исключается наличие довольно значительных доходов как в РФОС, так и в РКФ, и особенно они существенны от охотничьего собаководства, поэтому РКФ и заинтересован в этом бизнесе.

И совершенно правильно «президент РФОС А.А. Клишас, член Совета Федерации РФ, сразу четко заявил об однозначной ориентации РФОС на безусловное следование всем правилам и нормативам системы FCI…» (Г. Гальперин). Кроме того, он справедливо считает, что отстаивать интересы российских владельцев охотничьих собак в комиссиях по рабочим качествам FCI должны в первую очередь представители РФОС.

Правильно, отстаивать интересы, но не устанавливать какие-то принципы определения рабочих качеств пород охотничьих собак. Последнее должны делать кинологи – специалисты по охотничьим собакам, учитывая традиционные способы охоты и принципы племенного разведения охотничьих собак.

В результате своего выступления А.А. Клишас четко определил стратегию работы РФОС. И не следует требовать от РФОС ни создания каких-либо комиссий по усовершенствованию правил, ни создания квалификационной комиссии, т.к. РФОС не обладает достаточным количеством экспертов-кинологов. И дело не в том, что они «боятся М.Г. Кузину», а в том, что в рамках РОРС они всецело поддерживают положения и правила ведения именно российского собаководства, учитывая традиции, а также наработки своих предшественников.

РФОС организует шоу-выставки по правилам FCI, где оценивается внешний вид собаки, проводятся различные конкурсы, на которых показываются возможности собак и их способность воспринимать дрессировку, что совершенно не нужно для охотничьих собак. Но РФОС должна не только сама проводить выставки, но и контролировать их проведение в регионах со значительным поголовьем охотничьих собак, в частности в восточной части России.

Разведение собак в рамках РФОС ведется в клубах и питомниках, и занимаются этим владельцы в меру своих знаний и талантов. И чтобы экстерьер охотничьих собак не ухудшался, задачей РФОС должна быть проверка правильности разведения по принятым еще в МСХ СССР правилам. Для этого имеет смысл для охотничьих собак проводить выводки клубного уровня или даже питомника, которыми руководит РФОС, хорошо, если с приглашением специалиста-кинолога.

Конечно, желательно всем владельцам сохранять свидетельства о происхождении охотничьей собаки, если щенки приобретены в организациях системы РОРС. Очень важно показывать своих собак на племенных выставках охотничьих собак для проведения экспертизы кинологами, специалистами по отдельным породам.

Испытания охотничьих собак или так называемые пробы, а также филд-трайлы в системе РКФ носят чисто спортивный характер, не имеющий никакого отношения к племенной оценке охотничьих собак и к процессу охоты.

Нельзя не согласиться с Г. Гальпериным, утверждающим, что «РФОС и РКФ не способствовали сохранению и развитию охотничьего собаководства страны». Но в то же время удивляет его уверенность в том, что РФОС «обязана возродить былое величие отечественной охотничье кинологии». Не обязана. Ведь все слышали установку А,А. Клишаса. И не может – у РФОС совершенно другие задачи.

Как трактуется в первом Уставе РФОС (1998), основной целью является содействие развитию охотничьего собаководства. Именно содействие. А после разделения с РОРС задачами РФОС остаются:

  • - представительство и защита интересов охотничьего собаководства за рубежом;
  • - развитие связей и сотрудничества с зарубежными международными кинологическими организациями;
  • - участие в организации международных выставок;
  • - издание рекламной, информационной литературы по вопросам охотничьего собаководства.

Я бы еще добавила, что РФОС должна отстаивать правила ведения российского охотничьего собаководства в системе FCI, а также пропагандировать достижения российских собаководов в зарубежной печати и путем организации вывоза специально сформированных групп охотничьих собак на престижные выставки за рубежом.

И не следует требовать от РФОС, чтобы она занималась не свойственными ей делами, также как и от РОРС, чтобы она вступила в РКФ, так как там уже имеется представитель российского охотничьего собаководства – РФОС.

Попытка подчинить все охотничье собаководство правилам РКФ вызвала возмущение охотников, поскольку произошло разделение организаций, значит, должно быть и разделение функций. И так как РОРС работает в рамках десятилетиями принятых правил и положений, принесших прекрасные результаты в охотничьем собаководстве, то отходить от них не имеет смысла.

Организации РОРС и РФОС должны заниматься каждая своим делом, и в таком случае конфронтация исчезнет сама собой, и деятельность этих организаций пойдет на пользу всему охотничьему собаководству.

До развала СССР государственные учреждения брали на себя руководство охотничьим собаководством, и все правила, положения, стандарты окончательно утверждались Главным управлением по охране природы, заповедникам, лесному и охотничьему хозяйству МСХ СССР и действовали во всей России и в сопредельных республиках.

В настоящее время для унификации действий в области охотничьего собаководства приходится пользоваться документами 1981–1985 гг. Но многие из них требуют уточнения и доработки, и в портфеле РОРС имеются такие материалы. Но чтобы эти документы стали обязательными для охотников России, т.к. собаководство едино (и в этом особенность российского собаководства), требуется добиться их утверждения на государственном уровне.

То есть опять МСХ РФ или другое государственное учреждение должно взять на себя функцию хотя бы контроля за охотничьим собаководством. Или на государственном уровне официально передать этот род деятельности, т.е. охотничье собаководство, РОРСу, так как именно эта громадная общественная организация включает в себя значительное количество областных обществ охотников, которые и разводят охотничьих собак по утвержденным нормам и правилам.

Ассоциацию «Росохотрыболовсоюз» для этого надо наделить полномочиями головной организации по племенному разведению охотничьих собак России.