И волнует стойка не только хозяина собаки.
Эксперты на испытаниях при виде вдруг застывшей собаки (как будто ей кто-то дал команду — «замри!»), спешат подойти к ней поближе, чтобы по достоинству оценить необычность, напряженность и красоту этой позы, и всегда ждут: а что будет дальше?
Это также один из самых волнующих моментов и на охоте.
Собака на стойке, и у охотника начинает учащенно биться сердце, когда он спешно подходит к этому изваянию, ожидая, что после его посыла и подводки может подняться на крыло дичь.
К стойке легавой собаки и охотниками, и экспертами на испытаниях предъявляется всего два требования.
Первое, она должна быть твердой, то есть собака должна сходить со стойки на подводку и подъем дичи на крыло только по команде охотника (ведущего).
Исключением является ситуация, когда собака самостоятельно, без команды, может сойти со стойки при медленном преследовании отбегающей птицы, находящейся у нее на чутье, но ни в коем случае не поднимая птицу на крыло.
Птица западет, и собака снова должна твердо стать.
И второе требование: стойка должна быть красивой, напряженной и типичной для соответствующей породы.
Опытные охотники, сами натаскивающие свою легавую собаку по характерной (своеобразной), позе стойки, могут заранее определить, по ком стоит собака: по дупелю, бекасу, перепелу или тетереву и др.
Например, по дупелю — это напряженная стойка, чаще с головой в линии спины и выше; по бекасу, как правило, голова собаки выше уровня спины, так же в напряженной, очень выразительной, но как бы «осторожной» стойке (бекас обычно близко к себе собаку не подпускает).
По перепелу совсем другой характер стойки. Это, как правило, выразительная стойка, создающая впечатление собаки, «упершейся» в запах. Часто на стойке по перепелу собака держит голову несколько ниже линии спины.
К этому следует добавить и то, что принадлежность легавой собаки к той или иной породе добавляет разнообразия стилю стойки. Поэтому словами довольно трудно описать характер стойки по различным видам дичи — это надо видеть.
А сколько усилий при натаске тратится на то, чтобы добиться от легавой собаки первой стойки по дичи, именно по дичи, зная, что способность к стойке у легавой — качество врожденное. Это врожденное качество довольно рано проявляется.
Еще в щенячьем возрасте собака иногда делает очень красивые и твердые стойки по мухе или бабочке, усевшейся перед носом, а также по гуляющим во дворе голубям. Казалось бы, подрастет ваш питомец месяцев до 8–10, выезжай с ним в луга, где водится дичь, пускай его в поиск и жди, когда он пересечет запах дичи и замрет в картинной стойке. Ан нет.
Не знает еще ваш питомец, на какой запах надо замирать на стойке. Стойка «на глазок» и стойка «на запах» — разные вещи. Делать стойку на определенный запах — целая наука для вашего питомца, наука, требующая времени и терпения натасчика.
Именно поэтому стойка легавой в процессе натаски, испытаний и особенно охоты имеет сильнейшее психологическое воздействие на владельца, занимающегося полевой подготовкой собаки.
Не стоит обходить вниманием и такую стойку, которая не столько волнует охотника, сколько раздражает его. Имеется в виду пустая стойка, которая нередко встречается у легавых собак. Почему же она возникает? Ведь при натаске питомца вы старались закрепить твердую стойку только по дичи.
А дело в том, что молодая собака, не имеющая достаточного опыта, обычно осторожничает и делает стойки на разные другие встретившиеся запахи, которые ее волнуют. Если в самом начале натаски не были предприняты меры для того, чтобы ваша собака «поняла», что делать стойки не по дичи чревато неприятными последствиями, то эти «пустышки» продолжатся и дальше.
Встречаются пустые стойки и у опытных, правильно натасканных собак. Причин здесь несколько. Основными, как показывает опыт, являются следующие.
1. Физиологическое состояние собаки. Что имеется в виду? Например, собаку долго везли в автомобиле, где, согласитесь, достаточно много разных резких запахов. И если эту собаку, что называется, «прямо с колес» пустили в поиск, то в течение нескольких десятков минут ее обоняние и нервная система в целом не в состоянии дифференцировать нужные и ненужные запахи. Она начинает осторожничать и реагирует на любой встреченный запах приостановкой, а то и стойкой.
2. Отсутствие дичи в угодьях, где работает собака. Собака, довольно долго находящаяся в поиске в угодьях бедных дичью, через какое-то время вдруг может сработать «от скуки» жаворонка или трясогузку. Или, как говорят легашатники, «залепить» пустую стойку по старой жировке.
Итак, изложенное выше позволяет вполне определенно сказать, что стойка легавой собаки — это ее реакция на определенный запах.
Внешнее проявление этой реакции — это целый набор поз и приемов при совершении стойки. Натасчику повлиять на характер стойки, ее стиль практически невозможно. Единственное, что можно сделать при натаске, это лежачую стойку (только зачем?).
Она отцами-основателями кинологии разрешена только английскому сеттеру. Во всех остальных породах стиль систематической лежачей стойки, что бывает не так часто, оценивается на испытаниях только тремя баллами из пяти.
Встречаются иногда лежачие стойки у собак любой породы, которые, идя по параллели, пересекают сильный запах дичи, развернувшись на ветер, резко останавливаются, а затем могут и лечь перед близко запавшей птицей, так как для потяжки места не осталось, то есть, как принято говорить, собаки работают «в упор».
Если такая стойка случается вперемежку с «нормальными» стойками, то снижать баллы на испытаниях за стиль стойки собаки нет резона.
В заключение следует еще раз отметить кульминационное значение стойки в работе легавой собаки. Для истинных легашатников даже выстрел по охотничьим птицам имеет второстепенное значение.
Ведь известно, что они ходят на охоту не столько за дичью, сколько за волнующими и яркими впечатлениями.