В настоящее время утрачены научные школы Австрии, Германии, Дании, Прибалтики, Беларуси, России, изучавшие европейских благородных оленей по единым критериям. Это вызвано отсутствием преемственности после ухода таких ученых, как С. Шостак, Ю. Лихацкий и др., обладавших методологией дифференциации благородных оленей.
Ситуацию на постсоветском пространстве усугубило уничтожение огромной эталонной коллекции черепов оленя Беловежской пущи, хранение которой в начале 90-х посчитали излишне затратной. Итогом стала потеря контроля идентичности, являющейся результатом многовекового отбора. Благодаря «информационным спонсорам», в 2000-х вместо ученых на первый план вышли сомнительные «крупные эксперты от бизнеса», так называемые дичеразводчики, генетики, гибридизаторы, осеменители, оленеводы. В 2022 году к обозначенному перечню «специалистов» добавились ветеринары-паразитологи.
ГОРЕ-СЕЛЕКЦИОНЕРЫ
Многовековой традицией популяционной селекции оленей являлось кропотливое выявление носителей ценных видовых трофейных признаков: длина рогов, развал, количество отростков. Сейчас же максимум отростков оказался единственным таким признаком, поскольку селекция по нему дает самый быстрый результат. Такая «селекционная» работа шла под вывеской улучшения генетики, а животные назывались племенными, хотя таковыми не являлись.
Вначале под влиянием «моды» Британии такие рога имели малую длину. Затем, когда спрос на карликовые рога упал из-за моды на гибридов из Новой Зеландии, возникла необходимость быстрого возвращения к облику природных популяций: восстановление длины и развала рогов. Получение такого параметра требовало поиска популяций оленя, сохранивших и передающих эти признаки потомству. Для закрепления обозначенных признаков использовалось крайне узкое число производителей.
Причины недостатка племенного материала были разные. Во-первых, малое количество питомников, тем более с оленями, сохранившими и передающими длину и развал рогов потомству (в основном при вузах). Во-вторых, сложность поимки самцов из естественных популяций. Стартовая ограниченность числа самцов-производителей быстро вела к инбридингу и утрате необходимых признаков рогов уже со второго поколения, а также к общему измельчанию.
Здесь стоило бы обратиться к опыту СССР, где группы для расселения составлялись комбинированным путем из разных популяций: Беловежской пущи и Воронежского заповедника (для Прибалтики, северо-восточной Украины, Беларуси и европейской части РФ). Значительно позднее в Европе появилось понимание необходимости вовлечения в селекцию максимального числа самок из природы, поскольку оказалось, что необходимые трофейные качества зависят именно от них.
ВАПИТИ ВО ВРЕД
В Новой Зеландии получение рогов крупного размера произошло стихийно. В результате случки самок вапити с самцом европейского благородного оленя получили гибриды первого поколения с длинными рогами и сразу с бо́льшим, чем у вапити, числом отростков. Выявление этого факта дало старт массовой гибридизации оленевидного скота для экспорта (параллельно ведутся мероприятия по борьбе с туберкулезом).
Технологию опробовали в Британии, но из-за легочных и прочих заболеваний вапити и их потомков быстро вернулись к местным оленям, как более устойчивым к заболеваниям. В Польше, в местечке Косово-Горно, Польская академия наук начала гибридизацию аборигенных самок оленя с вапити-маралом. За 1998–2005 годы, несмотря на гибель части самок при отелах, получено 186 самок и 166 самцов гибридов с укрупненными признаками по длине рогов и массе тела.
После этих экспериментов гибридов, не пущенных на убой, забрали в Испанию для разведения под выстрел в парках, где позднее, не называя причин, все-таки отказались от разведения подобных животных. Вторая крупная партия была продана в СНГ. При этом бюджетному покупателю заявили, что это элита из Австрии и Венгрии, но, увы, без получения заключения оленеведов: отказ от бонитировки — основной метод подлога гибридов.
Закрыв проект в Косово, на базе его гибридов поляки открывают хозяйства Rudzie-Goldap (граница с РФ) и Sloja-Sokolka (граница с РБ). В Rudzie собирают основное стадо наиболее крупных гибридов, близких к вапити, и, чтобы привлечь покупателя, называют их «польский олень». Почти всю первую репродукцию из Rudzie приобретает смежное хозяйство Safari Rudziewicz. Поскольку гибриды плохо переносили условия содержания, их продали в Беларусь. Пограничный пункт ветконтроля в СНГ, задержавший скотовоз гибридов, очевидно не похожих на европейских благородных оленей из-за черных грив, окраски и огромного размера дорсального пятна, крупных размеров животных, больше похожих на маралов, быстро получает заключение Академии наук о том, что перевозимый оленевидный скот является европейским благородным оленем. Такая ситуация произошла потому, что Академия наук оказывала услуги по подготовке обоснования на реакклиматизацию. Это странным образом напоминает активное содействие британских ветслужб для вывоза неликвидного оленя в континентальную Европу. Поэтому и не стали ветврачи запрашивать заключение по бонитировке или хотя бы сличать внешние признаки подвидов благородных оленей по атласу.
АНГЛИЯ ПОСТАРАЛАСЬ
Итак, Европу наводнили гибриды европейского благородного оленя с вапити, а также большое количество самок из Англии, причем гибриды с ними стали называть польско-английскими оленями.
Гибридизация мелких английских самок с потомками вапити привела к тяжелым родам из-за крупных размеров плода (по аналогии с широко известными случками самцов сибирской косули с самками европейской).
Многочисленные факты гибели самок при тяжелых родах и применение технологии родовспоможения известны при искусственном осеменении новозеландским оленем. Уже и в РФ зафиксирован случай, когда ветврач, скрыв гибель ценного европейского благородного оленя, подменил его гибридом, удалив рога и поставив бирку утраченного. Когда подлог вскрылся, самки были покрыты, а в мае произошла гибель тех, которым не удалось сделать родовспоможение.
ПИРАМИДЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
Выделяются две пирамиды распространения оленевидного скота по Европе. Английская начиналась с фермеров, желающих получить самцов с наибольшим числом отростков от так называемых парковых оленей Вобурна (малорослые самцы требуют замкнутого содержания-репродукции, нередко оставляя яловыми рослых самок, и гибнут при побегах или проникновении крупных самцов из природы). По причине большого (более 50 %) количества брака в потомстве, которое следовало бы забить на мясо, фермеры с целью компенсации своих затрат продавали такое потомство и лишних самок в Прибалтику, причем, пользуясь безграмотностью покупателей, они называли животных «племенными». Последствия увлечения многоотростковым оленевидным скотом привели к появлению мелких коротконогих форм в таких странах, как Испания, Австрия, Германия, Голландия, Дания, Чехия, от которых в настоящее время избавляются, завозя при первой возможности изъятых из природы особей.
Польская пирамида распространения оленевидного скота, как и было запланировано изначально, сформировалась на реализации гибридов. Укрупнение бизнеса началось после продажи крупной партии польско-английского оленевидного скота в Калининград в хозяйство Мушкино. Туда отправили дефектованных самок с первого этапа гибридизации. Затем польские фермы закупили еще больше самок в Британии для увеличения объемов тиражирования гибридов, а менее крупные партии стали быстро расходиться по Прибалтике и уже оттуда реэкспортироваться в РФ и РБ.
«Ярмаркой продаж гибридов на Восток» (британской и польской пирамиды) стала Сигулда в Латвии. Лозунг «На востоке купят все» стал главенствующим в бизнесе: землевладельцы, став оленеводами, начали скупать любой оленевидный скот для реэкспорта. Появились и «эксперты», проводящие конкурс рогов оленевидного скота для ферм — филиалов фабрик гибридов Польши. Спиленные рога оленей оценивали методами CIC (к радости наивных покупателей с Востока). Бизнес стал настолько доходным, что даже табачные и аптечные дилеры начали строить настоящие хабы по продаже оленевидного скота.
Стоит отметить, что гибриды подвидов благородных оленей имеют неоднородные фенотипические признаки и теряют устойчивость к ряду заболеваний. Так, примерно через год после перевоза гибридов из Косово в северо-восточную Польшу начали отмечаться признаки паратуберкулеза. Несколько позднее у гибридов выявили блутанг, хотя считалось, что благородный олень не может им заболеть. В результате бюро по эпизоотиям и госветслужбы СНГ закрыли Польшу для экспорта любого скота, и прямые поставки в СНГ стали невозможны.
Однако скот активно вывозится в Латвию и Литву для поставки в Азербайджан, Беларусь и Россию. Поскольку польский оленевидный скот дешевеет до 200 евро и становится дешевле британского, доходы розничных торговцев, продолживших его покупать для реэкспорта, стали еще выше (минимальная цена экспорта от 1000 евро). Учитывая, что суммарная мощность фабрик гибридов составляла до 1000 «оленей» в год, можно представить объемы оленевидного скота, реэкспортированного из Польши и включенного для разведения в странах, где не различают оленей и не имеют ученых-бонитеров (оленеведов): Беларусь, Россия, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан.
КАКОВ ВЫХОД?
Базируясь на вышесказанном, автор данной статьи, разрабатывая задания по созданию новых популяций благородного оленя в рамках Госпрограммы развития охотничьего хозяйства Республики Беларусь на 2006–2015 год, предусматривал отбор оленей только из белорусских популяций: Беловежской (самки) и Осиповичской (самцы), морфометрические особенности которых за 40 лет были положительно оценены С.В. Шестаком и А.А. Шабовичем, внедрившим также и методы их массового отлова.
Современное состояние как диких популяций, так и вольерных показывает необходимость определения четких критериев по различению настоящих европейских благородных оленей от оленевидного скота. Это позволит решить следующие задачи:
- Недопущение засорения природной среды чужеродным видом — инвазии.
- Предотвращение незаконного выпаса оленевидного скота в Гослесфонде и сельскохозяйственных угодьях.
- Предупреждение стихийного скрещивания-гибридизации с аборигенным европейским благородным оленем из существующих природных популяций.
- Предотвращение передачи заразных заболеваний животных, свойственных оленевидному скоту, крупному рогатому скоту и диким копытным.
В связи с наиболее массовой продажей гибридов второго-третьего поколений с происхождением от единственного самца вапити — основателя гибридного оленевидного скота из Польши, идентификация таковых упрощена. Они обладают следующими признаками:
- Нетипичная форма рогов в виде плоской маральей вилки, заменяющей характерную для европейского благородного оленя корону.
- Характерный изгиб завершения ствола рогов в сторону, противоположную нижним отросткам, или искривленные в сторону спины стволы рогов.
- Отсутствие ледяных отростков у взрослых самцов с полностью сформировавшимися рогами при отсутствии видимой короны.
- Светлая серо-белая окраска растущих рогов-пантов, присущая вапити.
- Дорсальное хвостовое пятно в летнем окрасе, заходящее на крестец, как у вапити.
- Ярко выраженная контрастность окраски с заметным резким переходом из серо-белой окраски верхней части корпуса в темную в нижней части тела и области шеи, свойственная вапити.
У гибридов оленевидного скота четвертого-пятого поколений расщепление признаков идет еще более сложно:
- Возможно усиление признаков вапити при случке вапитеобразных самцов и самок.
- Возможно усиление признаков коротконогого паркового оленя при случке самцов и самок, близких к английскому типу.
По большому счету при отсутствии селекции ружьем, например, в случае инвазии на особо охраняемую природную территорию (ООПТ), более крупный оленевидный скот имеет больше преимуществ в передаче своих генов, чем более мелкие гибриды английского типа.
Юридически добыча скота, пусть и оленевидного, обнаруженного в естественной среде, т.е. за оградами мест их содержания, охотой как таковой не является и лимитироваться не может, поскольку считается своеобразным убоем сельскохозяйственных животных с дозволения их собственника, сходным с убоем сбежавшего или одичавшего крупного (КРС) и мелкого (МРС) рогатого скота самими фермерами.
Ветеринарный контроль продукции убоя оленевидного скота, относимого к дичи, не ведется и несет угрозу распространения целого ряда опасных для сельхозживотных (блутанг, туберкулез и пр.) и ценных аборигенных видов (от зубра до косули), а также здоровья человека заболеваний. По этой причине следует узаконить элиминацию оленевидного скота (с вызовом ветслужб для экспертизы убоя), обнаруженного вне огороженных пастбищ. Убой может проводиться как собственником земель («Мираторг», «Заречное» и пр.), так и на территории Гослесфонда (ГЛФ), например, в случае выявления скота лесниками, ведущими охрану лесов-заповедников, а в идеале охотоведами, освоившими навыки селекции