В Кировской области охота на овсах открывается 1 августа. Производится она двумя способами: скрадом с подхода и с вышки с лабаза, причем часто эти охоты совмещаются. В условиях местности Кировской области сложно найти и создать поля для охоты, где возможна полноценная охота с подхода к жирующему и кормящемуся зверю. Именно поэтому мы обычно проводим охоты по следующему сценарию.
Примерно за час до наступления сумерек мы высаживаем охотника из машины метров за 500 до овсяного поля. Он заряжает оружие, берет с собой упор для стрельбы и, не шумя, тихо подходит к полю. В августе велик шанс увидеть кормящегося медведя и произвести эффективный выстрел. Для этого мы стараемся расчищать подходы к полю, чтобы удобно было скрасть зверя. Если же на поле зверя нет, охотник ожидает его на вышке. В это время следует вести себя максимально тихо. В большинстве случаев в преддверии выхода медведя на поле из леса, минут за двадцать, можно услышать осторожный хруст веток. Зверь стоит в скрытном месте и наблюдает, принюхивается, чтобы понять, можно ли выходить на поле.
Из личного опыта знаю, что выход на поля зверя происходит обычно в период с 20 по 30 августа. После этой даты зверь уходит на ягодники, и частота посещения полей в сентябре – октябре снижается. Если говорить о времени суток, то крупные, трофейные экземпляры редко выходят на поля по-светлому, в основном они делают это в темное время, проявляя максимальную осторожность.
Интересное наблюдение: в самом начале посещения овсяного поля медведь выделяет небольшие участки для кормления и постепенно переходит на другие. Перемещение идет не хаотично, а с применением определенной тактики. Сначала хищник кормится с края поля, избегая открытых пространств, затем выходит на участки с более ценным кормом. Выходы на поле из года в год происходят по одним и тем же тропам (при условии, что в топографии близ поля ничего не изменилось).
За кормящимся зверем очень интересно наблюдать: он сидит как человек и лапой притягивает к себе пучки овса, постепенно перекатываясь на пятой точке в пределах выбранного им участка кормления. Таким образом овес оказывается повален и примят, поэтому у нас в области это называют «медведь поле укатал».
Если стоит сухая погода и на полях не ведется фото- и видеофиксация, то по характеру повреждений поля можно судить, кто его посещал: медведь или кабан. Первый «укатывает» поле и поглощает овес целиком, что мы потом наблюдаем в кале, второй жует овес, сплевывая шелуху.
Поля для осуществления охоты на овсах следует готовить заблаговременно. Май — время посева овса и вико-овсяной смеси для подкормки зверей на участке, где мы осуществляем охоту. Я часто сталкиваюсь с утверждением, что посев подкормочных полей следует производить как можно позже, с десятых чисел июня и до начала июля. Утверждающие это охотники руководствуются тем, что они для себя открывают охоту в сентябре – октябре, и, если высадить овес в июне – июле, он перейдет в молочно-восковую спелость к этому периоду.
Считаю такой подход нецелесообразным в нашей области, так как при посеве в поздние сроки овес не успевает пройти стадию вегетации от завязи к формированию (наливу) зерна. Овес медведь предпочитает в переходной стадии молочно-восковой спелости. Спелое же зерно он ест в увлаженном виде, в сырую погоду желательно с осадками. В итоге при поздних сроках посадки мы получаем несформированные побеги, которые не представляют для кабана и медведя никакой пользы. Вот мы и выбрали для себя посев в ранние сроки, когда техника может зайти на поля.
Также следует учитывать, что ежегодное использование одних и тех же полей для посева овса обедняет и истощает грунт, снижая урожайность. Особенно это актуально в нечерноземной полосе России. Повысить урожайность мы можем следующими способами: 1) давать полям отдыхать 2–3 года; 2) вносить при посеве удобрения; 3) засевать не чистый овес, а вико-овсяную смесь, где вика выступает в качестве сидерата.
Также добавлю, что мы считаем целесообразным создавать поля по площади не менее 1 % от площади участка охоты, для удержания класса бонитета по кабану на участке охоты.
Вышки для осуществления охоты следует располагать на краях поля, учитывая розу ветров, важно также, чтобы подходящий охотник не пересекал тропы, по которой зверь выходит на поле.
Овсяное поле и вышка должны вписываться в окружающий рельеф под правильное направление ветра. Это важное условие. Правильное направление ветра — когда он дует с овсяного поля на вышку (а она стоит на краю) и далее — на лес.
Вышки желательно делать крытыми, наглухо зашитыми со спины, чтобы как можно меньше запахов разносилось ветром на поле. Есть мнение, что нельзя использовать металлопрофиль в качестве кровельного материала для вышки, так как зверь боится звона от профлиста при дожде. Я так не считаю. Зверь боится всего нового, но со временем привыкает к тому, что на поле есть вышка, и не важно, чем она крыта, какого цвета и т.п. Его скорее испугает отсутствие вышки, нежели шум, который и должен быть при дожде.
Каков порядок действий после отстрела медведя? Еще до начала разделки туши и (или) ее перемещения (транспортировки) руководитель охоты обязан закрыть разрешение на добычу охотничьего животного, причем непосредственно на месте добычи. Таковым считается место его обездвиживания. Разрешение на добычу охотничьего животного считается закрытым после заполнения отчета об его использовании. Талоны на провоз продукции охоты к разрешению на добычу охотничьего животного гасятся руководителем охоты путем проставления в них даты и его подписи. Указанные талоны отрываются и выдаются участнику (участникам) охоты, планирующему осуществлять перемещение (транспортировку) продукции охоты.
После первичной обработки (снятие шкуры) туша медведя должна быть доставлена в районную ветслужбу по месту отстрела (это очень важный момент, нельзя, к примеру, привезти медведя на проверку из Верхошижемского района в Советский). В ветслужбу туша привозится с головой и внутренними органами в отдельных емкостях. После отбора проб на трихинеллез ветеринар составляет акт о передаче продукции охоты на ответственное хранение. До получения результатов анализа на трихинеллез необходимо обеспечить хранение мяса добытых животных в холодильных камерах.
Первичную обработку лучше всего проводить на территории домовладения с доступом к воде и инструменту, там, где можно сразу вывесить разобранного зверя.
Описываемые охоты на медведя происходят преимущественно без снежного покрова, поэтому удобной техникой для транспортировки туши может стать МТЗ-82, оборудованный КУНом с ковшом или же навешенным ковшом сзади. Ковш опускается на уровень земли и даже силами одного человека можно закатить туда добытое животное.
О снятии шкуры написано много, напомню лишь, что особое внимание уделяется коже головы и лапам. На кистях и ступнях разрез делается по границе мозоли, пальцы аккуратно, один за другим выворачиваются и отделяются от шкуры по суставу между последней и предпоследней фалангой. Таким образом, последняя фаланга вместе с когтем остается на шкуре, и так все двадцать пальцев. Надо быть осторожным при этой операции, так как можно легко порезать шкуру в пазухах между пальцами.
При снятии шкуры с головы требуется обратить внимание на следующие аспекты. Во-первых, уши: отделять ушные хрящи от черепа нужно как можно ближе к черепу. Во-вторых, нужно постараться не порезать веки, они должны остаться на шкуре. В-третьих, губы: их также надо оставить на шкуре. И последнее — нос: носовой хрящ у медведя достаточно велик, чтобы загнить.
После снятия шкуру необходимо просолить мокросоленым способом. На шкуру медведя достаточно 5–7 килограммов соли. Соль тщательно втирается во все участки мездры. Нельзя допускать, чтобы на шкуре оставались частицы мяса и жира, поэтому мездрение нужно проводить максимально качественно. Особое внимание следует уделить лапам и голове, обильно втирая соль вокруг глаз, в губы, уши, морду. Втирать соль нужно и с внешней стороны ушной раковины, т.е. со стороны меха. В таком состоянии шкуре надо полежать в течение 3–5 дней. Хорошо подготовленная мокросоленая шкура может храниться до года.
Применительно к нашей области охота на медведя неотделима от охоты на кабана, и будет хорошо, если при осуществлении охоты на подкормочных овсяных полях у вас будет разрешение и на добычу кабана, чтобы потом не сожалеть о нереализованной значимой охоте.
ПАРАЗИТЫ У МЕДВЕДЕЙ
При первичной обработке туши медведя можно столкнуться с личиночной стадией нитевидной нематоды рода Dirofilaria Ursi.
Выглядит она, конечно, неприятно, но не является опасной для человека и плотоядных животных, так как заражение всеми видами филярии возможно только трансмиссивным путем. Добытые медведи подвергаются ветеринарно-санитарной экспертизе (ВСЭ), направленной на выявление опасного антропозооноза — трихинеллеза. Тесты на иные заболевания и паразитов ВСЭ проводить не требуется.
Можно проследить сезонность наибольшего нахождения личинок дирофилярий в медведе. Это весенне-летний период. Подъем же заболеваемости регистрируется двумя волнами: в апреле – мае и октябре – ноябре. Нематоды (белые черви) находятся в диафрагме, встречаются в фасции (подкожной) пленке на шее и холке животного.
Дирофилярии относятся к семейству Filariidae и включают следующие виды: Dirofilaria immitis — сердечный гельминт собак, паразитирует в правом желудочке сердца, легочной артерии, полых венах; Dirofilaria repens — у собак под кожей; Dirofilaria tenuis — у енотов; Dirofilaria ursi — у медведей. Паразит имеет нитевидное тело светло-желтого цвета.
Источник инфекции при дирофиляриозе (облигатный или обязательный источник) — это домашние животные (чаще собаки, реже кошки – D.repens и D.immitis); единичные случаи болезни встречаются и среди диких животных. Пораженность собак различная: от 3,5 до 30 % в зависимости от региона. Промежуточным хозяином являются комары рода Culex, Aedes, Anopheles, они переносят инвазивные личинки (микрофилярии) от животных друг другу, а также к человеку. Пораженность комаров личинками разная: от 2,5 % (Anopheles) до 30 % (Aedes).
Не исключается роль в передаче личинок и другим кровососущим насекомым: блохам, вшам, слепням, клещам. Человек является случайным и нетипичным хозяином для личинок дирофилярий.