Кряквы оделись в зимнее чистое перо, которое сохранится до их весеннего возвращения на родину с мест зимовок. Все селезни в ярком брачном пере. Уже с середины октября утки покрыты слоем жира и по вкусу не сравнятся с тощими августовскими и линными сентябрьскими птицами.
Луговая и болотная охота с подхода и из-под собаки уже невозможна: утки стали осторожны и не подпускают на выстрел. Они уже не таятся под собакой до последнего, предпочитая держаться в стаях на чистой воде. Завидя охотника, поднимаются с 80 метров вне выстрела.
Хотелось бы поделиться своим опытом и рассказать об основных способах охоты на позднеосеннюю утку. Оговорюсь, что речь пойдет об охоте в средней полосе России. На юге это другая охота, которая продолжается даже в январе. А у нас сезон охоты обычно заканчивается в ноябре, хотя по новым правилам добывать уток можно до Нового года. Считаю это неправильным. Оставшиеся зимовать кряквы находятся если не в бедственном, то в экстремальном положении. Большинство птиц держится парами, сохраняющимися до весны, что показало кольцевание. И их надо бы поберечь.
Раньше многие деревенские охотники, отохотившись неделю после августовского открытия, разогнав местную утку, сетовали, что ее уже нет. Мол, теперь до «белых мух»! Но тогда ситуация была другая: охотников было много, почти в каждом доме, подружейных собак держали редко. Охотились на вечерних перелетах и самотопом в августе, много теряли битых и подранков. Все ждали первого снега и осеннего пролета. У нас по реке Клязьме в октябре и ноябре утка шла валом. Главное, не прозевать бы пролет, который, как правило, был связан с первым снегом. Ходили по берегу и потом бежали за сбитыми птицами в надежде, что добычу поднесет поближе к берегу, чтобы потом достать ее веревкой. Организовывали сплав по течению реки на лодках: кто на резиновой, кто на дюралевой. Иногда эти охоты с подъезда были баснословно удачны. Сейчас, несмотря на то что кряквы вроде бы в угодьях больше, такой пролет особо не выражен. Да и по берегу уже так просто, как раньше, не пройти: все до воды заросло ивняком и ольхой, через которые не продраться. В последние годы на берегах появилось много рыболовов, естественно, мешающих охоте.
НА ПЕРЕЛЕТАХ
Если озера и речки еще не замерзли, то наиболее эффективный способ охоты в это время — на перелетах. Но чтобы выявить места сбора уток на ночевку и дневку, нужна предварительная разведка.
Вечерняя охота обычно эффективнее. Утки начинают летать сразу после захода солнца и, прежде чем сесть, облетают место ночевки, позволяя сделать прицельные выстрелы. Чем ближе к зиме, тем позднее начинается вечерний перелет. Если в середине октября вечерние перелеты уток начинаются около 18:00, то в начале ноября птицу надо караулить с 17:00. Иногда перелет проходит в сильно сгущающихся сумерках, да так, что утки уже не облетают охотника, а падают с высоты сразу на воду.
Иногда удается разглядеть подсевших птиц на фоне отражения луны или подсветки от огней близлежащего населенного пункта. Подствольным фонарем пользоваться нельзя: охота на птиц с помощью осветительных устройств запрещена. А вот для поиска битых нужно иметь хороший мощный фонарик.
Утренние перелеты чаще всего кратковременны. Чуть забрезжит рассвет, как тут и там слышится кряканье. Скричавшись, утки одна за другой снимаются с воды и разлетаются. Если знать пути их пролета, можно неплохо пострелять.
Совсем другое дело, если вы нашли место дневки. Сделать это непросто, такие места окутаны тайной. Как-то в начале 80-х, будучи совсем молодым охотником, я нашел такое место. У нас на лугу был небольшой пойменный лесочек, залитый водой. Назывался он Ельничной, хотя елок там было немного, а основной состав древесных пород представляли ива и ольха. Проходя днем неподалеку, я услышал непрерывное кряканье десятка уток. Как в зоопарке. Хоть и мелькнула мысль: «Дневка!» — я все же пошел туда на вечерний перелет. Но, увы, как начало темнеть, все утки вмиг разлетелись и охота не удалась.
Ночь я спал тревожно. Утром, еще затемно, пришел на край Ельничной. И вот долгожданный свист утиных крыльев. Утки летели стаями, долго и низко кружились, выбирая место для посадки. Я хорошо пострелял, помнится, даже одним выстрелом сбил двух сразу. Птица была полностью вылинявшей, жирной и упитанной. Этот случай я тогда описал в журнале «Охота и охотничье хозяйство» в рассказе «Ельничная».
И на вечерних, и на утренних перелетах надо вставать у воды: у озер, речек, канав.
В исключительных случаях — на трассах перелетов, но для этого нужна тщательная разведка. Использование утиного манка, на который птицы охотно подворачивают, считаю обязательным. Ну а собака на этих охотах незаменима.
ПО РЕЧКАМ
Утки, и прежде всего кряквы, поздней осенью предпочитают небольшие, поздно замерзающие речки (обычно это притоки больших рек). Они зарастают ивняком и ольшаником, рогозом и вейником по берегам. Здесь утки скрываются весь день, а потому в таких местах можно охотиться с подхода, просто продвигаясь вдоль берега. Не везде удается пройти. Закустаренность, лианы, высоченная трава, колючие шиповник и ежевика мешают спокойному продвижению охотника. Надо быть предельно внимательным, чтобы случайно не провалиться в бобровую нору. Если вы охотитесь с собакой, желательно предварительно узнать, не ставит ли кто здесь капканы на бобра, иначе ваш четвероногий друг может покалечиться, не говоря уже о том, что вы рискуете его вообще потерять. Речка должна быть вам знакома, вам нужно знать оптимальные подходы, где вероятность встречи с утками максимальна.
Успешность охоты повышается, когда замерзают болота и луговые озера. Первый снег заставляет уток проявлять перелетное беспокойство и объединяться в большие стаи.
По средним и большим рекам охотиться труднее, особенно там, где мало прибрежных кустов и деревьев: утиные стаи замечают охотника за сотню метров. Желательно иметь с собой полевой бинокль. Но если берега реки укрыты, то вполне вероятно нарваться на скопление уток под такими берегами. Они взлетают обычно не все вдруг, а с промежутками времени. Я противник использования полуавтоматов на охоте. Но здесь он нужен. Бывает, взлетит пара-тройка, отдуплетишь — и начинается невообразимое. Тут и там взлетают из-под берега увесистые кряквы, а охотник стоит с бесполезной уже двустволкой.
Охоты по речкам невозможны без апортирующей подружейной собаки. Лучше всего для этой цели подходят дратхаары, шерсть которых, в отличие от длинношерстных собак, например спаниелей и сеттеров, особо не намокает. Брат держал и сейчас держит дратхааров. Они его первые помощники на позднеосенней утиной охоте. Я же всегда охочусь со спаниелем. Мои спаниели Лапка и Дамка смело шли в ледяную воду и даже ныряли за подранками. Страшно смотреть на собаку, насквозь промокшую, с мгновенно леденеющими ушами. Приходится брать с собой махровое полотенце, чтобы тут же обсушить шерсть помощницы. Однажды Лапка пришла с такой охоты совершенно замерзшая, и мы с братом боялись за ее жизнь. Столовая ложка водки и обогреватель немного привели ее в чувство, а дратхаар брата Хантер стал лизать ей морду своим теплым языком, и она окончательно пришла в себя.
У одного знакомого охотника несколько лет назад спаниель вынес из реки Клязьмы битую утку на островок, да там и умер — от переохлаждения. Сейчас со своей спаниелькой Байкой я избегаю охотиться на Клязьме в ноябре, с ужасом вспоминая те водные процедуры в ледяной воде предыдущих моих собак.
НА БОЛЬШОЙ ВОДЕ
На больших озерах и водохранилищах до их замерзания очень эффективна охота из скрадков с чучелами. При этом неплохо высадить и подсадных уток. В отличие от весенней охоты, чучел должно быть много. Охотник добирается до скрадка обычно на лодке, и с транспортировкой чучел и подсадных вопросов не возникает.
Скрадки делаются либо стационарными, либо в виде бочки с хорошо укрепленным дном, а можно просто установить помост, замаскированный тростником и камышом. Надежность его крепления должна регулярно контролироваться. Были случаи, когда такой скрадок разрушался, и охотник оказывался в ледяной воде. Хорошо, если лодка рядом, а если егерь вас высадил и уплыл?
Когда нет возможности сделать стационарный скрадок, охотятся с лодки, загоняя ее в заросли надводной растительности. Стрелять надо сидя, так как стрельба стоя с лодки опасна: можно потерять равновесие и упасть. Но стрельба с лодки сидя непроста. Сектор обстрела резко сужается. Если стрелок правша, то невозможно стрелять вправо от себя, да и по летящим слева направо уткам трудновато. Не получатся и выстрелы над головой, только высоковстречные.
Стрелять поздней осенью уток можно дробью № 5, 4, 3. Когда стемнеет, я кладу семерку: стрелять приходится близко, и этой дробью утка бьется чисто.
Отдельно стоит поговорить о чучелах и подсадных. Помимо кряквы в конце сезона на большой воде встречаются стаи нырков — гоголей, хохлатых и морских чернетей. Как правило, они держатся далеко от береговой линии, периодически летают над водой и хорошо реагируют на чучела. Расставлять на воде чучела с лодки надо довольно рассеянно, так как сплывшиеся в кучу утки — это сигнал опасности. Нырковых высаживают отдельно и подальше от засидки, речных (кряква, чирки-свистунки) — поближе. Нет смысла высаживать чучела тех видов уток, которые уже улетели в теплые края: широконосок, серых, чирков-трескунков, а с конца октября свиязей и шилохвостей. Некоторые охотники высаживают чучела полукругом, подковой, некоторые — линией. Я считаю, что лучше всего высаживать равномерно разрозненной стаей.
Подсадные утки, тем более молодые, работают осенью азартно, особенно по зорям. Сказывается сохранившийся перелетный инстинкт. Подсадную, одну или несколько, высаживают на плотики с грузом, либо, если неглубоко, на кружок, закрепленный шестом ко дну, как весной. Если нет подсадной, необходим манок.
В некоторых охотничьих хозяйствах существует способ охоты нагоном. Обычно после утренней зари, когда основной лет утки закончился, егерь подплывает к стаям на лодке и заставляет их подняться на крыло. Летающие над водой утки могут соблазниться чучелами и криками подсадных.
Численность уток в угодьях Центральной России резко падает к 15 ноября. Не зря же раньше к этой дате приурочивали закрытие сезона по перу. Утиная охота его завершает. Но на Кубани и юге страны он продолжается, и некоторые охотники-утятники устремляются в погоню за улетевшими от нас утками.