Охота на овцебыков состоялась не в Гренландии, которая известна большинству как типичная страна для охоты на этих животных, а в Канаде, где обитает черноголовый, или тундровый овцебык. На этой охоте меня сопровождали два друга, у которых в списке желаний уже давно числился овцебык. Кстати, канадский на добрых 15 % сильнее гренландского и имеет более крупные рога.
Овцебык — это дикий вид, который, как мы знаем, обитает в Гренландии и Северной Канаде, но его также можно встретить в других регионах, таких как Аляска, Россия, Швеция и Норвегия, благодаря проектам по реинтродукции. Русское слово «овцебык» — это дословный перевод с латинского Ovibos (буквально «баранобык»), оно не может быть закреплено за названием «мускусный бык» ни биологически, ни зоологически. Овцебык относится к семейству козлообразных (Caprini).
У него нет мускусных желез, как у кабарги, но самцы овцебыков выделяют с мочой и во время спаривания вещество, имеющее сладкий и мускусный запах. Инуиты — коренные жители Северной Америки, в настоящий момент проживающие в Арктической Канаде и Гренландии, — называют овцебыков «умингмак», что означает «животное с мехом, похожим на бороду». Долгое время считалось, что их ближайшие родственники — животные, обитающие в Азии. Предполагалось даже, что они были родственниками серн, горных козлов и берберских овец. Однако последние исследования указывают на более тесную связь с горалом.
Охота на этот вид дичи в Канаде требует особо тщательного планирования. В нашем случае предполагалось, что охота будет проходить весной, а значит, будет снег, лед и температура вохдуха значительно ниже нуля. Последнее наше поселение — Ранкин-Инлет, расположенное на западном побережье Гудзонова залива, второе по величине поселение в Нунавуте с населением 2800 человек. Как и во всех моих международных охотничьих поездках, основное внимание уделяется прибытию и отъезду, а также визовым правилам. После некоторых исследований мы пришли к выводу, что лучшим выбором для нас будет путешествие через Торонто, затем из Торонто в Виннипег, а оттуда в залив Ранкин.
Ввезти собственное оружие в Канаду относительно просто. Разрешение, необходимое для ввоза, можно найти в Интернете, его легко понять и заполнить. Важно, чтобы вы его пока не подписывали. В Торонто, который является нашим первым аэропортом в Канаде, помимо прохождения паспортного контроля, вы должны получить свой багаж, пройти таможенный контроль и повторно зарегистрироваться на следующий рейс в Виннипег. Оружие и боеприпасы также регистрируются в Торонто.
У нас все это прошло без проблем, и после проверки номера оружия сотрудник полиции поставил свою подпись на распечатке разрешения, которую вы принесли с собой. Далее вам остается положить копию разрешения в футляр для оружия, и все. Готово!
Важно отметить, что в Канаде запрещены глушители. Если вы возьмете их с собой, это может вызвать трудности. Также следует упомянуть, что все популярные дроны, используемые для видеозаписи, разрешены в Канаде, но требуют исполнения определенных правил. Правда, беспилотных летательных аппаратов весом менее 250 граммов это не касается.
Дальнейший полет в Виннипег был запланирован с достаточным запасом времени, поскольку таможенные и иммиграционные формальности требуют определенного времени и небольшой его запас никогда не помешает, чтобы избежать ненужного стресса. У нас все прошло хорошо, и мы, без каких-либо проблем продолжили путь в Виннипег, а оттуда после двух с половиной часов полета достигли залива Ранкин.
Мозес — мой старый друг, которого я хорошо знаю по охотам на белых медведей, моржей и карибу, — уже ждал нас в аэропорту. Ко всеобщей радости, весь наш багаж и оружие были на месте, в целости и сохранности. После дружеских рукопожатий и приветствий Мозес отвез нас в отель, где мы отдохнули после долгого путешествия. Кстати, в отеле мы последний раз перед своей охотой могли воспользоваться Wi-Fi и Интернетом. После хорошего сна, теплого душа и плотного завтрака пришло время собираться. Мы взяли с собой самое необходимое на ближайшие несколько дней. Прочные чемоданы, чехлы для ружей и все, что не нужно для охоты, осталось в отеле.
Теперь наш основной комплект — это спальный мешок, полиуретановый коврик и теплое нижнее белье на ночь. Влажные салфетки мы убрали во внутренний карман куртки, чтобы они сразу не замерзли на холоде.
Что касается одежды для охоты в экстремальных условиях, то она должна состоять из нескольких слоев, чтобы создать достаточную тепловую подушку (несколько тонких слоев намного лучше, чем один толстый); самый верхний слой ветрозащитной одежды, теплый капюшон и снегозащитные очки — неотъемлемая часть успешной охоты. После того как наше снаряжение было погружено на камутиик — традиционные эскимосские сани, мы отправились в путь. Снегоходы использовались в качестве тягача. Это быстрое и удобное средство передвижения хорошо заменяет ездовых собак. Нас сопровождали и поддерживали три проводника: Моисей и его сыновья Джереми и Декстер…
Итак, все уложено в наши сани, так что мы можем легко перемещаться по белой пустыне в течение нескольких дней. Перед нашим прибытием бушевала снежная буря, которая сделала невозможной предварительную разведку. Но сейчас ясная погода, на небе ни единого облака, так что мы смело отправляемся в путь. Но сначала хотим осмотреть одно место, находящееся примерно в 100 километрах от нас, где, по словам Моисея, до изменения погоды паслось стадо, насчитывающее 50 овцебыков. Из-за сильного ветра двадцать пять градусов мороза кажутся всеми минус сорок. Это уже моя третья поездка в Арктику, и каждый раз впечатления от увиденного и пережитого заставляют забывать обо всех тяготах…
Опыт моих первых двух арктических охот также стал причиной того, что я решил взять с собой свой Steyr SSG 08 калибра .308. В свою первую поездку в качестве основного оружия я использовал Mauser с деревянным прикладом, а SSG брал с собой только как оружие запасное. Но при пристрелке оказалось, что Mauser не выдерживает низких температур, тогда как SSG не испытывал с этим никаких проблем. В этот раз понадобилась лишь небольшая корректировка точки попадания, и в итоге можно было сказать наверняка, что проблем с оружием не будет. К сожалению, решающим фактором является еще один очень важный момент, на который мы не можем повлиять. Это погода.
Ближе к вечеру мы добрались до замерзшего озера. По словам Моисея, это было любимое место мохнатых монстров, обычно тут их и можно было встретить, но, увы, смотреть нам пока было не на кого. После короткого совещания Моисей решил, что нам следует разбить здесь лагерь. Ближайшая хижина, где мы могли бы провести ночь, находилась в четырех часах езды, это в основном и заставило нас согласиться с предложением проводника, который к тому же убедил нас, что овцебыки обязательно сюда придут. Это место, сказал он, идеально для животных. Здесь своего рода низина, где летом на вечной мерзлоте скапливается талая вода, давая возможность расти пышной траве, которая в арктических условиях является основой жизни овцебыков.
Даже сейчас под снежным покровом они находят для себя еду: мхи, лишайники, кислую и сладкую траву. Копыта овцебыков круглые, широкие и острые, словно лопаты, они идеально подходят для разгребания снега и даже для разбивания льда. Мы доверились опыту Моисея и согласились с ним, что возвращение в залив Ранкин не лучший для нас вариант, да и продолжать кататься на снегоходах в течение еще четырех часов, чтобы поспать в домике, точно не стоило того. Мы вместе установили наши импровизированные палатки на льду замерзшего озера. Декстер и Джереми, несмотря на холодный и морозный ветер, работали быстро, успевая что-то обсудить между собой. Когда лагерь был установлен, мы поужинали и легли спать. Сняв теплую одежду, я надел свежее, хорошо утепленное нижнее белье и пулей влетел в спальный мешок. Каким-то образом мне вскоре удалось уснуть.
Рано утром трое наших проводников проверили и подготовили снегоходы, и, пока мы с Моисеем разогревали еду, Джереми и Декстер отправились на поиски овцебыков. Как только мы позавтракали, вернулись наши разведчики. Они начали возбужденно что-то рассказывать отцу, а тот в ответ расслабленно кивал головой. Один или два раза он взглянул на нас и снова закивал головой. Позже Моисей нам сказал, о чем говорил с сыновьями. К сожалению, того большого стада, которое они видели несколько дней назад, Джереми и Декстер не обнаружили, но заметили трех старых овцебыков, которые, словно по заказу, паслись на небольшом холме в 15 минутах езды отсюда. Братья уже нашли способ, как нам незаметно приблизиться к животным. Моисей, старый охотник, попросил всех успокоиться и без суеты начать собираться. Он прекрасно знал, что умингмаки будут там продолжительное время, и поэтому мы должны спокойно подготовить оружие и снаряжение и только после этого отправляться на охоту.
Наши вещи собраны, после окончательной проверки мы готовы отправиться в путь. Джереми нас вез, следом за нами ехал Моисей, а Декстер замыкал нашу группу. Стояла облачная погода. Все казалось гнетущим и мрачным. Джереми ненадолго остановил свой снегоход, чтобы осмотреть местность в бинокль, и сразу после этого поднял большой палец вверх, показывая, что животные на том же месте. Теперь инициативу взял на себя Моисей. Проехав три-четыре минуты, он остановил свой снегоход и быстро объяснил, как действовать дальше. Перед нами находился небольшой холм. Вот там, сказал наш проводник, мы и будем скрадывать овцебыков. Оттуда мы их уже увидим. Как сказал, так и вышло. Вскоре мы действительно увидели умингмаков.
Три черные громадины, заняв оборонительную позицию и прижавшись друг к другу, смотрели на нас. Никаких признаков движения с их стороны не наблюдалось. Они стояли, словно три черных утеса, обдуваемых холодным арктическим ветром. Мы быстро обговорили очередность стрельбы. Я буду стрелять последним, дав своим друзьям право первого выстрела. Сошки на моем SSG дают огромное преимущество. Расстояние до трех овцебыков всего 80 метров. Мы готовы.
Раздался первый выстрел. Левый умингмак упал. Идеальное попадание! К нашему удивлению, два оставшихся овцебыка не проявили ни беспокойства, ни страха и стояли как вкопанные. Раздался второй выстрел, после которого второй бык упал в снег, смертельно раненный. Наступила моя очередь. Последний лохматый монстр, оставшись один, забеспокоился и сделал несколько шагов вправо. Как только он остановился и повернулся ко мне, я нажал на спусковой крючок. Грянул выстрел, после которого исполин рухнул в снег на месте. Три выстрела, три идеальных попадания и три фантастических трофея! Мы дали добытым животным несколько минут отлежаться, после чего направились в их сторону, чтобы внимательно рассмотреть их вблизи.
Перед нами лежали три Мафусаила, которым удавалось на протяжении многих лет пережить арктическую зиму. Поскольку они находились в нескольких метрах друг от друга, нам удалось сделать групповое фото после каждого отдельного снимка. Уверен, что такими фотоснимками может похвастаться далеко не каждый трофейный охотник…
Трех добытых животных мы уложили в сани и возвратились в наш лагерь. Там мы немедленно сняли с них шкуры. Джереми объяснил мне, что у овцебыков нет сальных желез, их шерсть не отводит воду, и поэтому животные очень хорошо защищены от ветра и холода, но чувствительны к влаге и дождю. Влажность может привести к простуде со смертельным исходом.
После свежевания и разделки туш мы свернули лагерь и пополудни отправились в залив Ранкин. Охота на овцебыков оказалась не самой сложной, но особенной и незабываемой.
Охота в Арктике имеет свои правила и, безусловно, является одним из последних великих приключений в наше беспокойное время. Главное, охота возвращает нас в те дни, когда была основой выживания.