В США снова покупают оружие

Террористические акты, потрясшие Америку 11 сентября с.г., коренным образом изменили отношение американцев к оружию. Государственные ведомства, на которые возложен контроль за оборотом оружия в гражданской сфере, владельцы оружейных магазинов и инструкторы, обучающие навыкам безопасного обращения с оружием отмечают резкий интерес гражданского населения к оружию. Среди тех, кто сейчас покупает оружие, очень много женщин, людей, впервые покупающих оружие, и, как ни странно, тех, кто выступал за ограничения в торговле оружием.

Как правило, изменение настроения общества – процесс длительный и чем-то схожий с движением маятника, на этот раз изменения происходят крайне быстро. Сторонникам установления жесткого контроля над оборотом оружия потребовалось по меньшей мере сорок лет для того, чтобы убедить большую часть населения США, что слабо контролируемый оборот оружия является причиной роста преступности и что оружие, находящееся на руках у населения, является потенциальным источником опасности для самих рядовых граждан.

Наиболее очевидной причиной подобной радикальной трансформации общественного сознания являются террористические акты, в результате которых погибли сотни человек. Тот факт, что террористические акты были осуществлены без применения оружия, убедил даже самых рьяных сторонников введения жесткого контроля над оборотом оружия в том, что реальная угроза безопасности граждан исходит не из факта владения ими оружием, а от экстремистски настроенных групп и террористических организаций, вынашивающих планы осуществления актов массового устрашения.

Завершая работу над документальным фильмом, в котором пропагандируется необходимость установления жесткого контроля над оборотом оружия, его режиссер Майкл Мур выступил с неожиданным заявлением. По моему мнению, это заявление в полной мере отражает настроения, преобладающие сегодня в обществе. «Мы начинали снимать этот фильм, стремясь показать связь между фактами проявления насилия и неконтролируемым оборотом оружия. Но после террористических актов, ставших причиной гибели сотен людей, террористических актов, совершенных без применения оружия, совершенных без единого выстрела, я не могу не думать о том, что моя исходная позиция была ошибочной: даже десять тысяч самых строгих законов регулирующих оборот оружия, не смогли бы предотвратить эти теракты».

Уверен, что подобное изменение настроений в обществе было бы невозможно, если бы результат голосования на выборах президента США был иным. Политологи отмечали, что поддержка требования установления более жесткого контроля над оборотом оружия в конечном итоге стоила Альберту Гору победы на выборах. И хотя, по мнению многих, это заявление больше похоже на преувеличение, тем не менее многие представители демократической партии избегали публичного обсуждения этого вопроса, понимая, что занимаемая руководством партии позиции вряд ли будет способствовать привлечению голосов избирателей.

Избиратели и сами стали замечать крах попыток создать «зоны, свободные о оружия», и безуспешность попыток законодательным путем добиться установления жесткого контроля над оборотом оружия. Люди стали склоняться к точке зрения профессора Джона Лотта, который изложил свои взгляды по данному вопросу в книге «Больше оружия, ниже преступность». Граждане страны стали сомневаться в политической целесообразности принятия законов, устанавливающих строгий контроль над оборотом оружия. Террористические акты, совершенные 11 сентября с.г., послужили убедительным доказательством обоснованности этих сомнений.

После того как стали известны обстоятельства угона самолетов, мысль о том, что эти угоны можно было бы предотвратить, если бы в нужное время и в нужном месте оказался хоть один человек с пистолетом, способный сохранить холодный рассудок в критической ситуации.

Та легкость, с которой террористы преодолели заградительные кордоны службы безопасности, заставила нас всех задуматься над бренностью собственного существования. Террористы имеют значительное преимущество перед добропорядочными гражданами: Это преимущество заключается в том, что они могут нанести удар в любое время и в любом месте по собственному усмотрению, в то время как мы должны быть в постоянной готовности отразить угрозу нападения террористов на всех объектах их возможных устремлений. Никто не исключает такой возможности, что в следующий раз объектом нападения террористов может стать электростанции, вывод которых из строя может привести к массовым нарушениям в энергоснабжении городов и, как следствие, к нарушению общественного порядка.

Те, кто сегодня покупает свое первое оружие, руководствуются не столько мотивом борьбы с потенциальными террористами, сколько возможностью повторения ситуации, имевшей место в Лос-Анджелесе, когда во время беспорядков полиция просто не появлялась на улицах многих районов города. И тогда добропорядочные жители города пошли в оружейные магазины, чтобы купить оружие, которое позволило бы им защитить свои дома от разбушевавшихся хулиганов.

Антиоружейное лобби пытается убедить нас в том, что те, кто покупает оружие впервые, поступают так, руководствуясь исключительно страхом, но на самом деле многие из тех, кто покупает оружие сейчас, начали переосмыслять свое отношение к целесообразности введения жесткого контроля над оборотом оружия. До 11 сентября многие даже не задумывались над тем, насколько реальна угроза их жизням. Имея телефон под рукой, каждый мог набрать телефон службы спасения 911 и быть уверенным в том, что помощь обязательно придет.

Один из уроков, который извлекли американцы из трагедии 11 сентября, заключается в том, что мы поняли необходимость повышения личной ответственности каждого за обеспечение безопасности нашего общества в целом. Трагедия, унесшая сотни жизней ни в чем не повинных людей, заставила по-иному взглянуть на окружающий нас мир и избавила от многих идеалистических заблуждений и иллюзий.