Результаты очередных соревнований по спиннингу на Оке под Велегожем подтвердили клиническую картину: деградация некогда одной из самых красивых и рыбных рек средней полосы достигла критической фазы. Прекрасно понимая, что глупо и крайне безграмотно было бы анализировать состояние ихтиофауны любого водоема на основе одних лишь протоколов спортивных соревнований, возьму на себя смелость утверждать, что в данном случае «достижения» спортсменов стали объективным отражением сложившейся ситуации. В лучший календарный период 36 спиннингистов, квалификация которых — от хорошего среднего до экстракласса, не смогли за 2 дня выловить ни одного достойного трофея в тех местах, которые еще несколько лет назад можно было бы назвать ближайшим к Москве рыболовным Эльдорадо. Очень надеюсь, что эта статья вызовет интерес не только у поклонников рыболовного спорта, но также и у представителей рыбоохраны, правоохранительных органов, коммерческих и криминальных структур - словом, у всех, от кого зависит экологическое состояние наших водоемов.
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
Ока в районе Велегожа представляет собой комплекс разнообразных по условиям ловли участков. Выбранная акватория проведения соревнований общей протяженностью около 4 км включает в себя песчаные и каменистые перекаты, ямы с резкими бровками, плесы со спокойным течением и травянистыми отмелями, а также локальные прибрежные приямки и массу других интересных мест. На участке имеется резкий поворот реки на 90 градусов, множество мысов, заводей и прочих изгибов береговой линии. Ширина реки меняется от 120 до 300 метров. Берега в основном покрыты лесом, в реку впадает множество ручейков.
Даже такого краткого описания достаточно для того, чтобы понять, что рыба здесь держаться просто обязана. Так оно всегда и было: Велегож считался одним из самых рыбных мест, расположенных в радиусе 150 км от Москвы. Об изобилии рыбы в этих местах свидетельствуют и многочисленные упоминания Велегожа в старых рыболовных изданиях. Даже в последние годы рыболовам, приезжающим сюда, иногда удавалось добиться неплохих уловов. Правда, все реже и реже...
ЦЕНА РЕКОРДОВ
Лучшим временем года для ловли в Велегоже традиционно считается начало календарного лета. Вода в это время отступает от береговых кустов и входит в летний ординар, поэтому, не рассматривая правовой аспект, чисто с практической точки зрения здесь лучше начинать ловить не в период пресловутого «Двухмесячника», а где-то с середины июня. Очевидно, выбранные сроки проведения этапа «Ока-2002» можно считать оптимальными.
В нынешнем году вода в Оке к моменту проведения соревнований уже успела опуститься до минимальных отметок, а это, как показывает опыт, способствует хорошим уловам. Кроме всего прочего, погода стояла нежаркая, переменная облачность чередовалась с небольшими теплыми дождями — далеко не самый худший вариант для рыбалки. Ну и, наконец, старт каждого тура был дан в 4:20 утра, а времени на ловлю отводилось по 7 часов. Все в комплексе условия можно назвать почти идеальными для достижения максимальных результатов. Что же получилось?
Перечислю вес самых крупных трофеев по каждому виду рыбы, а в скобках укажу, какую долю (в процентах) от максимального (по Сабанееву) этот вес составляет. Итак, вот что удалось выцедить спортсменам в минувшие выходные: щука — 534 грамма (0,6%), судак — 903 (5,5%), окунь — 202 (4%), голавль — 343 (4%), берш — 357 (11%), сом — 656 (0,2%). Еще раз скажу, что это были самые крупные («призовые») экземпляры. Можете представить себе теперь общую картину. Очевидно, всю пойманную на соревнованиях рыбу можно назвать даже не недомерками, а, скорее, мальками, только начинающими приобретать рыбьи очертания.
КТО УБИЛ РЫБУ?
Как же могло случиться, что сильнейшие спиннингисты-спортсмены Москвы и Тулы, оказавшись в прекрасном месте в самое подходящее для рыбалки время, не смогли поймать ничего достойного? Во-первых, смею заверить читателей, что дело отнюдь не в том, что спортсмены умеют ловить только мелочь. Не меньше половины участников не только прекрасно умеют, но и целенаправленно ловят и на соревнованиях рыбу нормального размера. Мы уже успели привыкнуть к тому, что на соревнованиях регулярно попадаются 5-7 килограммовые экземпляры, а 2-3 килограммовые рыбы в уловах спортсменов воспринимаются и вовсе как совершенно заурядное явление. Более того — некоторые рыболовно-спортивные деятели «старой системы», критикуя МСЛ, сетуют на то, что все правила в Лиге подгоняются под ловлю крупной рыбы — поскольку только ее выступающие там спортсмены ловить и умеют. Конечно, тактика целенаправленной ловли мелочи иногда приносит успех на соревнованиях, но если есть возможность «убить» всех конкурентов достойным трофеем — спортсмены многих команд Лиги умело ее используют. Даже там, где по итогам тренировок выясняется, что поимка достойного трофея маловероятна, непременно хотя бы несколько человек все равно делают ставку на крупную рыбу, и хоть кто-нибудь из них регулярно отличаются. Вот и на этот раз около десятка участников соревнований сделали ставку на ловлю тяжелым (20 граммов и более) джигом — использование таких приманок на Оке предусматривает ловлю нормальной рыбы, если она есть. Увы — рыбы просто не было: уловы «джигеров» состояли из одних «манненгольмов». Лишь 2 судачка из всего суммарного улова не входили в ту категорию, которую на обычной рыбалке принято незамедлительно отпускать — для любого участка реки такой результат означает буквально: «Здесь рыбы нет».
Куда же она вся делась? Еще раз повторю, что никакие природные катаклизмы не могут послужить оправданием столь низким результатам. А если учесть, что погодные и временные условия были практически идеальными, ситуацию с рыбой на данном участке Оки можно расценивать как катастрофическую.
Вот один забавный эпизод. Начало второго тура, время — около 5 утра. Спортсмены хлещут воду, пытаясь поймать хоть что-нибудь. По течению плывут две лодки и тащат сплавную сеть. Люди, сидящие в этих лодках, чувствуют себя уверенно и никого не боятся — они ловят здесь этим методом каждый день. Возмущенная толпа спортсменов обрушивает на браконьеров поток нецензурной брани, но те лишь посмеиваются — реально никто никаким образом не может помешать совершающемуся беспределу. Точный заброс свинцового грузика в голову кого-нибудь из ублюдков потянул бы на уголовное преступление, тогда как незаконная ловля рыбы у нас всего лишь административное правонарушение, наказываемое штрафом. Правда, под Велегожем, похоже, даже ни о каких штрафах речи быть не может — браконьеры проплывают по реке каждую ночь, и, по словам местных жителей, их никто никогда не трогает.
Конечно, одна сплавная сеть, пусть даже и ежедневно протаскиваемая по реке, полностью подорвать экосистему Оки не могла. Есть еще и стационарные сети, ими на Оке принято ловить в период нереста — благо, законопослушные спиннингисты в большинстве своем в период двухмесячника не сильно мешают. А еще есть электроудочники, о присутствии которых свидетельствуют плавающие у берега дохлые и полуживые мальки с характерными повреждениями. В прошлом году на протяжении всего сезона открытой воды по Оке и вовсе гулял настоящий электротрал. Рыбы в Оке становится все меньше, а желающих вычерпать последнее любыми методами — все больше. Инспектора предпочитают вылавливать спиннингистов, нарушающих «Двухмесячник», а сотрудники милиции — подвыпивших водителей, возвращающихся из «рыгаловок» на дачи и турбазы. Рыба интересует всех лишь как продукт питания, но вовсе не как объект живой природы. А «моралисты», плохо представляющие себе оперативную обстановку на реке, лицемерно поют через СМИ и Интернет про всякие нормы вылова, принцип «поймал-отпусти» и прочие бредовые ограничения для рыболовов-любителей.
Естественный ход событий ставит любителям и спортсменам более серьезные ограничения: Ока в районе Велегожа уже стала для них бесперспективным участком. По крайней мере, из 36 спортсменов, принявших участие в соревнованиях «Ока-2002», вряд ли кто-то захочет приехать сюда просто на рыбалку.
Хочу обратить внимание всех читателей на фотографию. Спортсмен Владимир Морозов случайно забагрил бестера около 3 кг весом. После фотографирования рыба была немедленно отпущена. Не только потому, что так положена, но и потому, что просто не нужна — идут соревнования, и в зачет принимаются другие виды рыб. Спортсмены и любители ездят на рыбалку не за мясом. Рыболовная индустрия так развита в мире отнюдь не потому, что люди хотят самостоятельно добывать себе продукты питания. Во всех цивилизованных странах давно поняли, что все внутренние водоемы должны быть открыты исключительно для ловли спортивными снастями, а всех добытчиков надо гнать оттуда поганой метлой. А у нас в стране любители и спортсмены в очереди за право подержаться за рыбу стоят последними. Под Велегожем, например, добытчики обнаглели настолько, что даже позволяют себе проплывать перед глазами всей Московской спиннинговой лиги в полном составе, и не боятся быть за это наказанными...
А ТЕПЕРЬ — О СПОРТЕ!
В столь трудных условиях победили те, кто изначально не питал иллюзий по поводу перспектив поимки достойных экземпляров. Лучше всех к ловле недомерков в техническом и тактическом плане оказались подготовлены спортсмены команды «Золотая бочка», чуть хуже — Московского рыболовного клуба и Студии спортивного спиннинга. Стоит лишний раз отметить, что эти команды не относятся к разряду хронических душителей мелочи — они неоднократно доказывали на соревнованиях, что прекрасно умеют ловить крупную рыбу. Те же, кто надеялся на то, что в Велегоже можно поймать что-то достойное, оказались за пределами призовой тройки как в командном, так и в личном зачете.
Несколько слов по поводу организации. На мой взгляд, на этот раз организаторам — «Тульскому рыболовному клубу», магазину «Карелия» и газете «МК-Тула» — удалось провести соревнований еще на более высоком уровне, чем в прошлом и позапрошлом году. Все процедурные вопросы решались четко и слаженно, никаких накладок не было. Единственная претензия к организаторам — время проведения соревнований совпало с трансляцией матчей чемпионата мира по футболу.
Ну а что касается наличия рыбы в Оке — конечно, соревнования, ежегодно приносящие такие вот результаты, по большому счету просто не нужны, поскольку никому, кроме нескольких десятков энтузиастов рыболовного спорта, не интересны. Однако если окажется так, что благодаря соревнованиям «Ока-2002» и их неутешительным итогам на ситуацию, сложившуюся на реке, обратит внимание хоть кто-то из власть имущих, и приложит хоть какие-то усилия для спасения реки — нам всем не будет обидно за два потерянных с точки зрения рыболовной практики дня. Пока, напомню, спортсмены МСЛ, да и другие спиннингисты, имеют право только на то, чтобы громко и крайне неприлично обругивать тех негодяев, которые уничтожают саму возможность любительской ловли на Оке.