Чем обоснованы ограничения?

Oдной из особенностей охотничьего хозяйства России является хроническое недоосвоение ресурсов многих видов охотничьих животных при ограничении доступа охотников к этим ресурсам. Тем не менее из года в год чиновники от охоты и функционеры охотничьего хозяйства продолжают наступать на одни и те же грабли. Примером тому служит следующее.

15 августа 2002 г. районная газета «Нива» сообщила, что в Зуевском районе Кировской области охота на зайцев с гончими, имеющими справку или свидетельство о происхождении и оценку на выставках (!), разрешается, как обычно, с 15 сентября. Остальным же охотникам добыча этого зверька разрешена лишь с 1 ноября. Чем обусловлены такие сроки охот, в газете не указывалось. Как удалось установить, такие изменения правил охоты на зайца в районе приняты по настоянию кинолога районного общества охотников П.Шваба в целях улучшения племенной работы с гончими. Не согласный с таким решением, я написал письмо в газету «Нива», в котором привел свои аргументы против.

Да, в «Типовых правилах охоты в РСФСР», как и в «Правилах производства охоты в Кировской области», предусмотрено, что охотники, имеющие гончих с родословной, начинают охоту на зайца и лисиц на 10 дней раньше – с 15 сентября. Все остальные охотники – с 25 сентября. Желание кинолога общества охотников улучшить состояние племенной работы среди гончих похвально. Однако методы достижения этой цели вряд ли логичны и целесообразны.

Причин сокращения поголовья гончих собак с родословными несколько. Из-за неблагополучного экономического состояния значительной части населения сократилась численность охотников и их собак. Собак со свидетельством о происхождении держит лишь незначительная часть охотников: приобрести щенка с родословной не так-то просто и довольно дорого. К тому же хорошие собаки (рабочие и с родословной), как правило, долго не живут: их крадут, травят, стреляют из зависти и мести, они часто становятся жертвами волков, теряются в охотугодьях, попадают в капканы, под машины и поезда, тонут подо льдом... Не все охотники тщеславны. Некоторые из них, даже имея собак с известным происхождением, не получают родословной и не участвуют в выставках и выводках, состязаниях и испытаниях собак, так как не хотят афишировать своих помощников в охоте, продают щенков без родословной, дабы не создавать конкуренции.

Фактически племенных, хорошо работающих собак с родословными или известным происхождением больше, чем их учтено в обществе охотников. Поэтому для улучшения показателей племенной работы не обязательно прибегать к методу принуждения к участию в выставках, состязаниях и испытаниях (не каждый владелец собаки хочет и может в них участвовать) и тем более – не обязательно ограничивать охоту на зайцев сотням других охотников, не имеющих гончих собак с родословной.

Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Это означает, что кинолог охотобщества не должен сидеть в учреждении и ждать, когда к нему придут охотники за родословными или приведут собак на выставку-выводку. Надо методом опроса выявить, у кого и где имеются собаки с известным происхождением, съездить на место и по возможности (и при согласии хозяина) дать оценку собаке, оформить документацию и порекомендовать использовать этих собак в племенной работе. Методом же принуждения к участию в выставках и состязаниях, ограничения сроков охоты охотникам, не имеющим собак, добиться улучшения племенной работы вряд ли удастся.

Пропагандировать охоту с гончей можно и нужно, но принуждать к ней нельзя. В конце концов, помимо охоты с гончей существуют еще много способов охоты на зайца: с легавыми, спаниелями, лайками, на «узерку», троплением по первому снегу, загоном, из-под себя и т.д. Выбор способа охоты должен быть за охотником, а не диктоваться сверху.

Фактический запрет охоты для многих сотен охотников-зайчатников до 1 ноября ничем не обоснован. Заяц всегда считался мясным, а не пушным видом. Поэтому ждать, когда его шкурка (которую никто не принимает) станет первосортной, нет никакого смысла. К тому же заяц принадлежит к числу тех видов, численность которых подвержена значительным колебаниям. Последние 3 года благодаря благоприятным погодным условиям его численность в угодьях значительно возросла. Однако “урожай” зайца, как и любого другого вида, не вечен. При изменении погодных условий его численность и без охотничьего пресса может сократиться в 10 и более раз. Поэтому необходимо собрать его «урожай». Сделать это могут только охотники. При ограничении же сроков охоты в связи с запретом добычи зайца всем охотникам (кроме гончатников) до 1 ноября его численность все равно снизится из-за неблагоприятных погодных условий и от хищников (численность лисицы повсеместно растет).

Между тем из-за низкой численности в угодьях утки, боровой дичи и белки заяц является, по сути, единственным массовым видом, который может стать «отдушиной» для удовлетворения охотничьей страсти большинства охотников. Из-за надуманного желания улучшить племенную работу среди 15-20 гончатников не должны страдать сотни других охотников района.

Не надо искусственно плодить браконьеров, так как многие охотники все равно при случае не упустят возможность добыть зайца до 1 ноября – хоть из-под гончей без родословной, хоть из-под лайки, хоть из-под себя.

Необходимо иметь в виду и то, что охота с гончими собаками в условиях многоснежных зим последних лет в Вятском крае иногда прекращается 10-15 ноября (что повторилось и в 2002 г., когда в ноябре выпало 96 см рыхлого снега). Поэтому ограничение охоты с гончими без родословных будет негативно воспринято (если не проигнорировано) большинством охотников, так как содержать собаку без родословной круглый год ради охоты в течение двух недель довольно накладно. В связи с тем, что заменить имеющуюся рабочую собаку без родословной на собаку с родословной не такое простое дело, возникает ряд вопросов. Куда девать рабочую собаку без родословной (это же, по сути, «член семьи»), которой всего несколько лет? Где взять деньги на приобретение племенного щенка при нынешней безработице и нищете населения? Где гарантия, что приобретенный племенной щенок дорастет до взрослой собаки и будет верным помощником на охоте?

В конце письма я посчитал целесообразным предложить отменить запрет на добычу зайца охотниками, не имеющими гончих со свидетельствами о происхождении и оценок на выставках, и разрешить им добычу зайца с 25 сентября, как и предусмотрено «Типовыми правилами».

Вместе с публикацией моего письма (в сокращенном виде) в газете был опубликован ответ председателя районного общества охотников и рыболовов и директора районного охотхозяйства В.В.Бронникова. Прочитав мое письмо целиком, но не ответив ни на один вопрос, районный председатель ООиР сообщил в газете, что «Правление, Совет РОО вправе устанавливать ограничения по срокам охоты для отдельных категорий охотников и дни покоя... согласно приказам по охотуправлению. Во многих районах области установлены аналогичные сроки охоты на зайца, а в некоторых областях РФ охота с собаками без полевых дипломов (!) вообще запрещена...

...Сокращение сроков охоты на зайца – это не стремление к принуждению и ограничению и не способ решать проблемы охотничьего собаководства, а скорее – желание, чтобы охотники задумались о питомцах в своих же интересах. Держишь собаку – занимайся с ней: выставляй на выставках, полевых испытаниях, прививай против бешенства, и будет прямая выгода для себя и охотничьего собаководства».

Не лучше для охотников-зайчатников выглядит положение дел в Кировской области. В 2003 г. Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Кировской области 22 июля 2003 г. подготовило приказ правительства Кировской области (принят 7 августа 2003 г. за №77), по которому охоту на зайцев и лис с гончими и борзыми, имеющими справку или свидетельство о происхождении и привитии против бешенства, разрешено открыть с 15 сентября 2003 г., а для всех остальных категорий охотников – с 25 октября 2003 г., то есть через месяц и 10 дней. Мотивация этого не приводится.

На Координационном Совете охотуправления области по охотхозяйственной деятельности от 5 августа с.г. с таким решением были не согласны лишь 2 человека. Если позиция охотуправления, более всего обеспокоенного получением от охотпользователей финансовых поступлений на свое более благополучное существование, понятна (хотя обязанность по рациональному использованию ресурсов охотничьих животных ему никто не отменял), то позиция многих функционеров от охотничьего хозяйства, во многом зависящих от содержания их охотниками, весьма сомнительна. Поэтому нелишне будет напомнить им, что одними из основных задач и целей Ассоциации РОРС, членами которой являются районные и областные ОООиР, являются максимальное удовлетворение потребностей членов ее в организации охоты, защита прав и свобод членов ООиР.

Что касается сроков охоты, установленных управлением охотничьего хозяйства Кировской области, то напрашивается вопрос: а причем здесь охотники, не имеющие чистокровных собак? Они-то за что страдают?

Уважаемые чиновники и функционеры, если вы хотите поощрить гончатников со справками и свидетельствами о происхождении собак, то разрешите им охоту в более ранние, чем всем остальным охотникам, сроки и выделите определенную территорию, где охота для остальных охотников будет разрешена в более поздние сроки. Но зачем же ограничивать охоту на зайца повсеместно? Ведь ресурсы зайца, особенно в Вятском крае, недоосваиваются. Кому не понятно – читай с начала.

Так чем же все-таки обоснованы ограничения?