Так, наверное, могла когда-то выглядеть вся наша планета, покрытая водой. Речь о коралловых рифах Красного моря и существах их населяющих.
ПОДВОДНЫЙ ЦВЕТНИК
Они действительно похожи на цветы. Разве что без запаха. Однако это не растения, а живые организмы, которые в процессе своей жизнедеятельности образуют колонии. Коралловые рифы – это оазисы в морской пустыне. Поражает огромное разнообразие форм кораллов – они могут быть круглыми, в виде столбиков, плоскими или разветвленными. Можно бесконечно любоваться их цветовой гаммой с оттенками желтого и розового, зеленого и пурпурного, коричневого и синего. Цвет, правда, сохраняют лишь живые кораллы, после смерти они теряют мягкие покровные ткани и остается белый кальциевый скелет, покрытый многочисленными отверстиями. В море немало организмов, жалящих при контакте с ними. В первую очередь, это широко распространенный ветвистый огненный коралл, который имеет цвет коричнево-желтой охры с белесоватыми кончиками. Кораллы - достояние моря и страны, на территории которой они произрастают. Если на таможне у вас случайно обнаружат даже микроскопический осколок коралла, вам не избежать крупного штрафа.
НА ВКУС И ЦВЕТ...
Сразу признаюсь, на вкус местных рыбных деликатесов мне не довелось попробовать. Как и порыбачить. Об этом, кстати, даже и мысли не возникало, когда я наблюдал за рыбешками, порхающими над коралловыми рифами. Я не оговорился. Многие виды производят впечатление именно беззаботного птичьего порхания. И названия у них соответствующие – рыбы-бабочки (одни из самых типичных и ярких рифовых рыбок), рыбы-попугаи. Есть еще рыбы-ангелы, рыбы-клоуны, рыбы-белки, рыбы-хирурги, рыбы-ежи и еще множество других видов. Их в самом близком к Европе тропическом Красном море насчитывается более 400 видов. Поражает прежде всего раскраска юрких подводных обитателей. Оказавшись в морской стихии, в чем-то сроднившись с нею, понимаешь, что вряд ли самая буйная творческая фантазия человека способна выдать такое разнообразие форм, красок и узоров. Подводная красота умеет себя защищать. Основное население поверхностных вод над коралловыми рифами – рыбы-хирурги. Названы они так потому, что у них по бокам хвостовой части тела торчат острые, как лезвие скальпеля, шипы и пластинки. С их помощью изящные полосатые щеголи могут наносить глубокие порезы. У некоторых рыб весьма необычные повадки и привычки.
Многие рыбы, например, с возрастом переживают половую трансформацию, превращаясь из самок в самцов, меняя при этом свой чешуйчатый наряд. В коралловых пещерках я углядел мелькающих и при этом вспыхивающих голубыми огоньками маленьких рыбешек. Часто они вились возле взрослых рыб. Это рыбки-чистильщики, которые очищают подводных обитателей от паразитов, отмершей чешуи и кусочков кожи. Рыбам нравится такая услуга – чистильщики иногда даже в пасть хищникам заглядывают, выискивая там себе поживу.
КТО В РАКУШКАХ ЖИВЕТ?
Сначала о самих ракушках – затейливо закрученных, ярких, покрытых узорами. Их на дне великое множество. И почти все они живые. Или по крайней мере кто-то приспособил их панцирь под временное убежище. Любоваться ракушками можно бесконечно. Многими, правда, только на расстоянии. Даже на небольшой глубине, например, можно увидеть раковину с волнообразными, похожими на разукрашенные губы разбитной негритянки краями.
Губы эти почти все время шевелятся – то раскрываются, то закрываются. Это тридакна, или как его еще называют, «моллюск-убийца». Сунешь между створками руку или ступню и они тут же захлопнутся – ломом их после этого не раздвинешь. В первый день, ныряя на диком пляже, нашел продолговатую, покрытую сетчатым узором раковину. На берегу сфотографировал, даже прихватил с собой в отель. Вечером заглянул в справочник и прочитал, что стал обладателем так называемого ситцевого конуса, который «может выстрелить ядом в ныряльщика, что приводит иногда к смертельному исходу». После этого зарекся прикасаться под водой к разным красивым диковинкам руками.
ЗМЕЕВИДНЫЙ ЦЕРБЕР
Так назвал Жак-Ив Кусто мурену. Я высмотрел ее в норе у самого дна. Она действительно производила впечатление страшилища с безобразной головой, огромной пастью и малюсенькими глазками. Как и у нашего сома, кожа ее была голой и гладкой, во рту видны были большие белые зубы. Змееподобная внешность мурен, внушительные размеры (иногда до 3 м длины), постоянное открывание и закрывание пасти внушают естественный страх. Однако если их не дразнить, они не опасны для ныряльщика, и даже наоборот - пугливы. Во всяком случае я спокойно сфотографировал подводного «цербера» с полуметрового расстояния.
Красное море одно из самых уникальных в мире. Это внутреннее море Индийского океана, расположенное между Аравийским полуостровом и Африкой в тектонической впадине глубиной свыше 3 км. В Красное море не впадают реки, обычно несущие песок и ил, поэтому вода здесь исключительно чистая и прозрачная. Зимоей температура воды редко пускается ниже 20 градусов, а летом достигает 26 градусов.
Даже используя одни только ласты, маску и дыхательную трубку, вы получаете широкие возможности для подводного исследования коралловых рифов. Маску и ласты лучше всего привезти с собой. Можно купить на месте. Для подводных сьемок подходит любая аппаратура – от сложной и дорогой техники, с помощью которой можно получать снимки высшего качества, до одноразовых камер, которые можно приобрести на месте.
Одно из лучших в мире мест для подводного плавания – расположенный на юге Синайского полуострова Шарм-эль-Шейх («шейхский залив»). Почти на всех пляжах в этом районе кораллы начинаются чуть не от самой кромки воды. В 25 километрах от Шарм-эль-Шейха находится первый национальный морской парк Рас-Мохамед. Дайвинг в водах заповедника – незабываемое яркое впечатление!