Прошло четыре месяца со дня проведения X Юбилейной выставки охотничьих собак, но разговоры о ней не утихают.
Наверное, невозможно однозначно ответить на вопрос, плохо или хорошо прошла отчетная выставка. В Интернете на официальном сайте выставки помещен опросный лист для гостей этого сайта. Данные опроса таковы: 18% гостей ответили – «все понравилось»; 46% – «хорошо, но могло быть лучше»; 23% – «в целом не понравилось»; 8% – «пожалел, что приехал». Вот таков разброс мнений. О недостатках выставки довольно много говорилось в охотничьей прессе, были они и на нашем ринге.
Основным упущением в своей работе считаю то, что работа затянулась по времени. На это имеются как субъективные, так и объективные причины, хотя участникам выставки от этого не легче. На нашем ринге 11 июня получили экстерьерную и комплексную оценку 60 собак. Конечно, можно было бы отработать ринг побыстрее, но хочется, чтобы каждый собаковод, а некоторые из них приехали за тысячи километров, знал, что его собака не обойдена вниманием. К сожалению, большая часть времени уходит не на саму экспертизу, а на организационные неувязки, на работу с бумагами.
Экспертиза должна была начаться в 10 часов, но к тому времени ни оценочных листов, ни стульев, ни достаточной площади ринга у комиссии не было. Вопрос со стульями вскоре был решен благодаря стараниям нашего стажера М.М. Махмутова. Он же с помощью егерей из организации-спонсора «Егерь» (простите за тавтологию) в два раза увеличил площадь ринга. Надо бы еще увеличить, но с двух сторон мешали канавы, а с двух других – ограждение соседних рингов. Ассистент Ю.В. Окулов получил оценочные листы, но вот незадача – на некоторых листах стоял штамп веткомиссии о допуске на выставку, на других же стояла только отметка «Оплачено». Попытки выяснить, допускать ли собак без указанной отметки, отняли какое-то время, хотя никто ничего определенного по этому вопросу так и не сказал.
В конце концов мы решили, что приемная комиссия не стала бы выдавать нам оценочные листы на собак, не прошедших веткомиссию, и приступили к дальнейшей работе.
При вызове собак на ринг и проверке документации мною была совершена организационная ошибка – надо было одновременно с проверкой документов осмотреть прикус, проверить полноту зубной формулы и наличие семенников, как предлагал один из ассистентов. Я же посчитал – сначала проверим наличие собак, а потом сделаем все остальное. Но впоследствии оказалось, что из 60 оценочных листов, вложенных в родословные, не так-то просто найти нужный оценочный лист, чтобы отметить отклонения зубной формулы или прикуса у конкретной собаки. А отклонений оказалось неожиданно много, причем зачастую таких, которые не оговариваются нормативными документами. Когда все собаки были вызваны на ринг и начали движение, оказалось, что часть собак стоят в два ряда, поскольку не хватило периметра ранга. Пришлось разбивать собак на две группы и водить эти группы поочередно. По окончании расстановки собак в обеих частях была организована третья – объединительная группа из конца первой и начала второй частей. Все это, конечно же, сказалось на времени, затраченном на экспертизу.
В последнее время многие собаководы имеют видеокамеры и фотоаппараты, это хорошо. Плохо, что новоявленные операторы и фотографы считают возможным встать во весь рост в центре ринга и снимать полюбившихся собак. Когда таких операторов набралось человек десять, так что экспертной комиссии за их спинами не стало видно собак, пришлось попросить их выйти за пределы. Чтобы дать зрителям краткие пояснения к расстановке ринга и назначению оценок, начало и конец ринга пришлось выстраивать поочередно в два полукруга.
Когда наша комиссия закончила описание собак и подготовила отчетные документы, был уже вечер, так что окончательно документы были сданы нами в Главную экспертную комиссию только утром 12 июня. Тогда же мы выдали призы собакам класса «Элита». Вместо 28 призов получено только 15.
К тому времени многие собаководы уже уехали. Все 15 призов были выданы оставшимся собаководам на закрытие выставки. Одного приза не хватило – А.М. Ермоленко из Курска получил один приз, хотя должен был получить два, так как выставлял двух элитных собак. Взамен второго приза выдана кружка с эмблемой выставки.
Хотел бы извиниться перед организаторами выставки, а в еще большей мере – перед владельцами гончих за эти задержки.
Я начал свой отчет с недостатков выставки, но было бы неверным не отметить и ее достоинства. Наверное, никогда выставки не проходили в столь праздничной обстановке. В статье о выставке, помещенной в «Российской Охотничьей газете» № 25 от 20 июня приводится мнение, что праздничная часть на выставке превалировала над мероприятием по племенной работе. С точки зрения зрелого собаковода это может быть и так, но нельзя забывать о втором и первоначальном значении выставки – показывать достижения собаководов, агитировать население, в первую очередь молодежь, за племенное собаководство. Вот в этом плане выставка, мне кажется, удалась. По крайней мере, мне приходилось говорить с несколькими жителями Твери, посетившими выставку, все они положительно отозвались о выставке, а некоторые охарактеризовали ее в превосходных тонах. В связи с этим хотелось бы несколько слов сказать о выборе места для выставки: хорошо, что рядом лес, и хорошо, что это доступное для подъезда и на автомобиле, и на городском транспорте место.
Можно с уверенностью утверждать: никогда выставки не готовились с таким размахом. Уже на въезде в Тверь у каждого поворота дороги на столбах висели указатели направления на выставку. Информация о предстоящей выставке была заранее напечатана в охотничьих и местных газетах, причем со схемой проезда к месту проведения, вся необходимая информация размещена также на сайте Интернета, который упоминался выше. Примерно за неделю до открытия выставки по каналам телевидения Твери была показана пресс-конференция с ее организаторами, а сразу после окончания выставки каждый Тверской телеканал поместил сюжеты о ней. Огромное количество зрителей, посетивших выставку, это ее достоинство, следствие проведенной организаторами рекламной кампании. Не вижу ничего плохого в том, что этот праздник собаководов приурочен к общероссийскому празднику – Дню независимости.
Впервые в истории выставок за несколько недель до начала было проведено совещание с экспертами будущих рингов, где они получили информацию о предстоящей работе и высказали свое мнение о вопросах судейства на рингах, предложив пути их решения. К выставке подготовлены памятные значки, вымпелы, блокноты, папки, пакеты, ручки с эмблемами выставки, прекрасно оформленный каталог.
Кстати, каждый из экспертов получил по одному экземпляру всех перечисленных вещей бесплатно, а кроме того, куртки на случай дождя и ветра, майки и бейсболки на случай жары. Общественный порядок на выставке поддерживался милицией. Эксперты были обеспечены бесплатным горячим питанием прямо на выставке. Перед началом выставки прошел концерт, играла музыка, работали буфеты, продавалась охотничья литература. Прозаический, но необходимый вопрос, характеризующий возросшую культуру, – на выставке были установлены биотуалеты с достаточным количеством кабин.
Каждый ринг снабжен палаткой для экспертов. Палатки, по моему мнению, очень удобны – из них все видно, они прекрасно спасают экспертов и документацию от дождя, легко переставляются с места на место. Правда, легкость палатки на данной выставке оказалась не только достоинством, но и недостатком. В какой-то момент ветер усилился настолько, что начал срывать палатки, а одну из них поднял в воздух и бросил на соседний ринг. Очень удобны пластмассовые стулья для экспертов, на каждом ринге имелась линейка для измерения собак, стол, площадка для описания. Должен, однако, сказать, что большинство собак боятся фанерных пустотелых площадок, встают в неестественную позу. Лапы собак на твердой поверхности фанеры искажаются – смотрятся несколько распущенными, так как коготки не могут вонзиться в землю, что естественно для стойки собаки. Считаю, что лучше описывать собаку, стоящую на утоптанной земле. Но «Инструкцией по технике и методике экспертизы» предусмотрены деревянные щиты для описания собак, и они на выставке были.