В свое время я поохотился вволю. Стрелял и лосей, и косуль, не пропускал лисиц, а о зайцах и говорить нечего. Но самыми любимыми охотами были два «К» – кабан и куница.
Охота на кабана – это столько эмоций, азарта, адреналина, а когда с тобой работают две лайки, то это целый концерт.
Куница нравилась мне своим волшебным, мягким мехом. Он мне нравится даже больше, чем соболиный. Во-первых, он длиннее, пушистее и нежнее, чем у соболя. А какие расцветки – от голубоватого до розового у белодушек и от светло- до темно-коричневого у лесных. Я и сам взял не один десяток куниц, но это было тогда, когда я охотился с лайками. Уже больше десяти лет по семейным обстоятельствам не имею возможности держать собаку. Ну с кабаном понятно: их сейчас стреляют те, у кого есть большие деньги. Но ведь куницу можно взять и без собаки. Я читал много литературы, как тропить куницу, и решил попробовать. Это оказалось не так просто. Пройдешь по следу несколько километров, а эта хитрюга обязательно приведет к старому ельнику и была такова: попробуй, найди ее!
Иду однажды по просеке, глядь, а вправо идут свежие следы крупного куна. Я за ним. Кун по ходу обследовал все колоды, выворотни, прыгал на елки и опять бежал. Следы привели к высокому толстому березовому пню с дуплом. Ну вот ты и попался! Ага, а это что? Кун с вершины пня скинулся метров на пять в сторону и пошел дальше. Потом он повернул в обратную сторону, через болото, и пришел почти в то место, откуда я начал тропить. Пришлось пролезать через сплошные заросли, обходить завалы, и наконец кун пришел на окраину леса, где рядом с полем стояла здоровенная старая ель, вся в снегу. Я обошел ее по кругу несколько раз, но выходных следов не было. Я начал обстреливать ель, но сверху падал только снег. Отстреляв с десяток патронов, я понял бесполезность затеи.
Я вспомнил случай, когда мы охотились с приятелем на белку. Метрах в пятистах залаял кобель, и мы побежали на лай.
Среди невысокого березняка стояли рядом две огромных ели, каждая в три обхвата. Вокруг снег был утоптан следами куницы. Мы долго рассматривали елки, но ничего не увидели. Для страховки я сделал круг, но выхода не было. Да и кобель продолжал лаять. Куница была тут. Мы с приятелем отстреляли по елкам два патронташа, но куницу так и не взяли. Так и в этом случае: я забросил ружье за спину и ушел. Очевидно, куница так прячется в кроне дерева, что ее не достанешь и выстрелом. Я где-то читал, что охотники в Сибири иногда из мелкашки выстреливают до ста патронов, чтобы выгнать соболя из кроны кедра. Выследил я однажды куницу, которая зашла в редкий дубовый лес. В конце ее хода через каждые сто метров были гайна белок, но ни в одном куницы не оказалось. Куда она скрылась? Иду как-то с собакой по свежей пороше. Кобель бегал где-то в поиске, и тут оп-па – свежайший след кунички. Лес – березняк и невысокий подрост ели. Я, как по науке, иду рядом со следом, отмечая посорку. След привел к краю леса. Слева и справа углом шли широкие дороги. Куница прыгнула на березу, дошла до верха и как испарилась. Я несколько раз прошел по дороге, потом по углу леса, внимательно высматривая посорку, но следа так и не нашел. Вроде и некуда ей деться, а ее нет. Как в небо ушла. И таких случаев было немало. Один только раз мне удалось выгнать куницу из колоды, лежавшей на земле, а так все безуспешно. Приехал я как-то к приятелю, хорошему охотнику, и рассказал о своих неудачах. Он выслушал мои печали и сказал: «Что ты за ними бегаешь, все равно не поймаешь, это же ельник, а куницу в нем взять очень трудно. Поставь капканы, и они сами будут к тебе бегать». Я подумал, может, и вправду попробовать?
Трудно начинать новое дело в зрелом возрасте. А может, «век живи, век учись»?