Генка наконец-то приехал, и мы отправились в Мелькень. Ему очень хотелось посмотреть нашу природу, нашу Каму, снять наши с ним приключения и, если получится, то и рыбу. Объектом охоты были, конечно же, щуки. Щуки у нас много, зимой и летом.
Выехали в 6 часов. Было всего несколько запасенных живцов на 10 жерлиц, и пришлось оставить Гену долавливать. Как минимум еще десяток необходим. Тем более, по пути пробовали – живец ловился. Сам я ушел дальше для бурения лунок под жерлицы. Все получилось как нельзя лучше. Я быстро пробуравил нетолстый лед и расставил жерлицы. Гена тоже не сплоховал и не пожадничал. Окуньки ловились хорошо и можно было увлечься этим второстепенным занятием. Он подошел, вдвоем достроили жерличную дугу вдоль камышей. Бухта закрытая, по привычке заняли самый ее дальний край. Попробовали рядом ловить на удочки, но мизинцевые окуньки клевали в час по чайной ложке. Они были так малы и клевали так редко, что удочки пришлось свернуть. Это не сильно огорчило, потому как вокруг была чудесная белизна, какая бывает только в самом начале зимы. Уютная бухта окружена камышом и кустами и надежно скрывает нас от конкурентов. Кстати, раньше здесь никогда не выставлялся. А конкурентов было на удивление мало.
Первый флажок минут через 15. Забег хоть и оказался тренировочным, но он обрадовал. Место найдено интуитивно, снежок в радиусе 100 метров никем не тронут. Разве что разные звериные цепочки следов и холмики у браконьерских сетей.
Браконьеры уже успели расставить свои орудия. Но к этому так привыкаешь, что найти место без сетей, кажется, вообще нереально. Так вот, сильно волновался, будет ли рыба в этом месте – ведь Гена хотел еще и поснимать. Ранняя поклевка успокоила, а вскоре сработала еще одна жерлица. Но поклевка снова пустая. Радости уже меньше: начинает казаться, что это мелкая щучка играет с живцом. Такое бывало, а мелкую щуку ловить совсем не хотелось, тем более при Геннадии.
Через полчаса от начала рыбалки случилась третья поклевка. Надежда уже боролась с сомнением, и когда катушка резво начала вращаться, уверенности еще не было. Щука не оставила выбора. Подсечка, и понимаю, что это совсем не мелочь. Мощные потяжки и рывки удается гасить стравливанием лески. По моему мнению, любая щука борется первые 1–2 минуты. Так и в этот раз. Но разве в такой момент смотришь на часы? Лунка была прикрыта заслонкой, и теперь она без единой льдинки. Отлично видно, что щучья голова в проекции лунки, но расположена щука параллельно льду и в лунку ее завести непросто. Но с 4–5 попытки, когда отведенные щуке 2 минуты на исходе, она заходит в лунку, а дальше – уже дело техники. Вытаскиваю на лед, Гена в восторге. Во-первых, он все снял, а во-вторых, в щуке 2.700. Она быстро зарывается в пушистый снег и от этого кажется еще толще.
Настроение отличное. Все переживания в прошлом. Не так важно, сколько поймаем еще. Жерличная рыбалка сродни футболу. Победный гол всегда один. Но это понимаешь потом. На льду тумблер переключает сознание на жадность. Надо больше. Еще больше. И потом еще одну. Почти по Карцеву с Ильченко.
Но долго витать в фантазиях не получилось. Через 10 минут очередная поклевка. Щука сорвала живца, но тут же срабатывает другой флажок, и добыча на 1.400 стала вторым нашим трофеем. И жадность поперла из ушей. А потом случилась пауза длиной в целый час. В другой день это было бы нормой, а сегодня многочисленные поклевки вгоняют в другой ритм. Беготня разогрела, начинаем остывать и предполагаем, что живца маловато. Гена вызвался сбегать на старое место и получил добро. Он ушел, а уже через пять минут начались новые бои. Срабатывает ближайшая жерлица. Жду размотки, но выясняется, что щука сбила плотву. Плотвы больше нет. Насаживаю окуня и иду на исходную позицию. Через 5 минут там же – новая поклевка. Подбегаю и вижу, как судорожно дергается леска. Все ясно. Во время резкого рывка с катушки сошла лишняя леска и захлестнула катушку в петлю. А щука перестала дергать. Освобождаю петлю и собираюсь подождать у лунки. Но в этот момент загорается соседний флажок и там катушка крутится. Что делать? Делаю не то, что надо. Дергаю ту леску, которая в руках, и щука бросает живца. Ну и ладно. Бегу ко второй, но там катушка уже стоит, и рыбы тоже нет. Три пустых поклевки, а так хотелось обрадовать Геннадия!
Появляется он сам. Принес достаточное количество живца. Обсуждаем битвы со щуками. А тем временем наступает новый штиль. Еще один час томимся в ожидании, начинаю переносить молчащие жерлицы в камышовые окна. Первая лунка в камышах кончается землей, а следующая попадает в воду. И уже через 10 минут там вспыхивает флажок. Бежим быстрее обычного: во-первых, засиделись, а во-вторых, вокруг камыш, и зацепа не избежать. Но катушка делает вялые обороты с остановкой, не спешу. Через минуту – еще потяжка на три витка, жду. И только на следующих движениях катушки подсекаю. Достойное сражение, и на льду щука на 1.800. Три трофея имеем, и уже забыты часы ожидания и пустые поклевки.
Дело к вечеру и Гена изъявляет желание посидеть перед уходом на мелочи. Он уходит, а тут начинаются новые приключения. От скуки решаюсь на наивные и смешные, на взгляд нормального человека, действия. Обхожу жерлицы. Не раз бывало так: стоят они молча часами, а пройдешь мимо них куда-то, и на обратном пути флажок горит. Здесь своя теория. Идешь по льду и создаешь какой-то шум. Живец под лункой пугается и шарахается в сторону. А щука засекает его движения и тут как тут. Прошел 9 жерлиц и подхожу к последней. Остается метр, и флажок взрывается вверх. Такого еще не бывало. Стою не двигаясь, ибо все под рукой, а катушка даже не шевельнулась. Уверен, это какие-то шутки. Кто из нас с катушкой двинется первым. И тут вижу, как вспыхивает седьмой флажок. Во дела! Автоматически заряжаю обратно тот, что был у ног и бегу к седьмому. А катушка и там стоит на месте. Прямо день сонных катушек. Встаю на колени и оглядываюсь. А флажок, от которого только что убежал, снова во всей красе. Теперь, уже на автомате, заряжаю ближайший, и бегу в обратный путь. Эти рывки по 40 метров напоминают детскую игру в квадрат. Но катушка-то шевелится! Подсекаю, и щука на льду. И хотя она самая мелкая и весит 800 граммов, но в такой ситуации остаться совсем без рыбы было бы издевательством. Тройник у щуки слегка зацеплен за слизистую губы. Как она не сорвалась, остается загадкой. Вижу, что интересующий меня флажок молчит, снимаю рыбу и спокойно наконец-то иду его проверять. Поклевка пустая, но не беда: четыре щучки в активе. Беру рыбу и собираюсь нести ее на «базу». Но что-то заставляет оглянуться. Оба-на! А за спиной еще один сигнал. Щука летит в сугроб, совершаю очередной рывок. А ведь он уже пятнадцатый! И последний. Рыбы нет, как нет и живца. Идем с Геной и обсуждаем рыбалку. День получился веселым: 15 поклевок на 10 жерлиц – это удача. Много пустых? Но так бывает нередко, однажды в Совхоз-техникуме щуки так крутили катушки, что каждый раз разматывали всю леску сходу, и не успевал даже к ближайшим жерлицам. А через день они были такими сонными, что у каждого флажка сидел по 5 минут. А в итоге оба раза наловил одинаково. А сегодня, наверное, пару раз ошибся. Но, думаю, что прелесть рыбалки не только в пойманной рыбе, но еще и в сорвавшейся с крючка. И еще в уютной и укромной бухте. И в отсутствии шквального ветра. И в ...
Павел Елизаров, г. Набережные Челны