Охотоведы наиболее активных районов, ряд специалистов Облохотуправления приходили к одному мнению: такую необходимую задачу можно решить за несколько лет путем организации в области сети государственных биологических заказников. Безусловно, находились и противники, ведь организация заказника – это новые расходы на охотустройство, новый штат охраны, связь и транспорт и другое. Но созданные первые несколько заказников через три-четыре года показали: направление правильное. Начало расти поголовье лося, восстанавливаться численность кабана. Эти звери стали переходить в соседние угодья.
В 1977 г. закончилось строительство плотины на реке Вазузе. На реке Гжать в Гагаринском районе образовалось водохранилище площадью более 5 тыс. га. Водная гладь заполнила не только основное русло реки, но и на значительном расстоянии устья впадающих в нее речек и ручьев. Образовались многочисленные километровые заливы и заливчики. Эти благодатные угодья создали отличные экологические условия для многих видов водно-болотной дичи. Стаи птиц останавливаются здесь во время пролета. Другие гнездятся постоянно.
Будучи в это время охотоведом и начальником Гжатского, затем Гагаринского района Смолоблохотуправления, обследуя образовавшиеся охотугодья в зоне водохранилища, наблюдая увеличение многообразия видового мира пернатых, я пришел к решению: территория Вазузского водохранилища – это особая теперь зона природы. Здесь с прилегающими угодьями образуется целый природный комплекс, значимый не только для Гагаринского района и Смоленской области, но и для природы России. На Вазузском водохранилище должен быть Госзаказник, и лучшее место на нем для этого урочища: Соседово, Субботники и прилегающие с запада угодья.
Этой идеей я поделился с охотоведом Охотуправления Барневым Валерием Васильевичем. Узнав о столь благоприятных условиях как для охотничьих видов, так и для многих видов из Красной книги, он поддержал идею об организации заказника. Но против было Смоленское Облобщество охотников, т.к. эта территория входила в их охотничье хозяйство.
С приходом в руководство Смолоблохотуправления Сидоренкова Александра Алексеевича ситуация кардинально изменилась. Именно при его непосредственном участии доказана целесообразность создания Госзаказника в крайнем северо-восточном районе области, прилегающем к промышленным Московской и Тверской областям. Вспомнили, что в свой первый приезд на Родину первый космонавт Мира Юрий Алексеевич Гагарин выезжал поохотиться на тетерева именно в эти места. Было решено назвать Госзаказник в память Юрия Алексеевича «Гагаринским». И постановлением администрации Смоленской области за № 639 от 01.10.2001 г. такой госзаказник образован в зоне Вазузского водохранилища, на территории 10 тыс. га. Его цель – охрана важного экологического комплекса, охрана многих видов животных из Красной книги, создание благоприятных условий на путях массовых перелетов птиц, в целях обогащения животного мира Смоленской области.
В последующие годы руководство Охотуправления области уделяло много внимания работе «Гагаринского». Штат егерей имел автомашину, мотолодку, радиосвязь, оружие, имел право задерживать нарушителей, составлять протоколы, доставлять виновных в милицию и т.д.
Старший егерь заказника Петров Александр, его помощник Зайцев Сергей, а затем и Усов Дмитрий – люди, преданные природе, охотники, к фауне относятся ответственно, с заботой, активно ведут охрану угодий заказника. Их трудом в угодьях изготовлено до 10 кормовых площадок, до 2-х десятков солонцов, имеются галечники и порхалища, ежегодно сеются кормовые ремизы овса, других культур.
Во многом именно труд этих людей создал благоприятные условия для жизни многих видов зверей и птиц. Во время пролета здесь всегда останавливаются стаи журавлей, есть и гнездящиеся лебеди.
Буквально с первых лет образования водохранилища и госзаказника здесь стали появляться и гнездиться редкие птицы из Красной книги РФ и Смоленской области: орлан белохвост, скопа, черный аист, большой кроншнеп, серощекая и малая чомги. Есть и гнездящиеся бакланы, белые цапли. В лесном участке заказника есть свои «краснокнижники»: филин, белая сова, подорлики, змееяд и осоед, тювик и чеглок, пустельга, а по ручьям: выдра, бобр. Назвать все виды обитателей этой уникальной зоны, конечно, сложно.
По лесным участкам значительно повысили свою численность и расселяются в прилегающие охотугодья: лось и кабан, косуля; из пушных зверей: лисица и енотовидная собака. Постоянными жителями являются: медведь и рысь, барсук и куница, норка и хорек, горностай и ласка, зайцы, белка. Из пернатых: глухарь, тетерев и рябчик, голуби, по полянам – коростель и перепел.
Кажется, как все сложилось хорошо, делается все с пользой для нашей российской природы, для охраны фауны и ее обогащения, для сохранения редких и ценных видов. Но не тут-то было. С организацией в области Департамента по охране и контролю использования объектов животного мира и среды их обитания отношение к ведению госзаказников в области изменилось не в лучшую, а в худшую сторону.
В первые же годы работы этого департамента прекратили свое существование многие районные госзаказники, их передавали арендаторам под охотничьи хозяйства, мол, зачем нам лишние расходы. Об их государственной значимости по сохранению особо редких видов животных «краснокнижников», значимости по охране и обогащению областной фауны в умах представителей департамента мысль не рождалась.
По этим мотивам где-то в 2007 г. они взяли и объединили заказник «Сычевский» с «Гагаринским», убрав его название. Пошли сведения – заказник «Сычевский» закрывают, передают весь комплекс в аренду как охотхозяйство.
Конечно, уничтожение госзаказника «Гагаринский», памяти в районе первого космонавта, взволновало егерский состав заказника, нас, бывших сотрудников Смолоблохотуправления, охотников-активистов, которые затратили немало труда по его организации и ведению.
Все эти действовали как могли. Они, обратились к сотрудникам департамента, и районная газета «Гжатский вестник» поместила нашу статью «Гагаринский» госзаказник нуждается в защите».
Прошел год, «махинация» с заказником утихла, охотничья общественность успокоилась. Слава богу, заказник «Гагаринский» живет, охраняет и обогащает Смоленскую фауну.
Скоро пойдет вторая половина 2009 г., у кого-то вырос острый зуб на пользование угодьями госзаказника «Гагаринский». Сначала тихой сапой, затем в открытую поползли сведения – Смоленский департамент охраны и пользования объектами животного мира желает прекратить деятельность в Гагаринском районе заказника «Гагаринский» и передать его в аренду арендаторам охотхозяйства «Лань». У них уже сейчас около 50 тыс. га охотугодий, но и этого им мало, выросли аппетиты.
Есть вопрос к возможным будущим арендаторам, если есть у них специалисты-охотоведы: какое комплексное охотничье хозяйство можно вести на 10 тыс. га, где ширина угодий от границы хозяйства «Гжать» до границы Сычевского района всего 1 тыс. метров? Вся восточная граница идет берегом Вазузского водохранилища, которое является природным парком.
Заказник выполняет полностью свои задачи только потому, что на его территории нет никаких населенных пунктов, нет проезжих дорог общего пользования, установлены максимальные условия покоя.
В случае ведения здесь охотничьего хозяйства первые же выстрелы, первые организованные охоты прогонят все живое. На этой территории, сейчас такой богатой разными видами зверей и птиц (включая животных из Красной книги), не останется никого – все ее покинут. Госзаказник «Гагаринский» будет уничтожен.
Государственные природные заказники и заповедники, национальные парки, природные и ботанические, лечебно-оздоровительные местности и курорты и другие такого характера зоны являются особо охраняемыми природными территориями. Это природные комплексы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и рекреационное значение. Нормативным документом, регулирующим отношения в области организации их охраны и использования, является ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях 1995 г.».
Никто самовластно, из руководства различных природоохранных органов, персонально не имеет права изменить статус указанных территорий или прекратить их функционирование. Такого рода решения только в особых случаях могут приниматься на федеральном уровне или постановлениями субъектов Федерации.