Действительно, если закон, второпях принятый почти год назад, имеет целый ряд существенных недочетов, то обвинение «во всех грехах» руководителей и сотрудников старого (МСХ) и нового (МПР) департаментов охоты, а тем более самого Министерства природных ресурсов, по крайней мере безосновательны.
Недостатки, безусловно, есть. Например, принимая столь важные для всех нас решения, руководители отрасли недостаточно, мягко говоря, интересуются мнением охотников и охотпользователей, региональных специалистов, опытных работников охотничьего хозяйства. А если и интересуются, то почему-то принимаемые в итоге решения это народное мнение не учитывают, что позволяет наблюдателям со стороны делать выводы об авторитарном и несколько самонадеянном методе управления охотничьей отраслью страны. Другое дело, что зачастую такие непопулярные решения принимаются вынужденно, по вполне объективным причинам. Но при отсутствии необходимых разъяснений и крайне слабой работе с органами СМИ охотничьей общественности этот факт остается неизвестным, что и вызывает негативную реакцию со стороны истинных и мнимых борцов «за правду для народа».
Между тем в недрах департамента охоты, особенно с недавнего времени, велась и ведется работа (к сожалению, незаметная со стороны) по урегулированию множества наших проблем, о которых сотрудникам департамента, конечно, прекрасно известно. Только в силу особенностей нашего российского законотворчества у них, к сожалению, нет такой возможности, чтобы в одночасье взять и все изменить, «сделать как надо». Вот и приходится, действуя в рамках закона, медленно и постепенно выправлять один за другим ранее допущенные огрехи.
Для решения всех этих вопросов распоряжением министра в начале 2010 года и был создан Совет по охоте и охотничьему хозяйству при Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, в состав которого вошли представители государственных и общественных охотничьих организаций России. Первое организационное заседание совета состоялось в июле этого года. По его результатам была создана специальная рабочая группа, выработавшая новые Правила охоты.
Второе заседание Совета состоялось недавно – 19 октября. Открывая его, министр Ю. П. Трутнев в нескольких словах обрисовал ситуацию, сложившуюся в охотничьем хозяйстве России, и отметил первоочередные задачи министерства в настоящий момент.
Во-первых, со слов министра, необходимо наладить охрану охотничьих угодий и обеспечить соблюдение законодательства в области охоты, для чего возродить систему охраны угодий штатными работниками охотничьих хозяйств. По этому вопросу было направлено официальное письмо, по рассмотрении которого Председателем Правительства РФ дано поручение органам исполнительной власти проработать вопрос о внесении соответствующих изменений в законодательство. МПР уже подготовлены и направлены на согласование в соответствующие федеральные органы проекты законов, касающиеся наделения штатных работников охотпользователей полномочиями по осуществлению охотничьего контроля и надзора (составление протоколов об административных правонарушениях, доставление нарушителей в правоохранительные органы, осуществление личного досмотра, досмотра продукции охоты). Работа в этом направлении продолжается.
Во-вторых, министр сказал, что необходимо уменьшить количество бюрократических процедур, отнимающих время у граждан и усложняющих работу соответствующих служб. К сожалению, существующий закон «Об охоте…» написан коряво, что порождает излишние сложности бюрократического характера. Такое положение дел надо менять.
Заседание Совета было посвящено вопросу первоочередных перемен в охотничьем законодательстве. Основным докладчиком выступил директор департамента охоты А. Е. Берсенев (другие члены Совета поддержали его в прениях). Здесь мы приводим краткое изложение его выступления.
Одним из важнейших документов, подготовленных департаментом, стали Правила охоты, доработанные рабочей группой и одобренные всеми ее членами. Кроме того, за время их обсуждения в адрес Департамента поступило более 200 замечаний и предложений от организаций и охотников России. В настоящее время приказ «Об утверждении Правил охоты» проходит внутриведомственное согласование. Но, учитывая нормы законодательства, Правила охоты вступят в силу после издания постановления Правительства РФ, отменяющего ранее принятые Правила добывания, утвержденные постановлением Правительства РФ № 18 от 10.01.2010 г. Кроме того, целесообразно приурочить вступление в силу новых Правил охоты к традиционному окончанию осенне-зимнего охотничьего сезона. Дело в том, что в проекте Правил содержатся нормы, во многом не совпадающие с требованиями действующих в настоящее время Правил добывания, и некоторая часть охотников может стать невольными нарушителями в случае вступления их в силу в разгар охотничьего сезона.
Еще более важной и срочной представляется группа первоочередных вопросов, касающихся необходимости совершенствования закона «Об охоте...»
Почему же был принят такой, мягко говоря, неудачный закон об охоте? Отчасти на этот вопрос на Совете ответил П. Н. Гусев, который был одним из инициаторов скорейшего его принятия Государственной Думой. «К сожалению, – сказал П. Н. Гусев, – так получилось, что подготовка и принятие закона пришлись на переходный период передачи полномочий от МСХ к МПР. В этот период полной неопределенности, не было возможности проконтролировать и, соответственно, повлиять на содержание этого важнейшего документа, имеющего теперь, к глубокому сожалению, ряд существенных недостатков».
Правоприменительная практика норм закона «Об охоте…» выявила следующие актуальные проблемы:
1. На основании нового закона возникла необходимость получения охотниками государственных разрешений для добычи всех без исключения охотничьих животных (в т.ч. массовые виды) в любых охотничьих угодьях. Это не только привело к увеличению объема оформляемых бумаг, но и потребовало от охотников предоставления дополнительной информации, в том числе документов, удостоверяющих личность, ИНН, сведения о месте жительства и т. п.
2. Законом предусмотрена единая форма разрешения на добычу всех видов охотничьих животных. В связи с этим оно оказалось перегруженным излишней информацией и не пригодным для эффективного использования ни как документ, подтверждающий право на добычу, ни как отражающий количество и видовой состав уже добытых охотничьих ресурсов. Ранее охотничьи хозяйства использовали как минимум 4 формы ИРЛ, содержащих различную информацию, теперь попытки соединить их в одну привели к естественной негативной реакции охотников, так как разобрать алгоритм заполнения различных полей разрешения весьма затруднительно.
3. Поскольку закон устанавливает, что бланки разрешений выдаются охотпользователям, заключившим охотхозяйственные соглашения, а подавляющее большинство из них имеют долгосрочные лицензии, возникают сложности с получением бланков разрешений – как у охотпользователей, так и у органов исполнительной власти субъектов РФ.
4. В законе говорится, что охотничий билет выдается лицам, не имеющим непогашенной судимости за совершение умышленного преступления. На основании этого уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ требуют от граждан предоставления соответствующих справок. Это становится настоящей проблемой для охотников, так как получение справки об отсутствии судимости – сложная и длительная процедура, которая может занять несколько рабочих дней.
Соответствующий регламент выдачи госохотбилетов уже установлен на территории Москвы. А обращение департамента охоты МПР с письмом-протестом к бывшему мэру города действия не возымело.
Список коллизий и пробелов в вышедшем законе можно продолжить. Департаментом был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в закон “Об охоте…”», предусматривающий в первую очередь внесение наиболее актуальных и приоритетных поправок.
В частности предлагается:
1. Установить путевку единственным документом, подтверждающим право на добычу охотничьих ресурсов в закрепленных за охотпользователями угодьях.
2. Установить несколько форм разрешений на право добычи охотничьих ресурсов (на квотируемые, массовые виды и т.д.).
3. Исключить из форм разрешений излишнюю информацию об охотнике.
4. Признавать охотником физическое лицо, имеющее действующий охотничий билет, а не лицо, сведения о котором занесены в реестр, так как последнее не зависит от охотника.
5. Устранить положение, в соответствии с которым охотничий билет выдается физическим лицам, не имеющим непогашенной или неснятой судимости.
6. В целях устранения административных барьеров уравнять в правах и обязанностях охотпользователей, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства на основании долгосрочных лицензий, с охотпользователями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
На основе многочисленных пожеланий охотпользователей департаментом была подготовлена и другая группа поправок, как то:
1. Выдачу охотничьего билета единого федерального образца осуществлять лицам, прошедшим проверку (экзамен) знаний по охотминимуму.
2. Выдачу госохотбилетов производить при предъявлении, а не в результате обмена членских охотничьих билетов, выданных до 1 июля 2011 года. Причем для членов общественных объединений охотников это возможно по коллективным заявкам, централизовано, списком.
3. Обеспечить участие охотников (общественная охотничья инспекция) в осуществлении государственного охотничьего контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Возможность корректировки субъектами РФ сроков охоты, установленных Правилами охоты в зависимости от региональных условий.
Эти предложения оказались не включенными в представленный законопроект, так как значительно увеличивают его объем, который, к сожалению, был ограничен в результате первичного рассмотрения на заседании профильного комитета Государственной Думы. Остается надеяться на взаимопонимание с уважаемыми депутатам и на их поддержку для возможного включения этих поправок в законопроект.
В завершение заседания Совета Ю. П.Трутнев, взяв слово, еще раз подчеркнул, что одной из первостепенных задач министерство считает необходимость сделать процедуру осуществления права на охоту для граждан простой и понятной.
«Я и сам, как большинство наших охотников, вначале был глубоко возмущен, – сказал министр, – но когда разобрался с текстом закона в руках, убедился, что вся дополнительная дурь возникла благодаря требованиям, продиктованным новым законом «Об охоте…»! Когда на основании этих требований к охотничьему билету надо приложить разные справки и другие бумажки – это нельзя расценить иначе, как издевательство над людьми. А мы перед собой такой задачи не ставим. Ведь самое дорогое у любого человека – это жизнь. Отнять у него хотя бы час этой жизни, заставив стоять в очередях или собирать ненужные бумажки, – совершенно недопустимо. А если это загубленное время помножить на миллионы наших граждан охотников, получится, что непродуманные нормы уже отняли несколько сотен жизней. И мириться с этим нельзя».
Учитывая вышесказанное, все члены Совета единодушно поддержали инициативу Департамента государственной политики и регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направили от имени Совета обращение в Государственную Думу РФ о скорейшем – уже в текущем году – внесении изменений в закон «Об охоте…»