Со стороны правления туда пришел Анатолий Дурандин, председатель ЯОООиР. Представителем Департамента по охране и использованию объектов животного мира по Ярославской области был Виктор Шабанов. Представители охотников набирались стихийно, просто по объявлению, вывешенному в ООиР. Это были представители военных обществ охотников и рыболовов, обладатели членского билета ЯОООиР и обладатели охотничьих билетов общероссийского образца.
Охотников интересовало, как будут трактоваться на местном уровне новые Правила добывания, принятые в январе этого года, хотели они обсудить и новые формы путевок. Но даже предположить не могли, что их интерес к нововведениям вызовет такую негативную реакцию у ЯОООиР. В ответ на просьбу открыть бюджет и обосновать цены областное Общество охотников и рыболовов ни с того ни с сего обвинило охотников в продажности.
Многие вопросы отошли на второй план, когда охотники увидели прейскурант на путевки. Остался один – за что же такие деньги? К некоторому повышению цен от сезона к сезону, охотники были морально готовы. Но не в пять же раз!
Вальдшнеп – 200 рублей, а гусь – от 1000 за сезон – это для своих, членов общества, а для тех, кто не имеет билета ярославского охотобщества – до 5000 рублей! Даже для москвичей в Московской области максимальная цена путевки на гуся – до 500 рублей. А ведь уровень доходов населения в Ярославской области гораздо ниже, чем в столице! Как ни пытаются рядовые охотники приоткрыть покровы секретности, все безрезультатно. Пытаются считать сами – тоже не сходится. Весенняя охота на гуся и вальдшнепа – это охота на нелицензионную дичь.
Услуги егерей? Егеря во время охоты увидеть можно. Но редко. Да если он и есть – не настолько уж сложно вычислить охотника на поле при охоте на гуся.
Может, такой ценой поддерживаются лицензионные виды животных? Мероприятия по поддержке популяций, и правда, стоят денег. Но при чем тут гуси – нелицензионная дичь?
По мнению многих охотников и специалистов, цена на услуги по охоте на лицензионные виды должна быть рыночной и единой для всех. А путевку (разрешение) на нелицензионные виды животных следует оставить бесплатной и сделать из нее действенный инструмент регулирования пропускной способности охотугодий. Но у ЯОООиР иная логика.
– По Правилам добывания объектов животного мира путевка подразумевается законодателем как разрешение на охоту, а в ЯОООиР трактуется как договор между охотником и охотпользователем, оправдывая тем самым ее платность, – пытаются прояснить ситуацию ярославские охотники Сергей Высоцкий и Юрий Бойко.
– Если верить информации ЯОООиР, в стоимость путевки пользователя входит: сопровождение егеря, инструктаж о месте охоты, предоставление скрадка. Но мы этими услугами и не пользуемся! Почему меня обязывают это делать? В законе нет такого указания, что я должен охотиться только в присутствии егеря. Да и не набрать охотхозяйствам столько егерей, сколько охотников выходит на весеннюю охоту.
Кстати, в ходе сезона охоты очень многие егеря в Ярославской области жаловались охотникам на малые зарплаты. По их словам, с начала сезона егеря перестали получать премиальные и прочие надбавки. Сидят на одном окладе. На 4 тысячах рублей в месяц. А если так, то урезана еще одна расходная статья.
– В прейскуранте ЯОООиР указано, что «в цену путевки входит ПРАВО охоты в месте, определенном путевкой, консультация охотника по установленному порядку охоты и нормам безопасности на охоте, по границам хозяйств, участков, урочищ». При этом право охоты нам предоставлено государством (п. 4 Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), консультация по границам – это обязанность охотпользователя, а то, что касается порядка охоты и норм безопасности – это содержание охотминимума. И не консультировать надо охотника, а проверять. Скрадки по проданной путевке никто охотнику не предоставит – все это за отдельную плату.
Очень хотелось бы хоть одним глазком взглянуть на документы, подтверждающие, что уплаченные средства будут направлены на ведение охотничьих хозяйств, охрану угодий и воспроизведение поголовья животных. Ведь если все обоснованно, то почему бы и не заплатить.
Масла в огонь подливали и другие обстоятельства: пока ярославцы только готовились к весенней охоте, в других регионах она была уже открыта. И цены на путевки охотники из других регионов добросовестно вывешивали в Интернете. Получалась интересная картина.
В Псковской, Липецкой и Оренбургской областях охота проводится бесплатно. Производится выдача путевок, но «без денег». В Волгограде путевка на гуся и на селезня – 15 рублей. В Ярославской – превышение этих цен в сто раз. Аналогичные ценники – в Костромской, Владимирской, Тверской областях.
Сумма немалая, даже для человека с приличным достатком.
А что в таком случае делать тем охотникам, которые состоят в обществе много лет, исправно платят взносы, но не смогут позволить себе этой весной путевку за 1250, и уж тем более за 5000 рублей? В категорию «чужаков», которым предстоит выплатить максимум за охотничий сезон, попадают и те жители Ярославля и области, у которых охотничий билет не ЯООиР, а государственного образца.
Как недвусмысленно выразился в ходе общественных обсуждений председатель ЯОООиР Анатолий Дурандин, цены, указанные за путевку, были выставлены не столько за «дорогое удовольствие поохотиться», сколько для того, «чтобы ограничить количество охотников в охотугодьях».
По мнению охотников, завышенные цены никак не уберегут поголовье гусей, купив путевку за 5000 рублей, охотник постарается ее оправдать, настреляв лишнего. А те, кому путевка недоступна из-за дороговизны, станут браконьерами.
Вопросы остались без ответов. Второй коллективный заход для беседы к руководителю ЯОООиР положительных результатов не дал – охотникам так и не объяснили, на что намерены потратить деньги за путевки и почему они должны платить деньги за неоказываемые услуги. Было только предложено охотиться на вальдшнепа, если нет денег на путевку на гуся. Итог этих походов «за правдой» и народных инициатив был один: на доске объявлений в ЯОООиР появилось странное обращение:
«С подачи отдельных работников Охотдепартамента Минсельхоза РФ предпринимается очередная попытка ликвидации охотобществ через лишение финансовой основы организаций. В преддверии предстоящего перезакрепления охотугодий. Проплаченные заинтересованными структурами лица распространяют среди охотников листовки, призывая к анархии, посягая на устои нашей организации. Конечная цель организационной кампании – перекроить охотугодья в пользу частных структур. Заметьте, ни в одном частном охотхозяйстве подобные акции не проводились.
Действия охотпользователей по выдаче путевок за плату законны. На то есть разъяснения соответствующих госслужб и судебная практика.
Охотники! Не поддавайтесь на провокации! Сплотимся и дадим достойный отпор новоявленным агитаторам! Вместе мы выстоим, и в новый 2010 год войдем с имеющимися на сегодняшний день охотничьими угодьями!
Правление Ярославской общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов».
Ошарашенные такой наглядной агитацией и обвинениями в свой адрес ярославские охотники только развели руками. Если это проплаченная акция, то где же, как говорится в известном анекдоте, деньги?
Объявление вызвало обратную реакцию. После появления листовок в офисе Общества и в некоторых магазинах охотничьего снаряжения ряды протестующих увеличились вдвое. Просто из чувства справедливости.
Каков же результат этих информационных войн? Группе «несогласных» так и не удалось найти понимание у ЯОООиР. Пока несколько человек обратились в прокуратуру с заявлениями провести проверку законности действий ЯОООиР, в частности, взимания платы за путевки. Срок ответа по закону – месяц. Таким же образом решили прояснить проблему их единомышленники-охотники из Тверской, Владимирской, Московской, Костромской областей.
Есть и другие вопросы. Кем являются эти коварные «отдельные работники Охотдепартамента Минсельхоза РФ», организаторы «подрывающих» акций? На кого так упорно пытается показать пальцем Правление общественной организации, на доске объявлений которого красовалось обвиняющее объявление? И, конечно, очень интересно, откуда в Ярославской области появились частные охотхозяйства? Неужели все они возникли в результате насильного отъема угодий у ЯОООиР?
Если посмотреть официальную документацию за несколько лет, станет ясно, что общественные охотугодья в Ярославской области сокращаются год от года, плавно перетекая в частные руки. С 2002 года около 500 тысяч га охотугодий сменили собственника. И преобразовались в частные охотхозяйства. Сейчас их на территории Ярославской области более 15.
Причем смена формы собственности и хозяина происходила вовсе не в результате чиновничьего насилия. И не в результате «лишения финансовой основы организации». От крупных охотхозяйств отделяются немалые куски – примерно по 30 тыс. га. И переходят к частным лицам. Не в результате насильного отъема, а в результате официальных решений правления. Обвиненным в подкупе и «спланированной акции» охотникам, наверняка было бы интересно на эти решения взглянуть.
Охота в этих угодьях происходит по платной и при этом весьма дорогостоящей путевке.
Кстати, цены у частников практически совпадают с принятыми ЯОООиР.
По уставу ООиР общество должно было бы защищать интересы охотников, имеющих его членский билет. Возможно, угодья переходят в частные руки именно в интересах простых охотников. И тем самым общество именно укрепляет «финансовые основы», а не раздает активы. Тем не менее, создается обратное впечатление. И если тенденция сохранится, в новый, 2010 год, охотугодья области войдут в крайне урезанном виде, без всякого влияния на процесс «некоторых работников Охотдепартамента».
Из архива редакции