Весенняя лесная сказка

Несмотря на явное нежелание зимы покидать Центральную полосу России, взяв себе в союзники юго-западные ветры и пригревающее солнце, весна побеждает в этой ежегодной борьбе.

И с появлением первых проталин на полянах и лесных дорогах из теплых стран изнеженной Европы и Северной Африки возвращается в наши края одна из самых интересных и загадочных охотничьих птиц — вальдшнеп.


Надо отметить, что далеко не все охотники имеют желание тратить долгожданные дни такого короткого весеннего сезона, на скромную, весом около 350 граммов, добычу.
То ли дело гусь! Тем более что голосистые гусиные караваны видят буквально все, а вальдшнепа просто так не встретишь. Более того, есть люди, имеющие ружья многие годы и не подозревающие о традициях и прелестях охоты на весенней тяге. Действительно, тем, кто делает в охоте акцент на возможность расстрелять как можно большее количество патронов, или исключительно экономическую составляющую, в виде мясной продукции, это не может быть интересно.


Зато романтики от охоты, мечтатели и поэты, люди, для которых каждая возможность свидания с природой является жизненной необходимостью, дающей силы на преодоление всех житейских невзгод, никогда не променяют эту охоту ни на какую другую. Я бы сказал, даже воспоминания о каждом визите в весенний, оживающий после долгой зимы лес, подпитывают энергией в периоды межсезонья.


Если мне удалось заинтересовать кого-либо из читающей публики, расскажу об этой охоте более подробно.
Само название птицы буквально говорит о том, что живет этот кулик в лесу. Сюда и нужно отправляться на встречу с этим загадочным лесным отшельником. У каждого любителя этой охоты есть свои заветные поляны и просеки, куда охотник выезжает из года в год. Тем, кто собирается на тягу впервые, но не нашел компаньона в лице более опытного приятеля, я посоветую отправиться в любой, пусть самый доступный, лесной участок охотничьих угодий.


Многие годы я буквально пробивался на машине, мотоцикле, а иногда и пешком через поле, едва вытаскивая пудовые от налипшей грязи сапоги к знакомой с детства полянке. Сюда впервые взял меня на эту чудесную охоту отец, и я на полном серьезе считал, что это место самое замечательное.


Я неоднократно топил машину во взбунтовавшемся от талых вод ручейке, но однажды, по причине явного цейтнота, бросил ее на асфальте и убежал на ближайшую опушку.
Может быть, это было простой случайностью, но первый же попавшийся просвет в березово-сосновом мелятнике дал мне возможность взять трех и услышать более двадцати птиц!
Если есть время и возможность для изучения местности, поищите полянку (пусть небольшую) на границе старого и молодого леса. Неплохо, если поблизости протекает ручеек или лесная речушка. Если этого нет, подойдет просека или лесная дорога. Желательно, чтобы была возможность обзора в пределах 100–150 метров и возможность выстрела на дистанции от 30 до 40 метров.


Теперь о самой охоте. Весенняя тяга вальдшнепа представляет из себя токовой брачный полет самца птицы в поиске самки. Обычно тяга начинается после захода солнца и продолжается до наступления полной темноты.


Разумеется, что из любого правила бывают исключения, но мои наблюдения позволяют мне поделиться с читателями своим мнением. Общепризнанным считается, что лучшей погодой для такой охоты будет тихий пасмурный теплый вечер, возможно, с моросящими осадками. В ясную ветреную погоду кулик летает высоко и быстро.


Однако случаются вечера, когда при изумительных погодных условиях тяга отсутствует вовсе, а в ясный морозный вечер бывает вполне приемлемой. Мой совет: если собрались в лес — идите! Даже если вам не удастся добыть вальдшнепа в первый вечер, любое посещение леса в это волшебное время оставит у вас в душе массу положительных эмоций.
Ну где еще удается насладиться звонкими голосами дроздов, величественным трубным кличем пролетающих высоко журавлей, исступленно захлебывающихся в любовном кураже, переливами тетеревиных поединков? Если очень повезет, ваша душа буквально уйдет в пятки от безумного хохота редкого теперь филина. Сильнее забьется сердце при звуке гусиной переклички и остановится на мгновение при виде обезумевшего от страсти беляка, выкатившегося прямо к вашим ногам.


Среди такой полнокровной симфонии ухо охотника мгновенно выделит такой скромный, вкрадчивый голос самого вальдшнепа. Осторожное «хор-хор» иногда слышится как «хук-хук-ху-гук», прерывается коротким высоким свистом (цвиканье) не всегда.


Здесь хотелось бы напомнить о том, что в период весенней охоты разрешены для добычи только самцы (за исключением гусей, не имеющих явных внешних различий) охотничьих видов птиц. Поэтому стрелять можно только тянущих с «хорканьем» куликов. Ни один уважающий себя охотник не поднимет ружье в сторону пролетающей молчком или только «цвикающей» птицы, которая может оказаться самкой. Наблюдательный человек заметит, что и полет самки заметно отличается от полета самца. В то время, когда открытый полет самца зачастую напоминает порхающий полет огромной бабочки, самка жмется к земле и стремится промчаться как можно незаметнее. Это придет с опытом, а пока советую принять для себя простое, как «Отче наш», правило — стрелять можно только «хоркающего» кулика!


Вообще особенность любой весенней охоты заключается в том, что грамотный человек старается производить как можно меньше шума хоть в лесу, хоть в поле, хоть на разливе. Мы только гости в этом сказочном царстве любви. Возможность ак-куратно подсмотреть сценки из жизни дикой природы должно восприниматься охотником как прикосновение к великой тайне.


Я не буду писать, что неприлично бросить в лесу стреляную гильзу, окурок, не говоря уже о почем мусоре. Разведение костров совершенно недопустимо — подсыхающая прошлогодняя трава легко воспламеняется, и итогом, даже низового, лесного или лугового пожара, может быть существенный ущерб нашей флоре и фауне. К моему великому сожалению, далеко не все люди, взявшие в руки ружье, разделяют такую позицию. В последнее время мне неоднократно приходилось наблюдать ситуацию, когда теплым весенним вечером целые компании мужчин и женщин, выезжают на так называемую охоту. Накрываются столы, разжигаются мангалы, надрываются автомобильные колонки. После «подогрева» да шашлычка устраиваются «пострелушки» с непременным уничтожением опустошенных бутылок. Здесь же под кустом остается гора мусора. Подобные сцены не имеют с охотой и охотниками ничего общего, но зачастую оказывают влияние на формирование мнения о сути охоты. О чем думают такие люди? О том, что на Земле на их век хватит незагаженных мест? Ошибаетесь, не уважаемые мной, господа! Возможности самоочищения природы весьма ограничены, и если мы сегодня же не пересмотрим свое к ней отношение, нам и нашим детям придется жить на помойке. Но, кажется, я отвлекся…


Итак, выбрав удобное место с приличным обзором, мы ждем начала тяги. Вальдшнеп неплохо видит в сумерки, поэтому лучше укрыться за небольшой сосенкой (или густым кустом). Даже если вы никогда не слышали звуков, издаваемых тянущим лесным отшельником, вы непременно легко отличите его голос от прочих лесных обитателей. Настолько они неповторимы и необычны. Места, посещаемые вальдшнепами, просто определить по перевернутой прошлогодней листве на земле, под которой он ищет себе пропитание. Заметив тянущую в вашу сторону птицу, не стоит заранее готовиться к выстрелу, так как любое движение может вызвать изменение направления ее полета. Подпустив вальдшнепа на дистанцию уверенного выстрела (20–25 м), следует выполнить вскидку и после короткой проводки произвести выстрел. В случае промаха я бы посоветовал больше не стрелять. Нужно знать, что зачастую напуганный выстрелом вальдшнеп хитрит. Он, сложив крылья, камнем падает вниз, но скрывшись с фона светлого неба, выравнивает свой полет, и уходит низом, мастерски петляя между деревьями. В случае попадания ухо охотника различит звук падения птицы. В этом случае нужно немедленно, не отрывая взгляда от места падения, подобрать добычу. Если вы отвлечетесь, сделать это будет значительно труднее.


Известный совет, что пролетающего мимо кулика можно подманить брошенной в воздух шапкой, я бы оценил как 40% на 60%. Мне удавалось, приблизить его полет подкидыванием вверх кроличьей шапки рыжеватого цвета с ушами. Вероятно, ее он действительно принимал за взлетевшую самку. Подманить его фуражкой камуфляжной расцветки не удалось ни разу. Но, в любом случае, попробуйте. Мне кажется, что стрельба на этой охоте довольно проста. Просто не следует спешить и стрелять на явно запредельной дистанции. Найти сбитого кулика цветом совпадающего с прошлогодней рыжей травой достаточно сложно. Поэтому в обязательном порядке на эту охоту нужно взять с собой фонарь.
Правилами охоты разрешается использование собак легавых пород и спаниелей для поиска и подачи сбитой птицы на такой охоте. Но собака должна быть послушной, то есть спокойно сидеть возле ног охотника, а не носиться вокруг, будоража лаем окрестности.


Не совсем уместно, на мой взгляд, применение на тяге полуавтоматов. Вполне достаточно легкой и прикладистой одно — и двустволки. Даже если я еду в лес с пятизарядкой, больше двух патронов не заряжаю, невозможность использования третьего выстрела в ночном лесу вполне очевидна.


Я использую на такой охоте дробь 6-7 номера, что обеспечивает надежное поражение птицы до 35–40 метров. Если есть сомнение в точном определении дистанции выстрела, лучше не стрелять. Поверьте мне, людям, уважающим других охотников и сам объект охоты, везет гораздо больше, чем бесшабашным стрелкам.
Если вас задели эти строки, нужно съездить в весенний лес непременно! Вы получите ни с чем не сравнимое удовольствие. В том случае, когда мое повествование вызвало у вас презрительную усмешку — вычеркните из памяти навсегда!