Вы, так же как и я, не любите шумных компаний и избегаете загонных охот? У вас нет лишних денег, да и не любите вы сидение на вышке? Разумеется, у вас, москвича, в малогабаритной квартире нет собаки? Тогда охота на беляка для вас! Только сейчас, когда в лесу сероватая зелень, а в полях проталины съедают влажный, ноздреватый снег, есть реальный шанс стать обладателем классического трофея. Откройте глаза – время действовать!
Вспомните, конечно, у брата–тестя–друга есть домик–развалюшка километров за сто от Москвы. Уговорите жену и детей встречать Новый год в деревне. Посулите чистый воздух, костер, фейерверк ночью за околицей. Они клюнут. Тем более, что первый телеканал берется везде, топливом вы займетесь сами (около 6000 руб. за куб расколотых березовых дров у местного лесника), а детям дадите пострелять из пневматического пистолета. Путевку надежнее купить в Москве, в районном обществе, чтобы не разыскивать подвыпившего местного егеря.
Итак, вы на месте. Обеспечьте семью всем обещанным, и с чистой совестью – на охоту.
Засидка на зайца.
Пройдитесь накануне днем по полям, избегая тех, что густо заросли полынью высотою по пояс. Зайцы их тоже избегают. Вы обязательно увидите оплывшие старые заячьи следы. Это оставили беляки, русаки в Подмосковье есть, но их мало, и они почему–то жмутся к деревням, граничащим с полями.
Найдите места, где разрыт снег и характерно погрызена мороженная зеленая травка, как будто по ней кто–то прошелся миниатюрной косилкой. Посмотрите, где по берегам обмелевших мелиоративных канав, проложенных когда–то в полях, лежат кем–то заботливо срубленные осинки, их подгнивающая кора испещрена следами заячьих зубов. Попробуйте найти среди массы старых следов наиболее свежие. Есть шанс, что вечером зайка выйдет как раз сюда.
Где устроить засидку?
Посреди поля выросшие за последние 10–15 лет кусты ольхи. Более – менее свежий след проходит из мелкого орешника, мыском вдающегося от опушки леса в поле, к двум гнилым осинкам, лежащим на краю мелиоративной канавы. По пути зайка закусил откопанной травкой, а на сладкое погрыз сладкой коры. Заранее прикиньте, где будет вечером луна, хорошо, если она будет перед вами и за зайцем.
Выбирайте куст метрах в двадцати от следа так, чтобы лунная тень от густого куста закрывала вас полностью. Ветер должен дуть в спину, иначе не высидите. Ваше место здесь. Дело за удачей.
Что одеть?
Если на улице ночью –3, готовьте одежду на –20. Вам нужен раскладной стульчик с туристической пенкой на сиденье, валенки на двое–трое шерстяных вязаных носков (не доверяю я как–то импортным сапогам на якобы –40, вам в них не ходить, а сидеть), варежки с прорезью под указательный палец и пара патронов по вкусу. Я предпочитаю «пятерку» в контейнере.
Во время охоты.
Быстро сгущается белесая лунная темнота. Я бы заранее сделал ямку под ноги, чтобы от сидения на низком стульчике они не затекали. В сумраке колышущиеся ветви кустов на опушке леса навевают трепетные охотничьи мечты. Вот–вот сейчас из них появится зайка, посидит, принюхиваясь, и прыг–прыг! – с легким шорохом потихоньку своим вчерашним следом в поле. Я буду сидеть неподвижно, только расширенные зрачки глаз будут следовать за ним. Медленно–медленно, по миллиметру в минуту, чтобы не опережать движением качающиеся ветви моего куста, я подниму ружье.
Лунная дорожка блеснет на матовой планке, точка мушки упрется в освещенный холодным светом темный силуэт... Завтра утром дети разбудят криками:
– Папа зайца подстрелил! Зайца подстрелил! Ой, какой мягкий! Мне лапку для сметки. И мне лапку! Я тоже хочу лапку! Лапок больше нет, тебе хвостик на шапку.
Я буду позировать с ружьем и зайцем в руках, затем писать в «РОГ» поучения начинающим. А что? Может, и напечатают. Я уже вижу – летит птица славы! Может, и гонорар дадут. Мысли о гонораре приятно согревают, расслабляют и убаюкивают. Взгляд туманится, сознание замирает – и тут резкий треск (или это только показалось?) откуда–то сзади, из мелиоративной канавы.
Слетает сонное оцепенение. Сдерживаю себя, чтобы не вертеть головой. Скашивая глаза, вижу: вот он, мой зайчик! Метрах в пятидесяти, реально конечно дальше, выпрыгивает из канавы и наискосок от меня скачет к лесу.
– Козел ушастый, ты откуда здесь взялся? – безмолвно кричу я ему.
– Козел очкастый, – также безмолвно отвечает он мне.
Не удалось с засидкой – не огорчайтесь. Январская оттепель быстро съедает выпавший в декабре снег. Нам предстоит охота «в узерку».
Охота в узерку.
Для этой охоты подготовьте нетяжелую, непромокаемую, дышащую одежду, так как придется много ходить по опушкам.
В идеале, это термобелье и костюм из мембраны. Впрочем, не зацикливайтесь на одежде, главное – обувь. Если нет дорогих импортных чудо–сапог, подойдут наши, невысокие резиновые, на три толстых вязаных носка. Ноги в них не мерзнут и не преют.
Возьмите с собой на всю поездку в деревню максимум восемь патронов к двустволке, половину с «тройкой» для чока, половину с «семеркой» без контейнера для получока. Больше не надо, вы же не стрелок по бутылкам. Для полуавтомата придумайте свою комбинацию.
Дистанция стрельбы непредсказуема. Рюкзачек лучше не одевать, он сильно греет спину. Сумку на плечо не брать ни в коем случае, она будет цепляться за ветки. Фляжку оставьте дома, нужды в ней нет. Термос только для похода с детьми в лес. Меховая шапка для этой охоты не годится.
Выходить рано не надо. Выспитесь в законные выходные, убить ноги все равно успеете. За утренним чаем послушайте, как местный Василич с гончаком и новоиспеченным охотником–москвичом гоняют зайчика за околицей. Когда зайчик убежит, а охотники заведут задушевный разговор на завалинке, вам пора выходить. Вспомните, где леса перемежаются с полями. В Подмосковье это типичная картина.
Где искать?
Поля, как правило, неширокие, но тянутся одно за одним среди небольших лесных массивов. Пройдитесь по разведанным заранее местам жировок. Отлично, если где-то недалеко на опушке вы найдете поваленные осинки со следами заячьих погрызов. Значит, зайчик нашел здесь и обед, и десерт, и далеко от столь кормного места по своей воле не уйдет.
Теперь осмотритесь вокруг, угадайте, где он лежит? Даю наводку – в километре, на опушке виден бурелом. То ли какая-то древесная болезнь, то ли торф горел под землей. Ваш зайчик там. Не провалитесь в мелиоративную канаву от нетерпения, он подождет.
Пройдитесь вдоль бурелома со стороны поля. Русский заяц, как русский человек, – зря по бурелому ползать не будет и дальше первого подходящего места не пойдет. Это место: пожухлая крона упавшей сосны, уютная пещерка под толстым поваленным стволом. Беляк не терпит сырости. Он маскируется от взглядов сверху и с боков.
Вздрогнули, увидев зайца!? В спине холодок, а вдруг убежит? Не убежит, на зеленый мох леса его не пустит инстинкт, в поле для него тоже полно опасностей. Бог дал вам зайца к Рождеству, примите его в лучшем виде. Метров с двадцати, не ближе, стреляйте «семеркой» и шкурка не будет испорчена пятнами крови. Не ошибитесь от волнения стволами.
Дома обязательно сфотографируйтесь на фоне леса с зайцем и ружьем в руках. Объясните жене, что в кадр не должны попасть предметы цивилизации и постройки. Голова, ноги и руки в кадре не должны быть обрезаны. Композиция должна быть уравновешенной, но не строго центричной. Не смотрите прямо в объектив. Если удачно получится, пошлите фотографию в «РОГ».
А если заяц не будет сразу обнаружен? Значит, вам предстоит проявить «полазистость и нестомчивость» (меткие термины XIX века), облазив бурелом сначала по периметру, а затем вдоль и поперек, заглядывая подобно грибнику в потенциально пригодные для зайчика места. Не нашли? Есть тысяча причин, почему зайки сегодня здесь не оказалось.
Может, вчера тут прошел такой же «полазистый и нестомчивый». Смотреть надо было не только за заячьими следами.
Ближе к концу дня начинает смеркаться. Охота «в узерку» возможна только при отличной видимости, поэтому возвращайтесь домой. Тем более, что общение с семьей требует времени, а те восемь патронов, что вы взяли с собой, не подразумевают ежедневной стрельбы.
Добыв подмосковного зайца, удовлетворитесь успехом. Второй заяц не приносит столь сильных впечатлений.