Лисы со дня открытия охоты вели себя под гончими строго, уходили от преследования резкими и прямолинейными бросками.
Под вязкими собаками долго не ходили, как правило, немедленно норились.
В Балаковском районе Саратовской области есть с десяток превосходных дипломированных ягдтерьеров, но повлиять существенно на сокращение популяции лис они не в состоянии. Только целенаправленный промысел и программа комплексной борьбы с лисицей способны сдержать популяцию хищника. Проблема лишь в том, кто бы ее разработал, оплатил и реализовал.
Отдельная тема – лисы и снегоходы. В современных реалиях снегоходчики, если судить по сведениям от скупщиков меха, добывают до 90% от общего числа изъятых в сезон лис. Если бы вместе с лисами мотострелки не выбивали и всю прочую живность…
Постепенно ресурс охоты на лису со снегоходов «прибирается к рукам» руководством охотхозяйств и егерями. Продажа охоты со снегохода становится статьей дохода. Нарабатываются некие нормы поведения, за нарушение которых не судят, не четвертуют, а просто отлучают от охоты в хозяйстве.
К слову, именно отлучение от права на нахождение в хозяйстве является самой эффективной мерой борьбы с браконьерством и «шалостями». «Черные списки»… «крысы» – ведь давно и всем известны…
Русаки сохранили свое присутствие по всей территории. Традиционно в течение осенне-зимнего сезона они смещались из открытых степей к речонкам, озеркам, лесополосам, деревенькам, тем самым замещая выбитых собратьев. Частные охотхозяйства охоты на зайца не культивировали, массовых охотников к себе не пускали.
В сложившихся условиях частники сконцентрированы на освоении лицензий на копытных. Добыть кабанчика проще, для хозяйства доходнее. Хотя и с охотой на русака у частника есть определенные подвижки. Например, для владельцев кровных гончих выделены приличные участки угодий.
Экономическая составляющая данного направления весьма скромная, но перспективная. Собачники, без сомнения, относятся к числу эстетов охоты. Это своего рода интеллигенция охотничьего сообщества.
Со временем, настрелявшись полудомашних кабанов, «новые» охотники неизбежно качнутся в сторону более сложных и более творческих охот, например, на русака или лису с гончими, на русака троплением, на лису с норными. Устроить достойную охоту с гончими – это «высший пилотаж», пока не востребованный и не оцененный. Но всему свое время… Для начала, прежде чем «продавать» охоты с собаками на лис и зайцев, надо эти охоты завести, отладить. К прогнозируемому спросу коммерсанты должны готовить предложения.
Если у частников дела, безусловно, продвигаются, то руководящие органы общественников заняты тем, что «вещают» о скорой ликвидации. Откуда происходит паника, кто ее культивирует? В худших традициях кулуарности ведется яростная борьба за … Да кто их поймет, за что!
«Росохотрыболовсоюз» и его структурные подразделения можно с легкостью заносить в число самых секретных ведомств страны. Что год грядущий принесет? Все ли будет окей?
Статистика. За четыре месяца сезона (120 календарных дней) автор выходил на охоту порядка 35 раз. Добыто лично 18 русаков и 6 лисиц. Охотился с второпольным русским пегим выжлецом. Из-под собаки взяты 10 зайцев, 8 добыты «с подъема». В целом, по консолидированному мнению гончатников, сезон для собак оказался не благоприятным.
Самотопщики также не достигли привычных показателей, причем зайца было не меньше, чем в обычные годы. Сказалось, что в сезон случилось считанное число порош.