Смерть как привычка. Трагедии животных на дорогах

Отправляясь на отдых, путешествуя по стране или совершая деловые поездки, мы подчас не задумываемся об опасностях, подстерегающих нас в пути. Качество покрытия автомобильных дорог становится все лучше, их протяженность увеличивается, скоростные характеристики современного транспорта возрастают, и нет этому предела

В результате ДТП, которых становится все больше, гибнут не только люди, но и животные. Бывает, походя убив или искалечив последних, мы не принимаем мер противодействия этому.

Находясь за рулем автомобиля уже 25 лет, я не перестаю удивляться невнимательности, беспечности, наплевательскому отношению некоторых людей, севших за руль, к родной природе, не предпринявших ничего, чтобы избежать столкновения на дороге с мелкими животными. Особенно это касается молодых, бесшабашных водителей на скоростных иномарках, мчащихся по прекрасно асфальтированным дорогам с бешеной скоростью, ничего не замечая вокруг. Проехав по дорогам европейской части страны не одну тысячу километров, я многие годы фиксировал смерти животных, погибших по вине нерадивых водителей. И вот какие закономерности выявил.

Превышение скоростных пределов, условия плохой видимости, темнота — главные виновники гибели зверей. Чем асфальтовое покрытие качественнее, тем скорость автомобилей выше, и наоборот. Грунтовые дороги «спасают» животных, на них при всем желании не очень-то разгонишься. Подъемы несколько замедляют скорость, спуски увеличивают ее. Туман, дождь, снег, гололед заставляют водителей передвигаться с большей осторожностью. Прямые, ровные дороги без особых выбоин, с интенсивным движением днем и ночью, особенно среди крупных лесных массивов наиболее опасны для животных. В весенне-летний период размножения и расселения молодняка и осенью во время гона крупных животных гибнет несравненно больше, чем зимой.

Одна из веских причин — открытие и закрытие дачного сезона и периода отпусков, когда отвыкшие от дороги водители направляются восвояси. На трассе протяженностью 360 километров, на север от Московской области, за село Брейтово Ярославской области, в течение 12 лет я периодически, во все времена года и при разных условиях погоды, учитывал всех замеченных на асфальтовой дороге и у обочин погибших от столкновений с транспортом животных, будь то пресмыкающиеся, птицы, или млекопитающие, давностью от совсем свежих до уже утилизируемых падальщиками в течение 4–5 дней. Подсчитывал я также приблизительное количество насекомых, разбившихся о радиатор, капот, ветровое стекло моей машины, и, насколько это возможно, определял их видовой состав.

Насекомые гибнут в огромных количествах, причем в жаркие ясные солнечные дни лета, при слабом ветре или его отсутствии с 9:00 до 17:00. В пасмурные, ветреные дни их гораздо меньше, в дождь и холод практически нет совсем. Это прежде всего шмели, пчелы, осы, слепни, крупные жуки (усачи, бронзовки, хрущи), у водоемов стрекозы, в меньших количествах мухи, еще реже бабочки (белянки, лимонницы, крапивницы), в сумеречное время бражники и другие ночные бабочки. Из-за сильных завихрений потока воздуха, создаваемых машиной, в период массового выплода бабочек, особенно у луж, в массе гибнут боярышницы, ленточники, переливницы. Количество разбившихся о машины насекомых резко возрастает с пересечением дорогой цветущих полей, лесных полян. В среднем, на 100 километров пути в это время насчитывается не менее 30–40 погибших крупных насекомых.

На втором месте находятся земноводные, и в первую очередь жабы и лягушки. Заметив приближающийся автомобиль, особенно в свете фар, жаба приседает на асфальте, как бы затаиваясь, и, в отличие от лягушки, которая старается отпрыгнуть от опасного места, не делает никаких попыток отползти в сторону. В массе, во время икромета, страдают лягушки, пересекающие дороги и греющиеся на теплом асфальте, по низинам, залитым вешними водами. Так, на 100 километров пути в апреле насчитывается до 20–40 свежераздавленных жаб и лягушек. Ужи, змеи, ящерицы страдают реже, впрочем, и в природе они встречаются нечасто. Они выползают на нагретый за день асфальт в светлое время суток, летом и в сентябре, пересекая дорогу в поисках сбитых насекомых и удобных мест для предстоящей длительной зимовки. Как правило, это единичные встречи (1–2 на 100 км пути).

Птицы, особенно воробьиные (зяблики, трясогузки, воробьи, мухоловки), вылетающие на дорогу выводками, табунками, сбиваются машинами постоянно (2–3 на 100 км пути), особенно в период расселения молодняка. Асфальтовые дороги привлекают их обилием живых и погибших насекомых и потерянным зерном во время вывоза собранного урожая. Гораздо реже гибнут сороки, галки, грачи, сойки, успевая вовремя отскочить или отпорхнуть на обочину от мчащегося автомобиля (1 птица на 100 км пути). Ни разу не наблюдал гибели от машин ворона и в редчайших случаях вороны, хотя эти два вида птиц, особенно поутру, регулярно облетают свои территории и зорко осматривают не только асфальтовые, но и железные дороги в писках сбитых животных. В темное время суток ослепляются фарами и гибнут совы (болотная, ушастая, серая, реже длиннохвостая неясыти), вальдшнепы, козодои. Несмотря на то что глухари, тетерева, рябчики, куропатки часто посещают обочины дорог в поисках гастролитов, по своей природной осторожности вовремя замечают опасность и гибнут редко.

Мелкие звери страдают от транспорта чаще в августе — сентябре, в период расселения молодняка. Пожалуй, на первое место можно поставить ежа, который ночью обожает столоваться сбитыми за день насекомыми и так же, как жаба, не убегает из опасной зоны, а затаивается на проезжей ее части, попадая под колеса автомобилей. На втором месте, несомненно, находится енотовидная собака. Страдают от транспорта, как правило, молодые животные, но и взрослым особям в ночное время достается нередко, причем даже зимой, в период длительных оттепелей, и весной во время гона. Гораздо реже под колеса попадают лисицы, среди лесных массивов зайцы-беляки, белки и куницы, в полях зайцы-русаки, горностаи и ласки.

Больно, обидно и досадно видеть животных, напрасно погибших по вине невнимательных и бесшабашных водителей! Временами, в зависимости от сезона, в пересчете на одну сотню километров пути встречается 2–3 таких млекопитающих. В районах пересечения дорог с небольшими речками, реками, озерами, болотистыми низинами регулярно отмечается гибель в ночное время ондатр, норок, бобров (0,2 особи на 100 км пути). В местах населенных пунктов, несмотря на ограничение скорости 50–60 км в час, гибнут собаки, куры, а особенно кошки, обожающие перебегать дорогу не только транспорту, но и пешеходу.

Трагичный и вместе с тем курьезный случай произошел среди обширных полей недалеко от населенного пункта близ города Новый Некоуз Ярославской области. В светлое время суток, при хорошей видимости, прямо на асфальте посреди дороги иномарка сбила насмерть взрослую дойную корову, коих на всем протяжении пути 400 км можно насчитать едва ли пять голов.

В районе с весьма интенсивным движением транспорта по Ярославскому шоссе и скоростным окружным дорогам, по всем направлениям пересекающим территорию Пушкинского охотхозяйства МООиР, по устному сообщению охотоведа В.А. Фоменко, за год гибнет до десяти, а иногда и значительно больше лосей, чуть меньше кабанов, в основном молодых животных.

К концу зимы и ранней весной, в сумерках и на рассвете, регулярно отмечаются небольшие группы и одиночные лоси по обочинам дорог общего пользования. За долгую зиму использовав запасы кормов в основных зимовочных стациях, копытные вынуждены кормиться в богатых ивняками придорожных кюветах, на виду у сотен автомобилистов, иногда совершенно неожиданно пересекая трассу. В местах постоянных переходов крупных копытных установлены соответствующие знаки, на которые водитель обязан обращать внимание, но все же на любой дороге, особенно при плохой видимости и в темное время суток надо быть крайне осторожным.

За наезд на мелких и крупных теплокровных животных предусмотрена ответственность в виде возмещения ущерба госохотфонду: за лося в размере 80 тысяч рублей, за кабана — 30 тысяч рублей. Не покидая места ДТП, включив аварийку и выставив предупреждающий знак, водитель обязан сообщить о происшествии по телефону 112, далее информация поступит в ГИБДД, в Госохотнадзор, в общество охотников, на территории которого произошел наезд. Если документы о ДТП оформлены правильно, ущерб за сбитое животное должна покрыть страховая компания ОСАГО. Разбитый транспорт хозяин обязан чинить за свой счет.

Как же избежать всего этого? Истина проста: не превышайте разрешенных скоростей, особенно в сумерках, когда фары не так интенсивно высвечивают ленту дороги, а передвижения животных по угодьям наиболее интенсивны. Внимательно всматривайтесь как можно дальше в придорожную полосу справа и слева от дороги, особенно если она заросла высокой травой или кустарником.

Притормаживайте, сигнальте и по возможности объезжайте замеченных на дороге животных, будь то бабочка, лягушка, или маленькая птичка на вашем пути. Все хотят жить!