Вряд ли найдется человек, который бы не желал, чтобы в нашем доме было чисто, чтобы люди, звери и птицы не горели в домах, лесах, залитых нефтью, и не тонули бы в мазуте, чтобы мы пили чистую воду и дышали свежим воздухом. Бывая на охоте, рыбалке или на природе, мы часто натыкаемся на кучи мусора и свалки вдоль дорог, в лесу, на берегах рек и озер. Все это творение рук человеческих.
К сообщениям об очередных техногенных катастрофах, авариях, взрывах и пожарах в жилых домах с гибелью людей мы стали относиться буднично — приучили. Если что случится, то мы с «гордостью» заявим: подобному нет аналогов в мире. Например, рванул Чернобыльский реактор, и весь мир содрогнулся. В ликвидации последствий приняли участие более 600 тысяч человек, многие из них получили дозу, болели, умерли и продолжают болеть и умирать. А про них говорят: кто вас туда посылал? Утонул лайнер «Адмирал Нахимов» с пассажирами (только гибель «Титаника» может с этой трагедией сравниться); сгорели заживо пассажиры двух поездов из-за прорыва продуктопровода; у теплохода снесло верхнюю палубу вместе с отдыхающими, когда он врезался в мост на Волге; погибли две атомные подлодки «Комсомолец» и «Курск». И мы задаемся вопросом: «Почему?» Я неоднократно обращался к этой теме. Мне могут возразить: все перечисленные катастрофы произошли в прошлом веке. Но и в наши дни их не меньше, они трагичны, и о них следует говорить.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ
Апрель 2006 года. Браконьеры Китая заразили Амур бензолом. По данным ученых и эколога А. Яблочкова, семь лет нельзя пить воду, ловить рыбу, но ее ловили и ели.
Июль 2006 года. Авария ракетоносца «Днепр». Казахстану нанесен ущерб. Правительство РФ его возместило. По траектории полета ракетоносцев почти до самого восточного края России все «орошается» несгоревшим топливом от отделяемых ступеней ракет. Из материалов этих ступеней люди строят сараи, гаражи и лодки. Результат этого — рождаются «апельсиновые» дети (с желтым цветом кожи).
Август 2006 года, Мордовия. Восемь вагонов с техническим этиловым спиртом сошли с рельсов. Жители близлежащих селений болели и обращались к врачам. Диагноз отравления не ставился. Пробы воды и воздуха скрывались. Подобная авария случилась годом раньше в Тверской области. Там сошли с путей цистерны с нефтепродуктами. Было залито несколько гектаров земли. На этих лугах пасутся коровы местных жителей. Сюда любят наведываться московские охотники на дупеля. От властей только и слышали, что проводится ликвидация последствий, угрозы населению нет.
Сентябрь 2006 года, Иркутская область. Разлив нефти у с. Б. Елань. Нефть воспламенилась. Выгорело 12 га леса,залитого нефтью.
Октябрь 2006 года. По проекту «Сахалин-2» иностранные компании, разрабатывая месторождения нефти и газа, не позаботились об экологии острова, хотя по соглашению обязаны были это сделать. Ущерб составил 50 млн долларов.
Декабрь 2006 года. Прорвало канализацию на Рублевке. Плавали машины. В Москву-реку попало 15 тысяч куб. м нечистот. Власти четыре дня молчали.
Январь 2007 года. Прорыв нефтепровода в Саратовской области. Вылилось 200 млн тонн нефти.
Январь 2007 года, Приморский край, Хакасский район. Экологическая катастрофа. Китайские браконьеры для облегчения лова лягушек отравляли реки и речушки на нашей стороне. Гибла икра ценных пород рыб и нерестилища. Росприроднадзор и пограничники не в состоянии были справиться с ними.
Март 2007 года, Алтайский край. Взрыв на испытательном полигоне завода по производству ракетного топлива.
Ноябрь 2007 года. В Керченском проливе во время шторма затонуло с десяток кораблей, погибли люди. В море вылилось до 6 тысяч тонн нефтепродуктов, на дно ушло 7 тысяч тонн серы. Как это могло случиться? Объяснения детские: не все своевременно получили штормовое предупреждение, и корабли не вышли в море. Суда частные. Как заявляли хозяева, если по каждому предупреждению выводить суда в море, то можно разориться. На ликвидацию последствий потребуется 10 лет и 4 млрд рублей. По словам академика А. Яблочкова, в России ежегодно выливается нефти на землю, в озера и реки до 5 млн тонн.
Август 2009 года. Промышленно-техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Погибло 75 человек персонала станции. Убытки по восстановлению ГЭС миллиардные.
Апрель 2016 года. На окраине Нижнего Новгорода горит огромная свалка бытовых отходов. Местные жители вынуждены уплотнять окна. Они задыхаются от смрада. Это происшествие удостоилось показа по каналу НТВ. Власти, как всегда, не могут понять, кто вывозит мусор, а на ликвидацию горящей свалки у них нет денег. В стране ежегодно скапливается около 6 млрд тонн бытовых отходов. По признанию бывшего главы администрации президента РФ С. Иванова, «у нас в стране нет ни одного современного предприятия по переработке бытового мусора».
ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ
Внезапное потепление, безусловно, всех обрадовало. Особенно охотников, рыбаков и дачников. Но эту радость, к сожалению, омрачают пожары. В 2015 году только в Бурятии выгорело дотла 200 тыс. га, а подверглось пожару 2 млн га. Лес самостоятельно восстановиться уже не сможет. В мае 2016 года заполыхали уже тысячи гектаров леса в Сибири и на Дальнем Востоке, да так, что вынужден был вмешаться президент В.В. Путин. А Рослесхоз в начале марта сего года выпустил новые правила пользования лесными ресурсами. Согласно документу, срубить сухое дерево для костра считается «незаконной вырубкой деревьев», а сбор хвороста и валежника приравнивается к хищению. Получается, что выезд на охоту, рыбалку или пикник возможен только со своими дровами или… заключай договор в местном лесничестве, а иначе нарвешься на крупный штраф или лишение до двух лет свободы.
И что на это народ скажет? Да гори все синим пламенем! В 99% возгораний виной человеческий фактор. Вот и жжем где по недомыслию, а где и по злому умыслу.
Я вспоминаю свое послевоенное детство, когда лесники поощряли сбор хвороста и сухого валежника. А засохшие деревья наши отцы и старшие братья пилили по очереди на топку. Я не раз писал, что, проезжая по трассе «Дон» или в аэропорт «Шереметьево», удивлялся количеству поваленных деревьев. Да, подмосковные леса завалены упавшими сухими деревьями, что уж говорить о Сибири и Дальнем Востоке! Нужно поощрять работы по очистке леса, а не грозить суровыми наказаниями. Ежегодный ущерб от природных пожаров составляет более 20 млрд рублей. Вспомним, как мы задыхались в 2010 году от дыма и смрада горевших лесов и торфяников в Подмосковье. Удивляет, как «вдумчиво» наши чиновники пишут «различные документы и составляют грандиозные» планы. Сегодня уже полыхают леса от Приморья и до Урала.
НОВЫЕ ВОДОХРАНИЛИЩА
В Амурской области планировали возведение Нижнезейской, Селемджинской и Гилюйской ГЭС. Их водохранилища окончательно перекроют извечные основные пути осенне-зимних и весенних миграций косули, так как в несколько раз увеличится ширина водной преграды. Кроме того, будет затоплена и уничтожена большая часть основных зимних кормовых стаций, без которых животные обречены на гибель. Массовая гибель косуль наблюдалась при заполнении водохранилищ Зейской и Красноярской ГЭС. В первом случае сразу же утонула едва ли не вся правобережная группировка (около 10 тысяч особей).
При «форсировании» животными Красноярского водохранилища только за три первых года с начала затопления местная популяция косуль сократилась с 66 000 до 6 000 голов. Весной продолжали всплывать трупы погибших животных. Браконьерам никогда бы не удалось уничтожить столько животных. Если уж есть большая потребность в электроэнергии, то стройте атомные станции, но не губите животный мир и природу. Сегодня косуля в Красноярском крае утратила статус массового охотничьего вида. По определению А. Данилкина, косуля — вечный продовольственный ресурс, важнейший элемент продовольственной безопасности региона (я бы добавил — безопасности леопардов и тигров, о которых так заботятся наши власти). Не меньший урон был нанесен популяциям осетровых, сиговых и лососевых рыб. Руководство МПР эти планы не настораживают.
ХИЩНИК — ЖЕРТВА: ГДЕ ГРАНЬ?
Как отмечает охотовед Ю. Дунишенко (Охота и охотничье хозяйство № 12, 2015 г.), «в настоящее время охотпользователи буквально стонут: местами следов тигра больше, чем следов копытных». Кроме леопардов и тигров, в России около 60 тысяч волков и не менее 200 тыся медведей. Природа не может прокормить такую ораву, хищники выходят к деревням в поисках кормов и представляют угрозу жизни местных жителей. Я заглянул в государственный документ «Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и развитие охотхозяйственной деятельности в Российской Федерации до 2030 года» и прочел следующее: «По мнению ученых, в настоящее время в большинстве регионов Российской Федерации нарушен оптимальный для ведения охотничьего хозяйства баланс между хищниками и их жертвами.
Ежегодно в стране от волков погибает не менее 470 тысяч диких копытных животных (34 тысячи лосей, 140 тысяч северных оленей, 123 тысячи косуль, 40 тысяч кабанов), почти три миллиона зайцев и 70 тысяч бобров, а различных сельскохозяйственных животных общей биомассой около 400 тонн. Без принятия неотложных мер по регулированию численности этого хищника прогнозировать существенное увеличение численности диких копытных не представляется возможным».
Напомню, в 2011 году в России было добыто 157 тысяч копытных. Выходит, мы занимаемся ведением охотничьего хозяйства ради прокорма хищников?
Наводнения, пожары, взрывы бытового газа в жилых домах, непродуманные планы чиновников — все это звенья одной цепи, сопровождаемые гибелью людей, диких животных и загрязнением природы. Мы себя тешим тем, что, слава Богу, у нас воды много и есть чем тушить. Байкал, мол, наша гордость! Гордимся, что водой Байкала можно напоить полмира. Если воду Байкала разделить на всех россиян поименно, то каждому достанется 166,4 тысячи куб. м. Пей, купайся! Чтобы перевезти такое богатство, одному гражданину потребуются 2773 железнодорожные цистерны емкостью по 60 тонн. Стоимость всей воды в Байкале составляет в сегодняшних ценах 236 трлн долларов. Но нас почему-то не беспокоит, что Байкал просит помощи. Уровень воды снизился на один метр, и оголилась дельта реки Селенга на 200–300 метров. Зафиксировано резкое сокращение омуля. Он уходит на нерест, а вернуться в озеро не может. Это отрицательно повлияло на кормовую базу байкальской нерпы, которая из-за запрета охоты на нее значительно расплодилась. Нарушилась пищевая цепочка, и нерпа стала болеть. Из-за обмеления озера бурно пошла в рост водоросль спирогира.
Про мусор и «лигнин» (отходы целлюлозного производства) по берегам Байкала я молчу. Хорошо, что наш президент понимает всю пагубность прокладки нефтепровода по берегу Байкала и отодвинул трубу на 400 км севернее озера. Не сделай он этого — то ли еще было бы. А тут новая угроза. Власти Монголии планируют строительство трех ГЭС на Селенге и ее притоке. Это может окончательно погубить Байкал, его ждет судьба Аральского моря.
ВОЛГА ВОПИЕТ
Волга-матушка молит о пощаде. Она мелеет, заиливается. Корабли с большой осадкой по ней местами не могут пройти. Смешно наблюдать, как лайнеры подходят к мелям, высаживают пассажиров, те обходят, объезжают мелководье, снова садятся на лайнер и продолжают путешествие. Леса по берегам Волги вырубаются и все застраивается коттеджами. А население приволжских областей уже страдает из-за нехватки воды, да и та, что течет из кранов, низкого качества.
В Смоленской области с 2012-го по 2015-й год Днепр обмелел на 1 метр; река Белая за последние 30 лет уменьшилась вдвое; наблюдается резкое падение воды в Иртыше и Амуре. Ученые из отряда «одобрямс» успокаивают: это, дескать, связано с цикличностью. Напомню читателям, что водой покрыто 70 % планеты, но пресной воды у нас всего 3 %, и большая ее часть находится на территории России. К середине XXI века около 3 млрд человек будут испытывать дефицит питьевой воды. Уже сегодня мировой оборот рынка питьевой воды оценивается в 500 млрд долларов. А к середине века он увеличится многократно, и вода будет на вес золота. А.Ткачев, бывший министр сельского хозяйства РФ, предложил проект переброски пресной воды из Алтайского края в объеме 70 млн куб.м в Китай через Казахстан. Но это предложение, как мне думается, пока преждевременно и нуждается в тщательной проработке. Да, с ее запасами пресной воды и возможностями выращивать зерновые Россия может стать кормилицей и поилицей миллиардов населения планеты.
Обидно слышать, что среди цивилизованных стран по продолжительности жизни мы находимся не в первых рядах. Например, наши мужчины еле доживают до пенсионного возраста, а в Исландии они живут на 20 лет дольше. Хотя климат в Исландии не лучше нашего. Секрет прост. Они пьют чистую воду. А вот в наших водах даже купаться порой опасно для жизни.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Назрела необходимость создания Государственного комитета по экологии. Министерству природных ресурсов и экологии эту заботу доверять нельзя. Для МПР экология — обременительный довесок. Иначе недалек тот день, когда мы захлебнемся нефтью или утонем в собственных фекалиях. Никто же нам не говорит, сколько ежегодно тратится средств на всевозможные «ликвидации».
Нас будут убаюкивать, что вода и почва очищены, вредные вещества собраны и утилизированы. Но мы со школьной скамьи помним «Закон сохранения веществ»: все остается в земле, и этой «утилизацией» мы будем дышать, будем ее есть и запивать ее «отфильтрованной» водой.
С. Иванов, будучи главой Президентской администрации, на открытии в Приморье экологического тоннеля под перевалом, где проходит леопардовая тропа, признал: «К сожалению, у нас, может быть, не в том объеме, как раньше, но продолжается хищническое истребление лесов. Если резюмировать, по-моему, настало время в России прибраться». Ситуация требует необходимости заняться воспитанием народа, прежде всего детей в школе, требует усиления лесной охраны и принятия нового закона «Об охоте». Этим надо заняться уже сегодня.