Возможно, я не оправдаю надежд многих охотников, но оставлю на потом всегда востребованные вещи - такие как стрельба на утиной охоте, технические приемы обработки быстролетящих целей и все остальное, что волнует стрелка при виде налетающих на него табунков уток.
Много лет я отдал не только охоте, но и стендовой стрельбе, имею весьма солидный спортивный и тренерский стаж, могу делать определенные выводы о стрелковой подготовке большинства охотников и давать советы, чтобы праздник открытия утиного сезона не омрачился из-за неаккуратного обращения с оружием.
С этого и начну разговор. Многие водоемы и болота на день открытия буквально напичканы охотниками. Быть осыпанным дробью на таком сафари не редкость, благо, если сверху, хуже, если по прямой или рикошетом…
Здесь следует заметить, что многие охотники, для которых традиционная утиная дробь «пятерка» (а кому-то и «тройка» в левый ствол) в самый раз, в августе явно перебарщивают с подбором снаряда. «Семерка» будет много эффективнее, а главное, безопаснее для окружающих в угодьях, где в первые выходные полный аншлаг.
Возможно, кто-то посмеется, а кто-то назовет покупку очков для стрельбы пустой тратой денег, но обезопасить свои глаза от дроби с соседнего шалаша все-таки нужно. Есть весьма недорогие модели, причем со сменными цветовыми фильтрами, что может в ряде случаев не только выполнить защитную функцию, но и улучшить восприятие цели (утки) в сумерках на фоне растительности и при неблагоприятной освещенности.
Стрельба на перелетах утром, как правило, происходит из скрадка, вечером шалаш городить необязательно, но укрыться за кустом или куртиной камыша приходится. Позаботьтесь, чтобы под ногами было поплотнее, потерять равновесие от отдачи даже легким патроном, когда сапоги крепко завязли в грязи, удовольствие не из приятных, да и контроль над ружьем потерять можно, а там еще настрелянный патрон остался — всякое случиться может.
К мерам безопасности добавлю пару слов о стрельбе. Из укрытия часто первый посыл при вскидке ружья почти вверх, стенки шалаша по-другому сделать не позволяют. Отработайте такие движения дома, много пользы на охоте будет.
Определенные угодья позволяют охотиться с подхода. Если есть дельная собака, то охотник по поведению ушастого помощника понимает, что скоро придется стрелять, и снимает ружье с предохранителя. Много сложнее (в плане безопасности), когда охота проходит самотопом, да еще с напарником. Здесь ружье всегда в полуготовности. Многие говорят: «Успею снять с предохранителя при вскидке!»
Не верю таким ловкачам, да и травму большого пальца от рычага затвора классической двуствольной переломки при «недовкладке» получить можно. Самое надежное — палец на спуске не держать, а как бы сбоку спусковую скобу прикрывать. Напарнику, что слева, лучше немного отстать, ведь стволы ружья охотника, что правее, все-таки немного смотрят в левую сторону. Как говорится, береженого Бог бережет.
Про добор подранка. Как метко ни стрелять, да нужным патроном, да с правильным дульным сужением, а часто в руки дичь попадает живой. Долг охотника — как можно быстрее прекратить мучения птицы. Конечно, дострел не всегда получается, но крутить шею, уверяю, не лучший выход; бить стволами или прикладом нельзя, может оказаться опасным для жизни. Рациональнее взять утку за туловище и резко махом ударить головой о ложе. С деревом приклада ничего не случится. Понятное дело, это не из приятных, по возможности достреливайте подстрела на воде.
О ружейном погоне, проверенных антабках, о постулате «считать ружье всегда заряженным, в любых обстоятельствах и состоянии ружья (открытым, с отведенным затвором) в сторону людей не направлять» — это должно быть в крови каждого охотника.
Вот страху нагнали, можно и о стрельбе на утиной охоте поговорить.
Стрельба августовской утки влет не требует высокой кучности и сгущения к центру дробовой осыпи. Куда важнее равномерное распределение дроби в зоне выстрела. Кучности 50 %, без ярко выраженного насыщения попаданиями центра дробовой осыпи вполне хватит, чтобы не бояться, что дробь обнесет дичь. Количества дробин № 7 в 28 г, а тем более в 32 г окажется более чем достаточно, чтобы надежно поразить крупную и мелкую утку даже при весьма посредственной равномерности дробовой осыпи.
Теперь о технических приемах стрельбы на перелетах. Чаще всего приходится стрелять, если не зевать, по налетающей дичи. Обычно утка летит спокойно, выбирая место отдыха или кормежки, редко, когда на высокой скорости пронесется одиночка или вертлявый в полете чирок. Так что суета противопоказана, утку обычно замечаешь издалека, и фактор неожиданности, как правило, отсутствует.
Поводка при любой манере стрельбы имеет место, но не следует заранее, вне зоны дробового выстрела начинать сопровождать приближающихся уток стволами ружья. Кроме опасности быть замеченным, охотнику может оказаться затруднительно точно среагировать на изменение траектории полета, когда дичь уже окажется в пределах досягаемости. Начинать обрабатывать цель рациональней на дистанции меньше 30–35 м, если, конечно, дичь приближается к охотнику, а не проходит стороной. Во всяком случаи временной период поводки должен укладываться в 1–1,5 секунды (максимум две). Выравнивать угловую скорость поводки с перемещением дичи и четко обозначать упреждение рационально в пределах выстрела до 20–25 м и только по спокойно и ровно летящим уткам. Но при этом для второго выстрела уже следует применять другую манеру стрельбы, более энергичную поводку, производя выстрел, обгоняя дичь и уходя вперед, не пытаясь вновь «уравняться» с напуганными первым выстрелом утками.
Актуальна стрельба с укороченной поводкой, что-то близкое к выстрелу навскидку, в конечной фазе движения. Такая стрельба не только претендует на определенную универсальность, но и весьма продуктивна, при этом требует хорошей подготовки и умения стрелять с двумя открытыми глазами. Кроме этого, хорошим подспорьем будет согласованно-синхронная работа левой руки и корпуса стрелка, где руке отводится управляющая роль поясничным и плечевым отделами корпуса стреляющего, но при этом строгая фиксация положения левой руки относительно линии плеч и лица стрелка.
Если говорить об упреждениях, то точно определить их величину возможно, когда угловая скорость поворота системы «стрелок — ружье» равна боковому смещению дичи. На 30 м по спокойно летящим уткам это примерно 1–1,25 м (боковой выстрел). При этом данная величина уменьшится при другом угле выстрела, увеличении скорости поводки, уменьшении дистанции стрельбы. Также полезно посмотреть через прицельную планку ружья, как это упреждение будет выглядеть на 30 м под различными углами. Так или иначе, но от данной величины следует отталкиваться с определением выноса впереди цели, соизмеряясь с расстоянием до дичи, с ее скоростью полета, с быстротой поводки, манерой стрельбы.
И принимать как аксиому: выстрел (нажатие на спуск) только в движении ружья, перемещение ружья лишь работой корпуса, сохранение прицельной линии и, конечно, стрельба в меру. И не забывайте о безопасности!
ОТ РЕДАКЦИИ
Мы ценим советы опытного охотника-утятника и профессионала в стендовой стрельбе Юрия Александровича. И, тем не менее, хотим кое-что уточнить и добавить.
Что на оптимальной дистанции «семерка» — это универсальная дробь на летнем открытии охоты, не подлежит сомнению. Однако и она оставляет бесполезно погибающих подранков на дистанции свыше 40 метров, а в азарте можно и на такую дистанцию выстрелить, особенно из второго ствола. Поэтому, на мой взгляд, оптимальна «семерка» в правый (нижний) ствол, а «пятерка» — в левый (верхний). Про автоматы и «автоматчиков» умолчу, для опытного стрелка они излишни. Пропуделяв дуплетом, охотник в азарте посылает вдогонку еще и еще выстрелы, зачастую уже за пределами верной дистанции.
Достаточно пройти с опытной подружейной собакой после открытия по местам, где были автоматные очереди, чтобы убедиться, сколько там раненых и ненайденных уток, особенно если у стрелков не было четвероногого помощника.
Совет один: не стреляйте дальше 35 метров по неудобно летящим уткам или там, где она упадет в непролазные крепи, а у вас нет собаки. Никогда не огорчайтесь, что не произвели выстрел. Пропустили, прозевали — ничего страшного. Огорчайтесь потерянным подранкам!
Не всегда и не везде утром стрельба ведется из скрадков. Опытный охотник заранее, до открытия, проводит разведку и определяет места, куда идут утки на дневку и на ночевку, либо ищет трассы их перелетов, определяя удобные места «стоек», как говорил С.Т. Аксаков. При выборе мест надо руководствоваться удобством стрельбы и мест предполагаемого падения дичи.
Теперь о снятии ружья с предохранителя. Отец выработал у нас с братом навык всегда снимать ружье с предохранителя в момент вскидки или за долю секунды до нее, причем на любых охотах, и это уже вошло в привычку.
Добивать подранков о приклад не советую. Неприятно об этом писать, но проще, как писал Аксаков, прикалывать ножом (в голову). В остальном все советы автора очень ценны.
Сергей Фокин