В конце 1960-х — начале 1970-х годов на Москве-реке было от нескольких единиц до нескольких десятков зимующих водоплавающих птиц. Когда орнитологи «спохватились» и стали регулярно фиксировать городскую зимовку, уток, преимущественно крякв, насчитывалось уже более десяти тысяч, и для их подсчета потребовалось привлечь десятки наблюдателей.
Для приглашения к совместному действию сначала использовали городские газеты и радио, а в ответ получали бумажные письма, которые добирались до организаторов по несколько дней. Однако ожидания оправдались. Полученная информация содержала не только сведения о птицах, но и позволяла лучше узнать сам город и сохранившуюся в его границах природу, а главное, познакомиться с неравнодушными людьми, которые интересуются птицами и готовы о них заботиться. За прошедшие годы в этой кампании успели поучаствовать тысячи горожан, и, кажется, никто не пожалел о затраченном времени.
Подобные мероприятия стали проводить в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде), а чуть позднее в Иванове, Ульяновске, Казани, Перми и других городах. Обнаружилось, что чем крупнее город, тем в нем быстрее образуются и растут зимние скопления водоплавающих. Недаром впервые на них обратили внимание в мегаполисах. С 2015 года акция получила название «Серая шейка», в 2024-м ей исполнилось десять лет. Союз охраны птиц России сегодня ведет координацию с использованием современных средств связи.
Первоначально задуманная как городская, кампания с ростом популярности стала расползаться по площади регионов и за десять лет распростерлась от Мурманска (и там утки зимуют!) до Сочи и от Калининграда до Иркутска. Круг регионов-участников вырос до пятидесяти пяти, а число наблюдателей к 2023 году перевалило за три с половиной тысячи. Отдельно надо отметить незаменимую роль координаторов каждого региона, руководителей отделений Союза охраны птиц России, сотрудников заповедников и национальных парков, учителей и преподавателей вузов, профессионально сопровождающих акцию и сумевших сделать ее популярной в своем регионе. Благодаря им акция несет не только природоохранное просвещение, но и служит материалом для научных обобщений, становится элементом так называемой «гражданской науки».
Сороковой юбилейный учет в Москве, состоявшийся 21 января 2024 года по программе «Птицы Москвы и Подмосковья» при зоомузее МГУ, хотя и не принес рекордных результатов, но ознаменовался интересными наблюдениями и встречами. Видовое разнообразие осталось высоким: 18 видов при максимальных 22, что отмечалось лишь однажды, в 2023 году. По случаю морозной зимы большая часть крякв сосредоточилась на внутренних водоемах, прудах и малых реках, меньшая — на Москве-реке.
По той же причине, видимо, наметилось и небольшое снижение общей численности этого самого массового вида — чуть меньше 24,5 тысячи птиц. Максимальная численность за все сорок лет (более 31 тысячи) была в 2021 году. Численность интродуцированных в Москву в прошлом веке огарей выросла и впервые перевалила за три тысячи.
Огари не только стали зимовать в родном зоопарке, как делали это много лет, но и заняли незамерзающие пруды в Екатерининском парке (более 20 птиц) и особенно в Царицыне (почти 300 птиц), где они неизменно пользуются успехом у посетителей парка.
К ежегодно зимующим в Москве можно, как и в прошлые зимы, отнести гоголей, которых отмечено более четырех сотен, больших крохалей (более 150) и лутков (18 птиц), из года в год обитающих зимой в одних и тех же местах на Москве-реке. Более многочисленные скопления гоголей и больших крохалей образуются каждую зиму на русле реки ниже города. Хохлатые чернети (этой зимой 104 птицы), в отличие от всех перечисленных видов уток, зимуют исключительно в границах Москвы, что наводит на мысль об их городском происхождении. Ведь летом 2023 года в Москве насчитали более сорока выводков хохлатой чернети. Третий год сохраняется зимовка мандаринок. Этой зимой в двух местах на севере Москвы зимовало 25 птиц. Напомним, что искусственно вселенные в город мандаринки не относятся к краснокнижной дальневосточной популяции, что, конечно, не снижает их ценности как украшения зимних водоемов.
Прочие зимующие в Москве гусеобразные были, как всегда, единичны: три свистунка на Яузе, по одному на Чермянке и Москве-реке, серая утка на Яузе, свиязь на Сходне, белолобый гусь — старожил Царицынских прудов. Отдельно надо сказать об окольцованной этим летом в зоопарке молодой пеганке. Некоторое время она жила на озере в Косине, а в январе присоединилась к другим водоплавающим на пруду Николо-Угрешского монастыря в Дзержинском.
Относительно многочисленной оказалась лысуха (31 птица), большая часть сосредоточилась на Яузе ниже Лосиного острова. Камышниц, в отличие от лысух, зимовало всего две, обе на Яузе. Единственный вид отряда поганкообразных, зимовавших в Москве в 2024 году, — это чомга. Из девяти отмеченных в день учета чомг восемь были на Москве-реке недалеко от нижнего Царицынского пруда, где сосредоточена главная гнездовая группировка этих птиц, а одна — на Сходне.
Впервые в границах города число зимующих серых цапель достигло семи: одна зимовала на Сходне в Куркине, шесть — на Москве-реке. За пределами города их зимует гораздо больше. Среди чаек в последние годы лидирует по численности серебристая чайка. По сообщению сотрудников отдела орнитологии, крупная (до пятисот птиц) ночевка этих чаек сложилась на прудах Московского зоопарка, откуда они на рассвете разлетаются по Москве. Кроме серебристой, были отмечены еще два вида: сизая и озерная чайки. Москву этой зимой посетили также редкие гости с Севера — бургомистр и большая морская чайка.
Не менее бурная жизнь кипит и на водоемах подмосковных городов: Видного, Одинцова, Щелкова, Королева и других, где есть открытая вода. Они не так давно были охвачены учетами, но уже можно сказать, что суммарно здесь переживает зиму число водоплавающих птиц, в основном крякв, вполне сравнимое с московским. В первую очередь их привлекают не замерзающие на зиму водоемы.
А закрепиться в городском окружении позволяет щедрая подкормка, которой жители снабжают уток безо всяких призывов и напоминаний. И те благодарно отзываются на хорошее отношение к себе.
Всего на зимовках в 55 регионах умеренного пояса России по данным, полученным участниками «Серой шейки», встречается до 32 видов водоплавающих птиц разного происхождения, местных, пролетных или «беглых» из неволи. Особенно велико разнообразие их в Москве и Санкт-Петербурге.
В Иркутске и в Бийске на зимовке преобладает гоголь, а в остальных городах — кряква. На озере Светлом в с. Урожайном Алтайского края сформировалась единственная в своем роде зимовка лебедей-кликунов, которая насчитывает более тысячи особей. Кроме многочисленных гусеобразных птиц, в городах отмечают и водоплавающих других отрядов: поганок, лысух, камышниц, а также околоводных. В последние годы на незамерзающих водоемах в Кемерове, Санкт-Петербурге, Москве, Рязани, Воронеже стали отмечать зимующих серых цапель. О зимующих зимородках сообщали из Рязанской области, Твери, Тулы. А оляпок («водяных воробьев») отметили на водоемах Воронежской области, Иркутска, Красноярска, Санкт-Петербурга, Пермского края, Нижнего Тагила.
Скопления водоплавающих птиц привлекают хищников. В Бийске, Курске, Перми, Дивногорске, Ульяновске, Уфе прошедшей зимой за утками «присматривал» орлан-белохвост, в Красноярске и Тюмени — ястреб-тетеревятник. Отмечали и краснокнижного сапсана.
Многолетние наблюдения с участием волонтеров помогают орнитологам проследить, как в масштабах целого континента изменяются популяции птиц, постепенно встраиваясь в сильно преобразованную людьми среду обитания.