Вольер - как инструмент управления. Белорусский опыт хозяйства

Сохранять и беречь дикую природу можно по-разному. Кто-то полагает, что если ограничить влияние человека, вводя различные запреты и наказания, то этого будет достаточно для самовосстановления экосистемы. Другие, считая, что антропогенный фактор уже достиг такого уровня, когда не учитывать его невозможно, выступают за активное управление биосферой, перестраивая ее под свои нужды

Кто прав? Скорее всего, те, кто не кидается в крайности и разумно совмещает разные подходы. Ведь не стоит забывать, что человек такая же часть природы, как и все окружающее нас, и мы полностью зависим от рационального использования природных ресурсов.

Одной из эффективных и актуальных практик поддержки биоразнообразия является вольерное хозяйство. Сокращение естественных мест обитания диких зверей и птиц, закономерно отражающееся на их численности, вынуждает людей искать варианты предотвращения негативных последствий. А когда речь идет о видах, которые активно используются в хозяйственной деятельности, то обойтись без вольеров невозможно. Например, в целях снижения охотничьего пресса на вольноживущие популяции именно вольеры принимают на себя часть нагрузки во время охот. Да и создание благоприятных условий для воспроизводства животных, минимизации рисков их случайной гибели, осуществление постоянного контроля и охраны в условиях ограниченной территории ведется более результативно.

Фото автора 

В настоящее время в Беларуси насчитывается несколько десятков различных вольеров. Один из них, считающийся флагманом в системе Минлесхоза, расположен на территории ГОЛХУ «Островецкий опытный лесхоз». Как рассказал ведущий инженер по охотничьему хозяйству лесхоза Виктор Урбанович, решение о строительстве вольера было принято в 2006 году в рамках исполнения «Мероприятий государственной программы развития охотничьего хозяйства на 2006 – 2015 г.г.» И уже в 2007 году первые 30 особей оленя благородного, взятые из беловежской популяции, обосновались на островецкой земле.

Вольер общей площадью 220 га разделен на несколько обособленных участков, где размещают разных животных. Несмотря на то что в естественной среде многие звери живут на единой территории в условиях ограниченного пространства, далеко не всем видам комфортно быть рядом. Так, когда популярно было разводить в неволе кабанов, из-за их привычки вытаптывать и перекапывать все подряд гибли пастбища и олени просто оставались без должного корма, поэтому кабанов селили отдельно. После определенных проблем от вольерного содержания кабанов отказались. И теперь в вольере разводят благородного оленя, европейскую лань, оленя пятнистого и муфлона европейского. При этом лань спокойно уживается с муфлонами, а вот благородных и пятнистых оленей вместе содержать нельзя, так как они могут скрещиваться и давать гибриды.

Из имеющихся в вольере животных обычны для Беларуси только олени благородные. Лань европейская (иногда ее называют даниэль), как утверждают ученые, в давнюю пору обитала на нашей территории, но потом исчезла, вероятнее всего, была истреблена. Теперь же есть задумка вернуть даниэль в наши леса и поля, как было несколько веков назад. В 2008 году в островецкий вольер из Литвы завезли 60 ланей. За прошедшие годы, по словам Виктора Урбановича, поголовье значительно выросло и уже более 250 особей реализованы в другие хозяйства. В ближайшей перспективе — планы по выпуску ланей и формированию местной вольноживущей популяции.

Олень пятнистый и муфлон европейский для Беларуси виды нехарактерные. Однако спрос на них высок. Они интересны как охотникам, так и тем, кто содержит вольеры в демонстрационных целях. Родиной пятнашки (олень пятнистый, олень-цветок) является юго-восточная часть Азии. На Дальнем Востоке численность диких пятнистых оленей в 20-е годы прошлого века составляла всего 900–1000 особей, а к 1946 году она уменьшилась до 300. Катастрофическое сокращение послужило причиной включения этого вида в 1974 году в Красную книгу Международного союза охраны природы и Красную книгу СССР. Работы по акклиматизации оленя-цветка в подходящих по природным условиям районах начали проводить еще в конце XIX века.

Но прошли десятилетия, прежде чем удалось достигнуть положительного результата. Определенную положительную роль сыграли в этом процессе совхозы, специализирующиеся на получении пантов, и охотничьи хозяйства, успешно освоившие разведение пятнашек. В Беларуси пятнистый олень появился благодаря Государственной программе по развитию охотничьего хозяйства в целях обогащения видового разнообразия охотничьих копытных животных. В Островецком лесхозе олень-цветок появился в 2007 году.

Первые 30 особей муфлонов были завезены из-за границы в Островецкий лесхоз в 2014 году. Несмотря на то что их исторической родиной являются острова Средиземноморья, скалистые горные пространства, они хорошо адаптируются к новым условиям, и уже давно интродуцированы в угодья многих европейских стран. Не стали исключением и мы. В вольере бараны успешно размножаются, и их группировка стабильно увеличивается. Кстати, муфлоны, которые в декабре прошлого года пополнили видовой состав Национального сафари-парка «Припятский», родом из Островецкого лесхоза.  

Фото автора 

А вот роль вольеров в судьбе оленей благородных несколько иная. Поначалу численность вольноживущей группировки оленей была незначительной. Так, в 2008 году в охотугодьях местного лесхоза насчитывалось всего 24 оленя благородного. За первые пять лет работы вольера на волю было выпущено 50 голов. И уже к 2013 году, по данным учетов, в угодьях обитало 100 оленей. Кроме этого, шесть голов передали в другой лесхоз, и в вольере осталась группа для дальнейшего воспроизводства и расселения. В последующем регулярный выпуск оленей стал обыденным явлением. Впрочем, как отметил в беседе Виктор Урбанович, одним только увеличением численности местной популяции дело не ограничивается. Наличие вольера и значительного поголовья позволяет вести селекционную работу, направленную на улучшение трофейных качеств зверей. Целенаправленный обмен оленями с хозяйствами из других регионов привносит свежую кровь местной группировке. Проработав уже более шестнадцати лет в охотхозяйстве, Виктор Мечиславович отмечает, как изменились за это время олени в угодьях: они стали крупнее, а их конституция гармоничнее, рога многих самцов достойны книги трофеев. Работы по обновлению и улучшению популяции местных оленей ведутся постоянно, и без вольера тут не обойтись.

Определенный интерес представляет вольерное хозяйство в деле экопросвещения. Возможность вблизи увидеть лесных красавцев, оценить видовые различия, узнать особенности поведения, питания, услышать от специалистов увлекательный рассказ о местных обитателях — все это есть на специально проводимых в Островецком лесхозе экскурсиях и на экотропе, куда входит посещение вольерного комплекса. Во время школьных каникул частые гости вольера — дети из близлежащих школ.

Что же касается охоты, то в Беларуси на сегодня сложилась ситуация, когда угодья полны самой разнообразной дичи. Хочешь трофейного качества — пожалуйста, хочешь на мясо — нет проблем. Да, контроль жесткий, браконьерам спуска нет, но зато и зверя много. В вольерах тоже охотятся. Однако считать, что это массовое увлечение, вряд ли стоит, все-таки большинство охотников предпочитает охоту за вольным зверем.

Фото автора 

Но вот понимать, какую сегодня роль играют охотничьи вольеры в сохранении биоразнообразия, увеличении численности диких животных, их расселении, необходимо, потому что именно рациональное и бережное использование природных ресурсов в итоге определяет качественный уровень нашей жизни.