Вальдшнепы загнездились в эту весну рано. Как сообщил нам Сергей Буслаев, гнездо с кладкой вальдшнепа из 4 яиц было найдено охотником, членом Ивановского ООООиР Евгением Талановым 12 апреля 2024 года.
Это гнездо у основания ольхи d 25–30 см обнаружено в средневозрастном смешанном лесу в 20 метрах от сенокосного поля, в окрестностях д. Введенское Фурмановского района Ивановской области.
Гнездо с полной кладкой из 4 яиц охотник Олег Янушкевич нашел под сосной на зарастающем сосняком заброшенном поле 13 апреля. Рядом торфяной карьер. Собака сделала стойку над насиживающей самкой. Владимирская область, Вязниковский район, д. Сколеново. Тяги здесь начались со 2 апреля. Гнездо в Калужской области найдено 13 апреля.
По сообщению орнитолога Александра Молочаева, два гнезда вальдшнепа найдены 13 и 14 апреля в Кашинском районе Тверской области. Возможно, вальдшнепы загнездились и раньше, но на 13 апреля пришлось открытие охоты, и охотники находили уже насиженные кладки.
Мне посчастливилось найти два гнезда на юго-западе Москвы, где я регулярно провожу учеты на тяге. Трудоемкость поисков и случайность находок гнезд вальдшнепа для специалистов по этому виду очевидна в силу защитной окраски и «крепкого» затаивания насиживающей самки.
В Валуевском лесопарке (квартал 79) на территории Филимонковского поселения Новомосковского г. о. Москвы 22 апреля я обнаружил гнездо вальдшнепа с неполной кладкой 2 яйца. Оно располагалось в широколиственно-еловом разновозрастном лесном массиве в 20–30 м от старой квартальной просеки между двумя стволами лип, в 2–3 м от молодых елей с низко нависающими ветвями. Лоток представлял собой блюдцеобразное углубление в почве, выстланное сухими листьями липы, осины и дуба. Его диаметр, измеренный рулеткой, составлял 18х22 см. Самка часто бросает обнаруженное гнездо или кладку, поэтому я ограничился фотографированием и быстро ушел.
Необычны обстоятельства этой находки при возвращении с тяги, на которой я проводил учет, напрямик через лес с фонарем красного света. Насиживающая птица слетела в темноте с расстояния менее 1 м, что стало ясно при осмотре места ее подъема. Взлет вальдшнепа был зафиксирован только по характерному звуку крыльев, а осмотр и фотографирование гнезда были проведены уже при свете фонаря белого света.
А через три недели вечером 13 мая, при подходе к месту тяги, на участке липняка в том же лесопарке (квартал 72), я наткнулся на другое гнездо. Видимо, близилось вылупление птенцов, и самка вальдшнепа настолько плотно насиживала, что слетела из травы всего в 40 см от моего сапога, облив пометом край гнезда и обнаружив кладку из 4 яиц. Гнездо 16х18 см в поперечнике находилось в 16 см от ствола молодой липы и сверху хорошо было укрыто листвой сныти и медуницы.
Самка нередко бросает обнаруженное гнездо или кладку, по следам человека их находит «хищник», поэтому в обоих случаях я ограничивался фотографированием и измерением гнезда, после чего быстро уходил.
Две эти находки доказывают, что юго-запад нашей столицы в его новых границах все еще остается местом размножения вальдшнепа, где наблюдаются и тяга, и гнездование этой интересной птицы.