- Серега, привет! Ты куда пропал?
— О, Димон, привет! На рыбалку ездил. Тебя, баламута, наслушался в прошлый раз, а тут пацаны собрались и меня с собой зовут: «Поехали на рыбалку с нами. Там ребята знакомые окуня надрали — до килограмма. Синца, говорят, уже хорошо ловят, да и плотва несколько раз проворачивалась морская. До полутора килограммов брали». Я представил себе, что это за рыбина такая, взял отгулы на три дня и свалил.
— Ну и как уловы?
— Кое-как — как у всех. Сидит народ большой кучей и мелочь избивает. А если у кого в стороне крупная попадется, так вся толпа туда сразу, словно пчелиный рой. Спросил у одного такого: «Чего ершами весь лед закидал? Не нужен, так выбрось обратно в лунку».
— Ну, а он чего?
— Мужик культурный попался — не обложил сразу трехэтажным, а вежливо так в ответ: «Тоже мне — зеленый «peace» (англ.) выискался. Не знаешь что ли — это вредная рыба, сорная. У других рыб икру выедает. Незачем ей в воде быть». Это что ж, Димон, получается — если толпа горе-рыбаков весь лед мелочью закидала, так они чуть не защитники природы?
— Нет, конечно! Просто люди приехали в надежде наловить два мешка рыбы, а халявы не получилось. Не пошла стайная рыба. Вот и злобствуют, что вместо мерной плотвы какая-то сопливая колючка на мормышку вешается. А чтобы оправдаться в собственных глазах, готовы похвалить любую глупость, типа «сорной рыбы». Почему-то несколько миллионов лет до человека ерш не был «сорным» и вполне мирно уживался с другими обитателями водоема.
— Но икру-то ведь ерш ест?
— Знаешь, Серега, когда какой-то вид рыб нерестится, для всех прочих водоплавающих начинается праздник желудка. Шведский стол. Но природа давно выработала свои защитные механизмы для сохранения и поддержания вида. Лосось, например, через такие пороги проходит, куда ни одна рыба больше не сможет. Что же теперь — чтобы бедный лососик не надрывался, надо реку стерилизовать от всех прочих обитателей?
Кстати, если хочешь, могу подсказать «ноу хау», как обойтись без мелочевки.
— Скажи, конечно.
— Если ловишь с мотылем, мелочь все равно будет попадаться. Впритык к основной лунке просверливаешь на две трети от толщины льда еще лунку, заливаешь водой и получается отсадник. Крупная рыба — в пакет, мелкая — в отсадник. Уходишь с лунки — сколько надо живца для жерлиц прихватил, а остальных обратно в реку. Пусть подрастают нам на радость. Есть и другой способ: ловля на безмотыльные снасти. Почему-то на голую мормышку с бусиной мелочь не клюет категорически. Особенно, если мормышка достаточно крупная — 0,3-0,5 гр.
— Димон, научи на безмотылку ловить. А то с этим мотылем вечная проблема! То в магазин не завезли, то замерзнет, то еще что-нибудь. Неподалеку несколько ребят ходили и ловили на голую мормышку. Так со стороны все обыкновенно: здесь немного постояли, там половили, а я вечером попросил показать, что у них клевало — жаба грудная чуть на месте не задушила. Несколько килограммов рыбы и все крупные, одна к одной, как магазинная селедка. Будто в другом водоеме ловили.
— Да ради Бога. Вот уже и март месяц подоспел. Рыба гораздо активнее становится. Самое время безмотылку осваивать. Начнешь ловить, тогда вера появится в это дело, а значит, и уловы будут хорошие. Только маленько придется тебе снасти переналадить.
— Какие проблемы? Голому собраться — только подпоясаться.
— Безнасадочная ловля — это когда активный рыбак ищет активную рыбу. Скорость и оперативность становятся определяющими. Даже ящик начинает мешать. Поэтому, для начала, заимей наколенники. Просверлил лунку или подошел к чьей-то брошенной, встал на коленки, сделал несколько проводок. Клюет — значит, задерживаешься, нет клева — иди дальше.
— А что — какие-то специальные наколенники для рыболовов продаются?
— К сожалению, промышленность пока мало занимается зимними снастями. Наверное, потому, что не так прибыльно. Поэтому, кто как может приспосабливается. Кто-то использует наколенники от роликов, кто-то хоккейные налокотники, у меня так вообще детская «ледянка» за поясом. Приклеил на нее в два слоя куски от туристического коврика и, хочешь — на оба колена становись, хочешь — так садись на пятую точку. Главное, чтобы общая толщина была не менее 15-20 мм. Все-таки на льду почти всегда водяная пленка, а мокрые коленки ни к чему. Ну, а теперь снасти. Сперва кивок. В идеале он должен быть двухконусным и сужаться к кончику, как по ширине, так и в толщину. Все подобные вещи найти можно только на «Птичке», потому как — самодельные. При покупке на кивок сразу цепляешь любимую мормышку и смотришь — кивок необходимой упругости должен сгибаться примерно как на рис. 1а. Потом, перед рыбалкой, протягивая кивок между пальцами, выгибаешь его вверх (1б) настолько, чтобы под весом мормышки он становился прямым (1в).
— Зачем столько сложностей? Вон, ребята ловили с мотылем, правда, обычными лавсановыми кивками. И тоже было видно — кто хорошо «играл», у того и улов лучше.
— А ты не заметил, что у них практически прекращались поклевки, если вдруг мотыль незаметно слетал? Хотя, казалось бы, и мормышка с бусинкой, и «игра» правильная. У твоих ребят, в конце концов, клевало на мотыля. А чтобы уговорить рыбу на голый крючок сесть, игра должна быть гораздо ровнее, гармоничнее, что ли. Если мормышка будет двигаться резко, рывками, ни одной поклевки не увидишь. А при игре с двухконусным кивком его кончик почти стоит на месте, и к мормышке по леске передаются лишь незначительные колебания. Вроде как рачок-бокоплав движется себе плавно, только множество ножек чуть заметно мельтешат. Опасаться такой наживки у рыбы нет резона. Можно и попробовать, что это. А тонкий чувствительный кивок сразу показывает сбой «игры». И не больше. Со стороны даже и не заметно. Не прозевал, подсек мгновенно и полная недоумения плотва оказывается на льду.
— Димон, ты случайно сам не был той плотвой?
— Не-а. Я только фантазирую, как и прочие рыбаки, почему же рыба позарилась на цветной шарик.
— Кстати — про шарики. Говорят, что цвет бусинок очень важен и что надо обязательно пробовать самые разные цвета. Что же — каждый раз новую мормышку привязывать? Так ни времени, ни лески не хватит.
— А ты купи набор разноцветного крупного бисера, две-три мензурки силиконовых шариков «искусственный репейник» и почти полностью убери бородку крючка надфилем. И дальше — легче легкого. Нацепил бисеринку, зафиксировал шариком-«репейником», чтобы не слетала, и пробуй цвет. Не понравился он рыбе, а значит, и тебе, сдернул шарик, поменял бусину на другой цвет, зафиксировал новым «репейником» и пробуй снова. На все про все уйдет максимум пара минут. И не надо ничего перевязывать.
— Ну, а понравится цвет бусы, ухватится за нее обоими плавниками плотва покрупнее да и оборвет мормышку — что тогда? Все равно привязывать.
— На этот случай у меня, Серега, есть еще одно «ноу хау». Беру удочку «Адамс» и срезаю на стопоре зубцы (рис.2) до тех пор, пока при резком рывке леска, намотанная на шпулю, не перестанет рваться. Получается фрикцион именно для лески определенной прочности. Если бы выпускали удочки с регулируемой пружиной для прижима стопора, можно было бы каждый раз настраивать удочку под требуемое разрывное усилие. Так что, дарю идею. Может, ты ее воплотишь в жизнь. Наверное, самое простое — это через резьбовое отверстие в плоской пружине пропустить винт. Потом крутишь его отверткой, пружина поднимается или опускается и меняется усилие прижима стопора к зубчатке. Главное — не страшно, попадет туда вода или нет.
— А чем отличается «чертик» от безнасадочной мормышки?
— Немного большей амплитудой игры и четко выраженной вертикальной проводкой. Чтобы движения приманки остались плавными, используют более длинные хлыстик, удочки и кивок.
— А бывает так, что не клюет ни на мотыля, ни без него?
— Очень часто. Тогда надо переходить на ловлю окуня. Безотказная рыба. Всегда выручает рыбака на бесклевье. Но, правда, если не клевало на мормышку, придется достать удочку-блеснилку, и поскольку речь сейчас идет о том, чтобы хоть что-нибудь поймать, глубины будут небольшие и потребуются некрупные вертикальные блесны или балансиры.
— А что лучше?
— А окунь его знает. У балансира амплитуда больше, значит, более активная приманка и с большей дистанции завлекает окуня. А заодно, может, и судачок прибежит или щучка «срежет».
— Типун тебе на язык. «Фирменный» балансир полторы сотни стоит, а он «...щучка «срежет». Лучше скажи, чего делать, если и на это клевать не будет?
— Тогда можно вспомнить любовь окуня ко всякой мишуре и начать цеплять дополнительные «завлекалочки».
— В смысле?
— Например, окунь любит красный цвет. Возьми и привяжи на тройник блесны несколько красных шерстяных ниток. Или вспомнить, что на летних блеснах-незацепляйках подсаженный на крючок твистер оживляет клев, и сделать то же самое с вертикальной блесенкой (рис.3а). Микротвистер любого цвета — и окунь начинает хватать, как на червя, взаглот. Также можно увеличить подвижность тройника, подвесив его к блесне через цепочку (рис.3б). Более эффективный прием, когда окуню предлагают две приманки одновременно — крупную и мелкую. Внизу — блесна или балансир, выше — привязанный поводок с крючком-мушкой какого-нибудь рыже-бурого цвета (рис.3в). Леска поводка должна быть хоть немного, но тоньше основной, тогда узел затянется правильно и не деформирует основную леску. Нарисованный узел позволяет двигать поводок по леске и регулировать расстояние от мушки до блесны. Длина поводка 1-2 см. Можно еще больше усложнить снасть: дать возможность крючку- «мушке» двигаться самостоятельно (рис.3г) между двух ограничивающих силиконовых стопоров. Только не забудь их заранее, вместе с мушкой, надеть на леску.
— А что это даст?
— Представь себе — подброшенная удочкой блесна покачалась две-три секунды и успокоилась, а легкая мушка все ползет и ползет вниз. Будто какая-то букашка.
— А если забыл заранее нацепить?
— Тогда привяжи в двух точках поводок (рис.3д). Получишь то же самое, только эти варианты (рис.3в,г,д) имеют один общий недостаток: попадаешь на большую активную стаю окуня, начинается скоростная ловля, а привязанная мушка часто цепляется за нижнюю кромку льда. В результате — никому не нужные сходы. Придется быстро срезать мушку. Чтобы быть заранее во всеоружии, попробуй сделать так: на леске у тебя заранее надето несколько силиконовых стопоров и пока нет необходимости, они сдвинуты к блесне. Но при желании отодвигаешь их на какое-то расстояние от блесны, между ними устанавливаешь самодельную застежку из упругой нержавейки диаметром 0,15-0,20 мм и вешаешь крючок-мушку. Если он мешает, снять застежку так же легко — в открытую спираль леску просто завести и вывести (рис.4).
Вот такое получилось длинное продолжение на тему всего лишь одного частного случая в рыбалке. Так что ты, Серега, тоже, наверное, напридумываешь вагон и маленькую тележку. Все зависит от того, насколько серьезно будешь этим заниматься. Давай, мы на этом закончим, а перед рыбалкой встретимся и сходим вместе прикупим недостающего.
— Ну, лады, Димон, до скорого. Пойду, порадую маму, что скоро ей предстоит еще мешок рыбы чистить. Хотя, боюсь, в этот раз она соседке весь мешок подарит.