Северная тайга, порожистые реки, непуганая дичь рыба, зверь привлекают сюда истинных любителей красот дикой природы.
Здесь нередко можно увидеть лося, медведя, расомаху, а утки, гуси, лебеди встречаются почти повсеместно. В реках изобилие всякой рыбы – семга, кумжа, горбуша, хариус, форель, не говоря уже о щуке, окуне, плотве и прочей рыбе. Естественно, самым ценным и желанным трофеем для рыболовов на Кольском полуострове является семга.
Семга живет в море и заходит на икромет в ту реку, где она родилась. Горбуша такой принципиальностью не обладает и идет на икромет в любую удобную для нее реку. Чем часто мешает ходу семги, забивая собой почти все русло реки. В это время жители прибрежных деревень ловят ее всеми доступными способами и снастями, а порой просто багрят в огромных количествах. После икромета горбуша почти вся погибает и по всей реке можно встретить полуразложившиеся ее останки, что для холодных северных рек создает еще и экологическую проблему, загрязняя, в первую очередь, места нереста семги. А это всегда верховья рек с чистой, прохладной и хорошо аэрированной водой – главным и необходимым условием для развития семужной икры.
Жители Кольского полуострова давно заметили периодичность появления у берегов большого стада семги, что повторяется раз в четыре года, обычно после сильного осеннего паводка. Заход семги в реки Кольского полуострова наблюдается дважды в год. Весной в мае – июне и осенью в августе – сентябре. Ход осенней семги продолжается до появления шуги на реках. Причем нерест весенней и осенней семги происходит в октябре – ноябре. После икромета некоторые особи погибают, но большая часть семги уходит в море, где быстро восстанавливает свои силы и снова нагуливает жир.
Икра семги развивается медленно. Период ее инкубации 120–140 дней, в зависимости от температуры воды. Молодь выклевывается в мае и несколько лет живет в пресной воде, где вырастает до 10–15 см, а затем скатывается в море. В море семга ведет очень активный образ жизни – много передвигается, обильно и разнообразно кормится, быстро растет и нагуливает вес. В рацион питания семги входят: креветки, омары, крабы, яйца морских ежей, сельдь, мойва, корюшка и другая рыба и ракообразные.
После захода в реку семга перестает питаться и живет только за счет своих жировых запасов. В реке ее тело становится более широким, серебристый окрас меняется на темный с яркими цветными пятнами и красными, черными, оранжевыми точками на боках и голове.
Хватки семги на блесну обусловлены ярко выраженным рефлексом защиты места нерестилища и будущего потомства от всего живого, проплывающего или обитающего в округе. Хватает семга все – блесну, мушку, поролоновую рыбку, виброхвост, резинового рака, пучок шерсти.
Горбуша, как и семга, заходит в реки только на икромет. После захода в реку горбуша приобретает брачный наряд, у нее атрофируются внутренние органы, тело становится более плоским, на спине вырастает горб (от которого она и берет свое название), челюсти искривляются и на них вырастают зубы. Чешуя врастает в кожу и как бы исчезает, а тело приобретает коричневый цвет.
Для устройства гнезда горбуша выбирает в реке место с галечным дном, семга мечет икру на песчаном дне. Оболочка икринок горбуши более прочная, чем у семги, и поэтому ей проще выбрать место для гнезда.
Строит гнездо самка, но самец или самцы находятся рядом, и как только самка выбрасывает икру, они ее поливают молоками. Затем самка закапывает оплодотворенную икру и на этом родительские обязанности заканчиваются. После икромета вся горбуша погибает.
Уже в ноябре из икринок выклевываются личинки, которые весь зимний период живут в грунте в гнезде и питаются за счет своего желточного мешка. В конце мая – июне мальки выходят из гнезда и скатываются в море. Происходит это в основном ночью. В море горбуша активно питается и через полтора года достигает половой зрелости. Кстати, горбуша, которую вы видите на фото, как это ни парадоксально будет для ученых-ихтиологов, была поймана на Кольском полуострове в реке Пана в сентябре месяце на поплавочную удочку на червя. А еще одна горбуша попалась на небольшую блесну на спиннинг. Видимо, хватательный рефлекс, даже после икромета, у горбуши полностью не исчезает.
При ловле в реках Кольского полуострова на мушку попадались не только семга и хариус, но также окунь и щука. Щука часто стоит под порогами в ямах, на плесах и на струе в перекатах.
Интересно отметить, что у вскрытых щук на внутренней полости живота имеется довольно большая прослойка жира. Видимо, с питанием у щук все в порядке и не исключено, что малек семги в их рационе занимает не последнее место. И еще, чем крупнее щука, тем она жирнее. Естественно, что от щук, в первую очередь, страдает поголовье семги. Малек горбуши скатывается в море в виде личинок и интереса для щук не представляет, тем более, что его уход происходит всегда ночью.
У меня были случаи, когда за целый день работы со спиннингом я не смог поймать ни одной семги и вдруг днем на «нахлестанном» месте в течении одного часа попадались сразу несколько рыбин. Бывало и так, что сегодня рыба хорошо берет, а назавтра в тех же местах за весь день не увидишь ни одной поклевки.
Можно смело сказать, что семга берет какими-то периодами, и важно эти периоды определить, предугадать, прочувствовать. Еще, мне кажется, очень важное значение имеет психологический фактор – уверенность в своей снасти. А это приходит только с опытом.
Можно сказать, везде. Мне приходилось ловить семгу под порогами, в ямах под водопадами, на глубоких плесах, среди пучков водной травы, в стоячей воде и на перекатах. Однажды семгу я поймал в начале струи на перекате, за камнем, на глубине менее полуметра и с первого заброса. Ширина реки в этом месте была метров 30, поэтому бросок спиннингом был сделан из-за кустов, на подходе к берегу. Что скорее всего и явилось определяющим фактором для ее хватки.
Семга – рыба осторожная и пугливая. У нее много врагов. Это и крупные хищные птицы, и медведи, и расомахи, не говоря уже о человеке. Поэтому во время ловли, если позволяют условия, все-таки лучше воспользоваться естественными укрытиями на берегу, будь то высокая трава, кусты, большие камни, учитывать положение солнца и вести себя тихо, особенно на подходе к воде.
Попадалась мне семга на восходе солнца и глубокой ночью. Как известно, летом в июле на Кольском белые ночи. Солнце лишь касается горизонта и в два часа «ночи» вновь начинает свой восход. Были поклевки днем и на закате.
Возможно, это субъективные наблюдения, но мне чаще приходилось ловить семгу вечером, во второй половине дня.
Могу предположить, что это связано с положением солнца. Большинство рек Кольского полуострова текут в меридиональном направлении, поэтому вечером и утром солнце светит с берега, а семга стоит против течения и солнечные лучи не мешают ей наблюдать за обстановкой вокруг. В пасмурную погоду семга более активна и часто бросается за блесной весь день.
Не побоюсь прослыть ретроградом, но после многочисленных путешествий по тайге, и не только на Кольском полуострове, у меня сложилось твердое мнение, что спиннинг с инерционной катушкой удобнее и практичнее, чем с безинерционной. Во-первых, она простая по конструкции и потому более надежная. Во-вторых, не боится ударов и воздействия жары и холода, а в сентябре на Кольском уже бывают заморозки. При передвижении по тайге, во время ловли и стоянки на берегу в катушку могут попасть хвойные иголки, песок, сухой мох, листья, кора деревьев и прочий мусор. Если катушка легко разбирается, как, например, старая добрая «Невская», то не представляет труда быстро снять барабан и удалить мусор. Даже усовершенствованная катушка на шарикоподшипниках хуже катушки с барабаном на оси скольжения. В-третьих, проще управлять блесной при забросе. Всегда можно притормозить или остановить полет блесны и, таким образом, легко положить ее в любую точку по направлению заброса и тут же начать проводку. И четвертое, пожалуй, самое главное, при вываживании рыбы часто требуется быстро менять усилие. По сравнению со щукой, судаком или окунем, семга стремится вверх, против течения и при этом часто делает «свечу». Даже небольшая трех–пятикилограммовая семга после подсечки способна пойти вверх по струе воды. Вот здесь именно нельзя переусердствовать, т. к. у семги очень нежные губы, а голова состоит, главным образом, из хрящей, в которых крючки блесны слабо держатся.
К тому же крупная семга способна уйти вверх и размотать сотню метров лески, а затем броситься вниз, используя собственную массу и скорость потока воды. При этом леска изгибается дугой и со свистом режет воду. Таких проходов вверх-вниз у крупной семги бывает два – три и только потом, утомив ее, можно приступить собственно к вываживанию.
Быстро изменять натяжение лески при вываживании может дать только инерционная катушка. У безынерционных катушек это усилие устанавливается фиксировано, и потому невозможно удержать семгу от ухода за камень и в то же время давать ей подниматься по порогу вверх против течения с небольшим натягом лески.
Не хочу давать рекламу какой-либо фирме или марке спиннинга, сейчас их очень много и нетрудно выбрать подходящий по общим требованиям к нему.
В центральной и южной частях Кольского вдоль берегов встречается много высокой травы, кустов, больших валунов. При ловле в таких условиях, чтобы не задевать при броске за береговую растительность и камни, лучше подходит более длинный спиннинг. При вываживании такой сильной рыбы, как семга, чтобы гасить ее резкие рывки, он должен также обладать достаточной прочностью, жесткостью и гибкостью вершинки, т.е. не быть «хлыстоватым». Таким требованиям, в большей степени, удовлетворяет жесткий двуручный спиннинг.
Хочу сказать еще несколько слов о ловле семги в море на крючковую снасть – яруса. Этим промыслом активно занимались наши предки в прошлые века, а кое-где занимаются и сейчас. До сих пор в некоторых местах на берегах Белого и Баренцева морей, в частности, например, в устье реки Харловки, я видел «россыпи» старых, ржавых крючков, которые здесь некогда ковали местные жители. Крючки эти применялись для ловли семги в море в предустьевой зоне на снасть, похожую на перемет. Ловили в верхних и средних слоях воды. Насадкой служили корюшка и морские раки.
Перед ходом на нерест семга некоторое время проводит в прибрежной зоне. Как говорят местные жители, «опресняется». Она как бы привыкает к пресной воде после продолжительной жизни в море. Для чего заходит в устье реки и возвращается обратно в море. На этом отрезки жизни семга продолжает активно питаться и нагуливать жир перед самым ответственным моментом своей жизни – икрометом. Здесь она нападает на все и особенно не разбирает, какой перед ней живец – с охотой берет как живую, так и снулую рыбку.
Сегодня везде имеется в продаже красная икра. На этикетках надпись «икра лососевая», Все правильно. Любая красная рыба – горбуша, кета, кижуч, кумжа, семга и пр. – лососи. Икра у них красная с разными оттенками и небольшим различием по размеру. Не специалист вряд ли отличит по вкусу одну икру от другой, тем более, что вся магазинная икра довольно сильно соленая. Все к этому вкусу привыкли и другой икры просто не пробовали. Но, тем не менее, семужная икра, особенно, если она малосольная, более нежная и по вкусу отличается от икры той же кеты, кумжи или горбуши.
Дело в том, что, например, икра горбуши имеет более прочную оболочку, и не случайно, самка горбуши закапывает свою икру в крупную гальку. Семга же делает свое гнездо длинной от 1 до 3 метров только в чистом мелком песке, и после того как самец польет ее молоками, самка осторожно закапывает икру плавниками, чтобы не побить икринки. Оболочка икринок семги тонкая и при грубом обращении легко давится.
Приготовить и посолить икру семги можно разными способами. Главное, отделить икру от пленки. Для этого достаточно натянуть на миску сетку с ячейкой 5–10 мм и протереть мешочки с икрой через эту сетку. Пленка остается в руках, а икра проходит через сетку. Затем в любой другой емкости следует растворить в теплой воде соль до такой плотности, чтобы кусок сырой картофелины всплыл. В эту соленую воду опустить пробитую через сетку икру. Через пять минут все слить через марлю и дать стечь воде. Икра готова к употреблению. Получается нежная, вкусная и, главное, малосольная икра. Икра эта долго не хранится, но вкус... Попробуйте, не пожалеете.
На многих участках рек Кольского полуострова организована спортивная ловля семги по лицензии. Лицензия продается на определенное число и время ее действия 6 часов, но стоимость лицензии разная. Так, для жителей поселков и деревень, расположенных на берегу, лицензия на один день ловли стоит – 40 рублей. Для жителей Мурманской области – 60 руб. Для жителей других областей, в том числе и для москвичей – 100 руб. Для иностранцев – 33$.
Однако, если вы хотите ловить с условием «поймал – отпустил», то для москвича такая лицензия продается уже не на 6 часов, а на 24 и ее стоимость будет 150 рублей. В этом случае количество выловленной рыбы не нормируется.
В режиме «поймал – изъял» на одну лицензию можно выловить одну семгу, либо две горбуши, либо пять кумж.
Если отличить горбушу от семги просто, то вот отличить кумжу от семги, пожалуй, не всякий сможет: даже инспектора рыбоохраны, с которыми мне приходилось встречаться на реке, не могли четко объяснить, в чем эти отличия.
И действительно, различить их не просто. По определителю рыб главное отличие семги в том, что цветные и черные пятна на ее теле расположены выше боковой линии; у кумжи такие пятна есть и ниже боковой линии. Еще, рисунок черных боковых пятен у семги не круглой, а неправильной квадратной и крестообразной формы.
Конечно, сегодня Кольский переживает не лучшие времена. Но вдали от поселков и дорог есть еще много нетронутых уголков, нехоженых мест, где редко бывают люди. Здесь можно увидеть все красоты и прелести этого края, встретить непуганого зверя и дичь. Поохотиться и половить рыбу, действительно, в глухих, диких местах. Хотя бы на время уехать от цивилизации, пожить вдали от людей, без радио, телевидения, рекламы и политических новостей. Побыть наедине с самым прекрасным, что создано Богом – первозданной природой!