Если вы уже знаете такие места, это хорошо. Если нет, их предстоит отыскать.
Сделать это непросто по той причине, что подчас непонятно, что же, собственно, надо найти. И каждое новое место не похоже на предыдущее. Что-то общее есть между ними, интуитивно ощущается их правильность и взаимосвязь разных факторов. Но стопроцентной уверенности нет до тех пор, пока судак не клюнет.
ГЛУБИНА
Объявить нужную глубину было бы проще простого, если б она не бывала разной, до 20 метров, на выбор. Хотя, конечно, в большинстве случаев это глубины от 3,5 до 10 метров.
От 1,5 до 2,5 метров – это для ночного судака и судака в период нереста, то есть в апреле-мае.
От 2,5 до 3,5 метров – это для летнего периода ловли, для участков рек под плотинами, шлюзами и другими гидротехническими сооружениями. Для большинства рек со средними глубинами до 6 метров, в том числе и для зимнего спиннинга на таких реках.
От 3,5 до 6,5 метров – это для водохранилищ летом и в начале осени. Для большинства рек со средними глубинами 10–12 метров.
От 6,5 до 11 метров – это для ранней весны и поздней осени.
От 11 до 19,5 метров – это для поздней осени и зимы на реках с максимальными глубинами до 30 метров и более.
Чаще всего судак, за исключением самого мелкого, на одном водоеме придерживается одной и той же глубины. Поймав судака, можно с большой долей уверенности сказать, на какой глубине остальные. В редких случаях судаки находятся на разных глубинах – так бывает, а значит, при поиске это надо учитывать.
Если воспользоваться эхолотом, то без единого заброса приманки становится понятным, на какой глубине находится большинство рыбы, населяющей водоем. Судак чаще всего примыкает к большинству. Если выяснится, что эта глубина, допустим, 6,5 метров, следует изучить бровки на этой глубине. Удачными могут оказаться 6,5 метров и на нижнем, и на верхнем урезах.
ШИРИНА РЕКИ
Для некоторых видов рыб ширина реки очень важна, не менее важна, чем глубина. Крупный судак избегает узких участков реки, если они вдобавок не глубокие. Даже на относительно широких, мелководных реках или участках рек крупная рыба, не только судак, строго придерживается фарватера.
Исключение составляют каменистые перекаты, места с гидротехническими сооружениями, но только те, которые выгодно отличаются донным рельефом, силой течения от соседствующих с ними участков реки, канала.
На глубоких реках ширина для судака значения не имеет.
УРОВЕНЬ ВОДЫ И ЕЕ ПРОЗРАЧНОСТЬ
Если река вышла из берегов, то почти наверняка вслед за нею вышел и судак. Уровень воды на любом водоеме – чем ниже, тем лучше. Устойчиво низкий уровень способствует наиболее высоким результатам в ловле крупного судака. Если на каком-либо водохранилище, реке уровень ниже, чем на прочих, то имеет смысл ловить в это время здесь. Весной и в начале лета клев судака буквально подчиняется определенному уровню воды, от которого помимо прочего зависят и сила клева, и его продолжительность. После весеннего половодья, когда вода опускается до определенных отметок, судак начинает ловиться в одном месте, затем в другом и так далее.
Изменяющийся уровень воды вынуждает рыбу перемещаться по водоему, меняя места. Если хотя бы приблизительно знать, куда рыба выходит при определенном уровне, то можно всегда ловить крупного судака. Боле того, есть водоемы, участки водоемов, на которых рыба реагирует на изменения уровня очень предсказуемо или не реагирует вовсе. Например, после сильных дождей крупный судак появляется под плотинами.
На прозрачность воды обращать слишком пристальное внимание не стоит. Весной и в мутной воде судак ловится очень хорошо. Наверняка скорость течения быстрее вынудит судака искать убежище в заливах и карьерах, куда судак от него и уходит. Мутность-прозрачность – на втором плане.
ВРЕМЯ ГОДА И ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ
Крупный судак ловится все двенадцать месяцев в году. Найдутся примеры превосходного и февральского, и декабрьского клева. Пытаться выгадывать якобы лучшие сроки для его ловли в определенной степени рискованно. Известно, например, что судак активен в середине октября, так он и будет активен, но может оказаться, что не в том месте, где его ждали, а совсем в другом. Только когда регулярно ловишь, за такими нюансами проще уследить и оказаться в нужное время в нужном месте. Активность судака можно распознать как минимум по трем признакам: по тем местам, где он клюет, по силе поклевки и по среднему размеру попадающихся рыб. В любом случае, чем сильнее клев судака, тем с большей вероятностью можно рассчитывать на поимку трофейного экземпляра.
ТЕЧЕНИЕ – ТАМ, ГДЕ ОНО ЕСТЬ
Без течения хорошо, а с течением лучше. Чем хорошо течение, так это тем, что с высокой достоверностью можно определить после одного-двух забросов, какая рыба есть в этом месте, а какой нет по определению (этот навык приходит со временем). Но в отношении судака ошибки случаются чаще всего. Как правило, недооцениваются возможности судака держаться и клевать на сильном течении. Если у вас не получается проводка из-за силы течения, то это не значит, что в этом месте нет никакой рыбы. Скорее всего, есть.
Когда привыкаешь к посильной помощи течения, его полное отсутствие на водохранилищах напрягает, то есть усложняет и затягивает поиски. Можно даже сказать, что на реке искать крупного судака проще.
РАССТОЯНИЕ ОТ БЕРЕГА
Понятно, что речь идет о минимальном расстоянии от берега до судака. В абсолютно достоверном случае, которому я сам свидетель, пятикилограммовый судак был пойман в Кривцах приблизительно в 3,5 – 4 метрах от берега на глубине всего в 2,5 метра. Произошло это зимой на незамерзающей Москве-реке, где еще несколько лет назад такие случаи не считались чем-то особенным, если бы на месте судака оказалась крупная щука. И хотя для судака этот случай редкий, тем не менее, он не единственный, а значит, имеются основания рассчитывать на поклевку крупного судака на любом расстояние от берега. И все нюансы проводки, соответственно, должны быть настроены на эту цель. При ловле с берега: не выматывать приманку как только она уперлась в береговой свал, а технично завести ее вверх, провести по мелководью. При ловле с лодки: на каждом забросе к берегу обязательно захватывать самый край мелководья для начала проводки.
ЖЕСТКОСТЬ ДНА
Здесь все предельно просто. Жесткость дна все умеют определять. Ошибка заключается в том, что многие из нас пытаются услышать в этой жесткости полутона. Никаких полутонов нет. Есть жесткое и мягкое. Судак предпочитает жесткое. Только одно исключение приходит на ум: когда стая чехони на Нижней Волге прижимается к глубокому берегу на выходе из непроточного ерика или залива, где в некоторых известных мне местах дно очень илистое. Вместе с чехонью на илистом дне крупный судак чувствует себя неплохо и клюет. Клюет, опять же, не где попало слева и справа от чехони, а в совершенно конкретном месте, с которым придется определяться, уже не учитывая жесткости дна.
ТИП ДОННОГО ГРУНТА
Глина, камни или песок? В силу каких-то особенных причин, судак очень уважает тот тип грунта, которого меньше на данном участке водоема. Например: если дно по большей части песчаное, держится на глине; если каменистое, то на песке. Или несколько иначе: на переходе песчаного берега, дна в глинистое, и наоборот. Но для спиннингистов это не новость, они уже давно успели к этому привыкнуть. Нетипичные грунт, дно – для судака это типично.
НАЛИЧИЕ БРОВОК, ПОДВОДНОГО РЕЛЬЕФА
Принято считать, что вся хищная рыба, и особенно судак, ловится исключительно на бровках, на некоем особенном рельефе дна. Чтобы обязательно какой-нибудь пупочек, изгиб, складка на дне, коряга или другая засадина была. Об этом написаны многие тома рыболовной литературы. Однако более чем успешно ловят судака и на относительно ровном дне, что нельзя не принимать во внимание. Пусть не на твистер ловят, а на воблер, но тем не менее.
Думается, невозможно дать точные определения, какие нужны бровки, какой рельеф дна и какое ровное дно. Мысль о том, что крупный судак стабильно ловится в одних и тех же местах – она точнее некуда. Чтобы находить такие места, следует основательно изучать водоем, стараясь не оставлять на дне белых пятен. Можно приблизительно предположить, в каком месте находится судак, но на деле выходит, что место это может оказаться каким угодно, даже самым неожиданным.
Поиск «типичных» мест, наподобие того, что уже найдено на данном конкретном водоеме (по схожим признакам, по похожести), в какой-то мере себя оправдывает, но не на сто процентов.
НАЛИЧИЕ КОРЯГ, КАМНЕЙ
Под какой корягой живет судак? Под ивовой или под ольховой? Если серьезно, то этого, конечно, не определить. Народная примета настраивает на то, что правильная коряга должна быть в ракушках. Неправильные коряги приходят со дна с водорослями, с илом. Если на коряге окажется пара чужих приманок, это тоже не очень хорошо: на такое место будет слишком много желающих.
Бывает так, что с исчезновением коряги, после половодья или еще по каким-то причинам, с этого места навсегда исчезает и судак. Коряга в большинстве случаев – очень важный штрих в определение того места, где можно рассчитывать на крупного судака.
ПОДВОДНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ
Судак не корова, однозначно. Если со дна выдергиваются пучки травы или водорослей, какая бы ни была глубина, крупный судак едва ли клюнет. Такое возможно лишь в апреле-мае, на нересте или под плотиной. В остальное время трава растет для щук.
На заросшие «зеленкой» участки реки, дна можно ориентироваться как на преграды для течения, за которыми «может что-то быть», но это нечто другое. Как сказал один мой друг: «В тех местах, где я поймал всех своих крупных судаков, трава была только на берегу».
ВНЕШНИЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ
Наверное, судаку глубоко безразлично, что творится за пределами воды. Что там за церкви, мосты и линии электропередач. Это у рыболовов принято на чистом, благородном берегу выбрать для себя самое гадкое место в устье мутного ручья или у затопленной баржи.
По каким внешним ориентирам выбирают спиннингисты места ловли крупного судака? Вот многочисленные варианты ответа на этот вопрос: в устьях затопленных рек и ручьев на водохранилищах, перед сужением и расширением реки, в местах искусственного расширения реки, у островов, в непосредственной близости от перекинутых через реку «высоковольток» и проложенных по дну реки кабелей связи, на выходе из шлюзовых каналов, у белых и красных бакенов, створов и прочих навигационных знаков, там, где кровь на снегу, там, где пустые сигаретные пачки, там, где застывшая на одном месте фигура спиннингиста, и т. д.
РЫБЫ-СПУТНИКИ И РЫБОЛОВЫ В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ
Рыба-спутник – лещ, рыболов-сосед – лещатник. Такая картина характерна для средней полосы. Лещ – самая многочисленная рыба на ямах Оки и других рек этого региона. Стайный лещ касанием лески по спинам очень точно подсказывает спиннингистам не только свое местонахождение, но и судака, который всегда держится рядом с лещом. Самого судака, в свою очередь, нащупать таким методом невозможно, да и эхолот не всегда показывает на экране судака, зато всегда показывает стаю леща.
Несколько иная картина на юге и юго-востоке России. Здесь среди спутников судака, помимо леща – чехонь, синец, вобла. А среди тех, кто охотится за чехонью, помимо судака, пожалуй, лишь промысловики сплавом и всплескивающие хвостами сомы.
Есть у судака на юге еще один дружок, это толстолобик. Осенью, зимой и весной крупные судаки и толстолобики держатся сообща.
В Подмосковье, где толстолобиками не богато, крупного судака ловят среди крупных щук. И вообще, крупный судак чаще ловится среди других крупных рыб, неважно, щука это или сазан, лещ или сом. Крупные особи разномастных рыб легко уживаются между собой, отсюда и происходят такие подводные чудеса – скопления гигантских рыб, и хищных, и мирных вперемешку. В водоемах ближнего Подмосковья очень много крупной и даже огромной рыбы, и тот, кто настраивает себя на ловлю маленьких окунечков, никогда не узнает об этом и едва ли поймает крупного судака. Чтобы поймать крупного судака, нужно ловить именно крупного судака или любую другую крупную рыбу.
* * *
Коротко о приманках. Твистеры – два, три, четыре, пять дюймов. Вес груза – от 30 до 100 граммов.