Рыбаку нужны волна да небо...

К 110-летию Николая Тихонова

Николай Семенович Тихонов (1896–1979) – один из крупнейших поэтов XX века. Человек необычной судьбы, он оставил за плечами четыре войны, высокие литературные должности в подконтрольном Сталину Союзе писателей, депутатство в Верховном совете СССР, арест... Н. Тихонов из того поколения, на долю которого пришлись самые мрачные страницы советской эпохи. Художественные и гуманитарные ценности поэт ставил превыше всего.

 

Наделенный значительным поэтическим дарованием, Николай Тихонов рано начал писать стихи. У четырнадцати-шестнадцатилетнего подростка уже вполне проявились черты будущего крупного поэта. Писал он стихи и на фронте – воевал в Первую империалистическую в гусарском полку, с 1918 года – в Красной армии. Юный седой гусар буквально ворвался в русскую поэзию – стремительно и ярко, как комета. Ему было суждено стать классиком. Вершиной творчества Николая Тихонова стали книги «Орда» и «Брага», вышедшие в начале 1920-х годов.

 

Поэзии Н. Тихонова свойственна наполненность образами – сложными, многоплановыми, насыщенными мыслью и философской значительностью. Виртуозное владение словом и стихотворной формой придают образам особую выпуклость, а поэтическому тексту – упругость до максимума натянутой тетивы. Поэт обладал точным и глубоким поэтическим видением, способностью впитывать, а затем творчески осмыслять увиденное и прочувствованное.

Н. Тихонов писал: «Я стараюсь запомнить все с такой полнотой, что потом, через много лет, я могу вызвать эту сцену со всем ее воздухом, настроением, потребностями... Я, как губка, впитывал окружающее».

Биографии поэта не содержат упоминаний о его увлечении рыбной ловлей. Однако он бывал свидетелем сцен рыбалки и в силу своей жизненной позиции понимал и принимал философию «правильной рыбалки». Его способность впитывать «как губка», зоркий глаз поэта, образное и глубокое поэтическое мышление – все это, соединясь, создало замечательные строки:

И чайки из брошенных наземь сетей

Воровали трепещущих рыб.

Поэт использует образ рыб в поэтической метафоре:

А ковчег шел тысячу дней,

Как усталая рыба идет. («Хам»)

Особой силы достигает этот образ в

отрывке из стихотворения «Перекоп»:

И когда луна за облака

Покатилась, как рыбий глаз,

По сломанным, рыжим от крови штыкам

Солнце сошло на нас.

Тема рыб связана с водной стихией,

глубиной, ее непредсказуемостью и

неисчерпаемостью:

И рыба глубокий, подводный ход

По моим приказам ведет.

Жесткими сильными строками повествует поэт о войне:

Породнились свистами с овчиной

С хлябью баламутною реки,

Там, где сом, объевшись мертвечиной,

Белым брюхом бился о быки. («Мост»)

 

Поэт использует также образ лодки:

 

Но я такой, не молод, не сед –

И шхуне, что в душу вросла,

Я не могу прочертить ответ

Соленым концом весла.

 

Пусть уходит в моря, в золото, в лак

 

Вонзать в китов острогу,

Я сердце свое, как боксер – кулак,

Для боя в степях берегу.

(«Я одержимый дикарь...»)

 

Вот образ сибирских рек:

 

А из рек, убегающих прямо,

Так широко и плавно,

Может пить только Бог или мамонт,

Приходя как к равному равный.

(«Сибирь»)

 

Мощный поэтический голос Николая Тихонова во всем многообразии его возможностей звучит и сегодня. Может быть, некоторые читатели заново откроют для себя его имя. Имя поэта, обогатившего своим творчеством не только русскую, но мировую поэзию.