Хочется отведать жареной налимьей печенки. Ну так хочется, что уже и сил нет.
А где ее взять? Варианты всплывают один за другим и тут же отвергаются из-за бессмысленности затеи.
Наконец приходит решение поставленной задачи. Река Аржать, совсем рядом, под боком – в каких-нибудь девяти километрах от поселка уже находятся перспективные омута.
Один из омутов, в котором должна присутствовать рыба, расположился сразу за деревней, у придорожной насыпи, где вода, вырывалась из труб. Мощной поток струился через старые деревянные сваи и, сбавив скорость, медленно входил в глубокую яму.
Я с недоверием ступил на белоснежный панцирь, боясь, что где-то вода подточила ледяные оковы и припорошила снегом зловещую полынью. Но под снегом оказался белый двойной лед вполне приличной толщины, что способствовало смелым передвижениям по периметру омута. Лунки начинаю бурить от обрывистого берега, сразу возле затопленных кустов, где проходит основное русло. Линию за линией – в направлении плеса. Когда закончил с бурением, темнота плотно окутала окрестности. Пришлось нацепить налобный фонарик.
Медная самодельная блесна с кусочком филе рыбы соскальзывает с края лунки и уходит в воду. Глубина в месте ловли около двух метров, что вполне годится для придонного хищника. У самого берега, вдоль русла, по дну проходит узкая канавка, по которой налим может совершать охотничьи вылазки.
Тихо падает густой, пушистый снег, засыпая мои следы. Яркий луч фонарика высвечивает сторожок, по которому можно определить аккуратные поклевки хищника. Короткий взмах вверх, и блесна быстро возвращается в исходную точку. Тройник с насадкой чиркает по дну, поднимая мутный вулканчик. Затем вся блесна падает на придонный грунт и замирает.
Стуки по дну приманкой привлекают налима издалека. Чем тверже дно и сильнее блесна издает стук по грунту, тем быстрее рыба обнаруживает приманку. На р.Межа (Тверская область) в прошлом году, при ночном исследовании глубоких омутов, мы использовали тяжелые блесны без выраженной собственной игры. Приманка после взмаха резко возвращалась обратно, приобретая ускорение, и с силой ударялась о каменистое дно. Только такая манера игры и применение тяжелых приманок привлекали рыбу. Более легкие блесны, планирующие в водной толще, потеряв ускорение, тихо опускающиеся на донный грунт, проигрывали по числу поклевок. Если на них рыба и обращала внимание, то только двухсотграммовые налимчики, которых приходилось отпускать. Задерживали падение приманки и объемные насадки. Кусочки нарезки пришлось уменьшить до минимума, а порой на крючки блесен мы насаживали отрезок рыбьей кожи. Насадка, как таковая, нужна только для запаха в тот момент, когда налим, заинтересовавшись стуком, подходит к блесне. Вот тут-то рыба включает органы обоняния, исследует источник шума. Чем стойче запах насадки, тем вероятнее, что хищник атакует приманку. Поэтому при пассивном клеве многие из нас используют нарезку из пахучих морских рыбешек.
Брожу от лунки к лунке по омуту, машинально блесню. Снегопад усилился, и луч фонаря уже не пробивает падающую снежную массу. Налим не хочет становиться жертвой любителя деликатесов и поэтому не проявляет к приманке никакого интереса. Не расстраиваюсь.
Пытаюсь пробраться вплотную к сваям, коря себя, что не изучил здесь толщину льда еще засветло. Ледовый панцирь ближе к мощному потоку утончается. Подбираюсь к первому ряду свай, насколько позволяет лед и хватает духа. Лунка пробуривается за два оборота, на лед медленно выбирается вода. Блесна сносится течением и останавливается через метр, зацепившись за дно. Взмах. Приманка снова подхватывается потоком и спускается еще ниже. Очередной взмах и блесна находит тиховодную зону. Меняю приманку на тяжелую джиг-головку с резкой на крючке. Ее сносит не так далеко от лунки. Когда на очередной «ступеньке» джиг достигает дна медленно, но его еще не отрывает от грунта, подтаскиваю приманку к лунке. Зацеп? Нет, поклевка и упругие толчки рыбы, бьющейся на течении. Из лунки вываливается полукилограммовый налим и долго извивается на мокром снегу.
Все также идет снег. Я вдыхаю полной грудью свежий воздух, успокаиваю внезапно вспыхнувшие эмоции и в свете фонаря рассматриваю темного увальня с маленькими хищными глазками. Будильник на мобильном телефоне оповестил, что уже час ночи. Пора домой, завтра на работу, а вечером снова на придорожный омут.
Сергей НОВИКОВ,
Смоленская обл.