РЫБНЫЕ ВОДЫ УТЛЮКА

– Часа два я с ним сражался. Только подплыву ближе, чтоб гарпун продернуть, а он шип свой страшнючий выставит и фехтует им как рапирой туда-сюда. Рубанет – мало не покажется. Все-таки одолел. Выволок на отмель, смотрю, а котик мой весь поколотый. Кто его так?

Я одну дырку пробуравил, остальные как появились? Потом мне спецы рассказали, что раны эти загарпуненный скат сам себе наносит...

Подобные истории здесь, на берегу Утлюкского лимана можно услышать почта возле каждой палатки. Поверить в них порою бывает трудно. Воображение слушателя не поспевает за галопирующим воображением очередного добытчика.

Однако рыбные трофеи, которые можно осмотреть и даже пощупать руками, убеждают даже отъявленных скептиков, давно и прочно разуверившихся в том, что в мутных водах Азова можно поймать что-то путное. Убеждает рыба на кукане, убеждает и серьезное снаряжение подводных охотников. Еще бы! Ведь сюда, на Федотову косу, съехались лучшие подводные стрелки Украины. Ежегодно здесь проводятся соревнования по подводной охоте. Старая добрая традиция, которой уже больше десяти лет...

Я смотрю на красный диск солнца, повисший над притихшим вечерним лиманом, вдыхаю на полную грудь йодистые запахи выброшенной волнами на берег травы-камки и думаю о том, что мои коллеги-подводники не зря облюбовала эту овеянную азовскими ветрами узкую полоску суши. Когда осенью дует здесь восточный ветер-левант,азовские рыбаки говорят «восток работает». Ветер действительно работает: перегораживает лиманы, перемешивает ракушечник, из речных выносов намывает отмели. Собственно речной песок, гравий, ил и стали первыми строительными материалами для кос. Ветер, вымывая ракушечник, продолжил работу рек – морские течения сформировали полоски суши, которые изгибаются в юго-западном направлении, образуя на конце повернутый на запад мыс. Федотова коса, которая заканчивается заповедным островом Бирючим, самая длинная из всех кос Северного Приазовья. Как и на других косах, вдоль восточного берега Федотовой косы протянулся чистый ракушечниковый пляж, по которому иногда степенно прогуливаются верблюды, много лет назад завезенные в заповедник. Солнечных дней тут летом больше, чем в Сочи. Но жара не изнуряет – ее смягчают морские бризы, степные ветры, напоенные ароматом спелых хлебов. На западе косу омывает Утлюкский лиман. Его удивительно прозрачная вода и привлекла сюда подводных охотников.

Любители подводной охоты (а среди них есть немало настоящих профессионалов) приезжают сюда с женами, друзьями, детьми. Для каждого у лимана свой рыбный сюрприз. Ребятишки соревнуются в добыче бычков-травяников (самый распространенный здесь вид). Взрослые тоже преуспевают в этом увлекательном занятии.

Кстати, нередко и крутые подводные стрелки между серьезными заплывами «балуются» у берега с острогой, накалывая порою весьма пестрых бычков. Их тут же засаливают на берегу, завертывая в мешок и закапывая в ракушечник. Через пару дней, немного вымочив, бычков можно вялить на солнце. Муха для быстро подсохшей на ветру рыбы не страшна.

За судаком, которого особенно много в лимане, нужно плыть за километр от берега. Обитает он в траве, которую подводники называют «просом». Новичку бывает нелегко разглядеть осторожного хищника в густых зарослях. Заметив опасность, судак скрывается в траве с характерным «стуком». Случается, что лишь по этому звуку можно определись его вероятное местонахождение. Иной даже вооруженный до зубов, однако незадачливый ныряльщик может и два, и три часа провести в воде, а выберется на берег и лишь разведет руками, мол, «сухой» я, братцы, на этот раз, без хвоста и перышка. А все дело в умении бесшумно «упасть» сверху на судака. Правда, уже через несколько дней без хотя бы тощего судачка-«чопика» редко кто возвращается с охоты. А опытные ныряльщики выволакивают на берег и по десять, и по двадцать неплохих экземпляров.

Трудно встретить в водах Утлюка кефаль, пиленгаса, сазана. Однако и эту добычу частенько можно увидеть на куканах удачливых, охотников. Особой сноровки требует охота на морского кота или ската-хвостокола. Главная задача охотника – в единоборстве с опасной рыбой успеть обрубить ножом хвост с грозным шипом на конце. Особо крупных скатов нередко стреляют вдвоем и, проткнув гарпунами с двух боков, «ведут» к берегу как бы на растяжках.

С разной рыбной добычей возвращаются охотники на берег. Неизменно всегда одно: острое желание опять надеть маску и окунуться в светлые рыбные воды Утлюка.