Трудности ловли леща осенью обусловлены исключительно знанием мест, а значит, выбором дистанции ловли и соответствующей снасти. Это относится как к водоемам с течением, так и без него. Сегодня разговор о ловле на реках.
Для начала нужно отметить, что наименее перспективны, а точнее совсем неинтересны, малые реки. Из небольших рек, куда лещ заходит на летнее время из более крупных, эта рыба давно скатилась. Там, где есть плотины, через которые рыба не может пройти, лещ сконцентрировался в наиболее глубоких местах. Причем рыба не стоит на месте, а постоянно передвигается, но на мелкие места не выходит.
В принципе, ловить можно, но, на мой взгляд, не имеет большого смысла. Лещ перестал брать растительные приманки и реально может клюнуть на мотыля или ручейника. Если учесть, что кроме леща у плотин сейчас скопилась практически вся рыба, то вероятность попадания мотыля под нос лещу стала мизерной. Уклейка и плотва успеют это сделать намного быстрее.
Есть только один неплохой вариант – перейти на ловлю в такие часы суток, когда мелкая рыба не активна, то есть «спит». Это предрассветные и ночные часы. Дело осложняется тем, что ловить на течении ночью с поплавочной оснасткой настолько сложно, что «овчинка выделки не стоит». Остается донная оснастка, которая имеет смысл, если ловить на более или менее широком водоеме, когда достать до русла поплавочной оснасткой не удается.
Однако если река достаточно глубокая, как, например, Пахра в среднем и нижнем течении, и глубина подходит к берегу, то ловить на прикормленном месте длинным маховым удилищем или дальним забросом одно удовольствие. Если глубина превышает ориентировочно четыре-пять метров, то мелкая рыба почти не мешает. Более того, если концентрация леща в стае большая, а к стае еще может «прибиться» некрупный карп, то мелочь исчезает.
Сложность состоит в том, что на той же Пахре лещ сбивается в стаи еще с конца августа и гуляет по реке. Стая постоянно перемещается, проходя за сутки несколько километров, хотя есть отдельные места, в которых вероятность обнаружения этой рыбы весьма высока. На более широких реках лещ скатился на глубокие поливы, до которых и донной оснасткой достать не всегда удается. Таким образом, главная сложность в ловле – найти место стоянки леща, до которого можно достать своей снастью.
Поэтому, если вы не знаете мест около берега, где сейчас стоит лещ, то берите донки, то есть фидеры с кормушками.
При выборе дистанции ловли стоит ориентироваться на то, что лещ, если и выходит на фарватер и основную струю течения, то только случайно и на очень короткое время. Почти всегда рыбья тропа проходит между главной струей и самой глубокой нижней бровкой, на которой заканчивается прирусловой полив. Причем наибольшая концентрация рыбы наблюдается ближе к бровке. На склоне бровки и выше нее в светлое время суток рыбы почти наверняка нет. А вот ночью вполне вероятно, что лещ выйдет на более мелкие места. Для каждой реки понятие более мелкого места свое. На одной реке это четыре метра, а на другой – два.
Вернемся к дневной ловле, поскольку о ночной более подробно поговорим через неделю, когда будем обсуждать рыбалку на озерах.
В поиске рабочей дистанции ловли сейчас поможет сам лещ. Дело в том, что до заморозков лещ очень активен и усиленно питается. Это означает, что он прекрасно реагирует на прикормку. Поэтому имеет смысл начать ловлю с заброса нескольких донных оснасток на разные дистанции. После начала поклевок, которые, если место выбрано правильно, могут начаться буквально сразу, дистанция заброса корректируется.
У меня были случаи, когда я начинал ловлю с тремя удилищами, а через час ловил только одним, даже на подставки его не клал. Оснастки обязательно должны быть фидерными, то есть с кормушками. Я предпочитают использовать кормушки с большой вместимостью, поскольку сконцентрированного леща трудно перекормить. Важно, как только нащупана дистанция, провести массированное закармливание точки ловли. Сделать это можно с помощью рабочей оснастки, сняв с нее поводок с крючком, но я считаю, что быстрее и удобнее это сделать с помощью рогатки.
Обычно на первый массированный закорм уходит около двух десятков шаров прикормки размером с мячик для тенниса. При активном клеве повторное закармливание стоит провести через час-полтора. Здесь важно уловить темп докармливания, поскольку нередко бывает лучше докармливать одним или двумя шарами через каждые двадцать минут. Нужно отметить еще один интересный факт. Бывает так, что после массированного закорма лещ несколько поднимается выше дна и начинает брать в 20-50 см над дном.
Я не могу объяснить это только реакцией на падение прикормки, поскольку при использовании очень плотных шаров прикормки с большим содержанием крупных компонентов происходит то же самое. В таких случаях ловить имеет смысл дальним забросом, и именно этой снасти я очень часто отдаю предпочтение. При использовании дальнего заброса конструкцию оснастки нужно строить так, чтобы можно было быстро и просто ее изменить.
В ходе ловли, когда поклевки прекращаются, приходится довольно часто изменять длину поводка от 20 см ( проволочка приманки по дну или якорение оснастки частью огрузки ) до полутора метров, когда лещ вдруг начинает брать падающую приманку. С изменением длины поводка, естественно, приходится изменять и всю схему огрузки. Чем длиннее поводок, тем дальше нужно разносить подпасок и основное грузило, иначе захлесты лески неизбежны. Или, наоборот, при очень длинном поводке можно свести все грузила в одну точку. Все зависит от активности рыбы, глубины и силы течения.
Немаловажен вопрос о составе прикормки. Несмотря на то что стаю леща трудно перекормить, в холодной воде ее очень просто отпугнуть. Не бомбежкой шарами прикормки, а излишними ароматами. Не стоит рисковать и использовать ароматизаторы растительного происхождения. В последние годы я довольно часто и успешно использую ароматизаторы животного происхождения от известных рыболовных фирм. В качестве базового состава я беру прикормку «лещ» или «фидер» для холодной воды.
Не вижу большого смысла добавлять в нее мотыля, хотя, бывает, что полкило мотыля на шесть-семь килограммов прикормки очень быстро активирует рыбу. В любом случае, промышленную прикормку я еще и разбавляю землей, но не всегда.
Дело в том, что если ловить маховым удилищем или фидером с кормушкой, то проблем с формированием разведенной прикормки в небольшие шары или с заполнением кормушки нет, а вот в случае дальнего заброса могут возникнуть сложности. Для заброса шаров с помощью рогатки вязкости разведенной прикормки может не хватить.
У меня для этого случая с собой всегда некоторое количество мелко молотых сухарей из экструдированной кукурузы, которые вполне можно заменить на яичный порошок, но можно выйти из положения еще проще: использовать в качестве разбавителя не просто землю, а землю с пшенной кашей. Сначала готовится прикормка с землей, а затем в эту смесь постепенно добавляется небольшое количество рассыпчатой пшенки.
Практика показывает, что чем сильнее течение, тем эффективнее такой состав. Вопрос о каше в прикормке не так однозначен, как это некоторые считают. Практика ловли в холодной воде не только осенью или ранней весной, но и зимой, говорит о том, что пшенная и перловая каша без каких-либо добавок отлично действует именно на леща как привада. Главное, в нее ничего не добавлять. В холодной воде каша не слишком эффективна именно как прикормка, но как носитель действует очень хорошо.
Если глубина большая, а течение достаточно сильное, то в прикормочные шары стоит добавлять опарышей. Плотные шары нужны, чтобы точно попасть в точку ловли, а опарыш, чтобы развалить их уже на дне. Эта, казалось бы, на первый взгляд мелочь может стать решающей.
Что касается приманок, то лично я почти всегда в это время ловлю на пучок мотыля, но если подходит крупная рыба (средний вес около килограмма), то перехожу на червя.