На заре рыболовства

Рыболовство своими корнями уходит в глубины прошлого на многие тысячелетия. Самые древние «кухонные» остатки рыб на стоянках доисторического человека археологи находят в слоях, датированных ашельской эпохой, удаленной от нас более чем на 40 тысяч лет. Кости рыб встречаются здесь вперемешку с костями зверей и птиц, на которых охотились обитавшие в пещерах люди.

Никаких специальных орудий рыболовства в то время не было, приходилось добывать рыбу примитивнейшими способами. Не случайно поэтому, что первым объектом рыболовства стали лососи. Ведь для добычи их не нужны были ни лодки, ни сети, ни крючки. Небольшая глубина и прозрачная вода полугорных речек, в которые огромными стадами заходили на нерест лососи, облегчали добычу этих рыб. Первобытные рыболовы кололи лососей деревянными копьями, били на перекатах камнями и просто ловили руками. Последний способ они могли позаимствовать у медведей, которые во время нерестовой миграции лососей бродили по мелководью и выбрасывали лапами на берег этих крупных трепыхающихся рыбин.

А вот эпоха неолита, начавшаяся 7-9 тысяч лет назад, стала порой расцвета рыболовства. Люди научились делать лодки, вырубая их каменными топорами из стволов деревьев, но главное – они придумали разнообразные рыболовные снасти: сети и невода, сплетенные из волокон крапивы, распаренной в кипятке коры липы и других диких растений; костяные многозубцовые остроги; разные по конструкции деревянные и костяные крючки. Неолитический человек стал также первым изобретателем блесны. Он делал ее из камня или из оленьего рога и, подвесив на шнурке, опускал зимой в прорубь. Течение шевелило блесну, и когда к такой искусственной рыбке-приманке подплывала крупная хищная рыба, рыбак колол ее острогой и вытаскивал на лед. Интересно, что костяные рыбки-приманки для ловли зимой хищных рыб сохранились в употреблении у коренных жителей Сибири и Дальнего Востока вплоть до начала прошлого столетия.

В эпоху неолита широко распространены были и разного рода ловушки типа верш или вентерей, сплетенные из ивовых прутьев. В неолите появились, как известно, лук и стрелы с кремневыми наконечниками. Эти охотничьи орудия использовались и в рыбном промысле, преимущественно для добывания крупных рыб, которые во время весеннего разлива рек выходили на мелководье.

Таким образом, в эту эпоху человек уже создал все основные типы орудий лова, известные и поныне: колющие, крючковые, сетные и ловушки. С той далекой поры и до наших дней происходило лишь усовершенствование этих орудий рыболовства, в соответствии с появляющимися новыми материалами для их изготовления. Так, на смену костяным и деревянным крючкам пришли металлические, а для изготовления сетного полотна стали использоваться льняные, хлопчатобумажные и, наконец, необычайно прочные синтетические нити.

Этнографические данные свидетельствуют о том, что рыба в прошлом использовалась в пищу в разнообразном виде. Ее варили в котлах или запекали на углях костра. В большом количестве заготавливали ее впрок: зимой замораживали, летом вялили на открытом воздухе. За отсутствием хлеба сушеную рыбу толкли в ступе, превращая в муку, из которой потом пекли лепешки. Но не только в пищу употребляли рыбу. Из прочной и непромокаемой кожи крупных сомов, налимов, тайменей и лососей люди шили себе одежду и обувь. Крепкие и острые кости некоторых рыб также находили применение. Из них изготавливали наконечники стрел и иглы для шитья. Из позвонков рыб часто делали украшения в виде бус. Внутренности рыб также шли в дело, из них приготавливали кислый жир, применявшийся для выделки звериных шкур. Из плавательных пузырей осетра и кожи крупных окуней варили клей, который получался настолько прочным, что им даже склеивали охотничьи луки. Исключительно важную роль рыбного промысла в жизни древних племен, конечно, определяло изобилие рыбы в прошлом в многочисленных озерах и реках.