Это произошло на пленарном заседании Государственной Думы РФ 10 декабря 2013 года. Одобренный депутатами в первом чтении, проект ФЗ «О любительском рыболовстве» (далее — Проект) состоит из 27 статей, из которых 21 — собственно проект, 22-26 статьи — о внесении изменений в НК РФ, БК РФ, ВК РФ и ФЗ: «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и «О животном мире», 27 — о вступлении Проекта закона в силу.
Законопроект проходил общественное обсуждение на интернет-площадке Фонда «Общественное мнение», по итогам которого внесены изменения в законопроект, в том числе в части расширения участия общественных объединений и организаций в регулировании любительского рыболовства.
Проект закрепляет право граждан свободно и бесплатно ловить рыбу на водных объектах общего пользования (не менее 90% от всего водного фонда, находящегося в границах субъекта РФ), за исключением рекреационных рыболовных хозяйств.
В пункте 3 статьи 2 Проекта определяется, что рекреационное рыболовное хозяйство — это деятельность по зарыблению, осуществлению рыбохозяйственной мелиорации, созданию необходимой инфраструктуры и иная деятельность, осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях предоставления физическим лицам возмездных услуг в области любительского рыболовства на рыболовных участках, предоставленных для оказания услуг в области любительского рыболовства. На их долю в Проекте осталось критиковавшееся общественностью и рыболовами-любителями, положение о 10-процентной доле водных объектов, предоставленных для ведения платного любительского рыболовства.
О рекреационных рыболовных хозяйствах в последние годы часто пишется в охотничье-рыболовных СМИ. Известно, к примеру, о социально направленной работе таких хозяйств в ряде стран, с которых нам предлагают брать пример. Это Финляндия, Норвегия, Швейцария, Германия, Швеция и другие страны. У нас же, как видно из Проекта, продолжается курс на коммерческий характер рекреационных рыболовных хозяйств. Как пишут отечественные ученые и специалисты в рыбной отрасли, за пример взята американская модель. Наверное, ничего не было бы плохого, что владельцы таких хозяйств, продавая услуги по любительской рыбалке, на этом будут зарабатывать капитал. Но у нас не Америка, а большинство наших граждан не может себе позволить отваливать большие деньги за возможность поймать бель или хищника далеко не трофейного вида. При этом заплатить основные деньги за сервис и проживание.
Тем более что в России еще продолжают оставаться, хотя и постепенно теряют свои позиции, многовековые нравственные и этические приоритеты в рыбалке и отдыхе на природе. Это пока еще массовое увлечение, которое воспето в художественных произведениях, большой пласт отечественной культуры. Наконец, у нас, у большинства отечественных любителей рыбалки, свой менталитет. Он не принимает предлагаемую ныне рекреационными рыболовными хозяйствами на предоставленных им рыболовных участках рыбалку в форме игрового бизнеса, подмену нашей вековой рыбалки игрой в рыбалку.
Надеюсь, как и большинство любителей рыбалки, что разработчики Проекта прислушаются к голосу ведущих отечественных специалистов, рыболовной общественности и нас, рыболовов-любителей.
К сожалению, в части 3 статьи 8 Проекта осталось положение о допущении осуществлять любительское рыболовство с возвращением добытых (выловленных) водных биоресурсов и объектов аквакультуры в среду их обитания, если это позволяет их физическое состояние и если иное не установлено правилами любительского рыболовства. Это, конечно же, критикуемый многими любителями принцип рыбалки «поймал — отпусти». Он позволяет господам бизнесменам зарабатывать на продаже таких рыбалок, прежде всего на лососевых реках, большие деньги. При этом квота, которую они получили на добычу ценной рыбы, не страдает. Большинство же любителей и без установления законодательством, конечно же, отпускает подрастать рыб-недомерков, бережно относиться к ним. Поэтому раз такая рыбалка имеет место в деятельности рекреационных рыболовных хозяйств, будет правильным не только допускать, но регулировать и контролировать такой вид рыбалки. Да и в имеющей квоте, наверное, надо это учитывать.
В Проекте определяется понятие «Именное разрешение рыболова» — документ, предоставляющий гражданину право на вылов ценных видов водных биоресурсов. Это разрешение будет документом строгой отчетности, получит учетные серию и номер. Форма бланка, порядок выдачи и аннулирования именного разрешения будут утверждаться Росрыболовством. При этом в пункте 8 статьи 2 Проекта содержится, на взгляд автора, не совсем ясное определение. Именное разрешение рыболова — документ, предоставляющий право физическому лицу на добычу (вылов) водных биоресурсов при осуществлении любительского рыболовства. А ведь любительское рыболовство осуществляется и на водных объектах общего пользования, свободно и бесплатно.
Осталось в Проекте и понятие рыболовного участка, под которым (пункт 7 статьи 2 Проекта) предложено считать природный водоем или его часть, искусственный водоем, предоставленный для оказания услуг в области любительского рыболовства, в том числе для добычи (вылова) водных биоресурсов по именным разрешениям.
Проектом предусмотрено, что кроме бассейновых правил рыболовства субъекты РФ разработают правила любительского рыболовства, в которых будут закреплены в том числе суточные нормы вылова.
Региональные правила будут утверждаться органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с Росрыболовством. Кроме вышеуказанного, в них должны предусматриваться нормативы, параметры, сроки и ограничения рыболовства.
Проектом ограничивается розничная продажа сетных орудий лова. Их будут продавать только юрлицам и ИП, а также рыболовам-любителям, у которых есть разрешение. Вводится запрет на реализацию электроловильных установок всех типов, применение которых может повлечь массовую гибель водных биоресурсов.
В Проекте устанавливается размер госпошлины за выдачу именного разрешения рыболова в 200 рублей, а ставки сбора за каждую выловленную рыбу может составить от 35 до 476 рублей.
Досадно то, что в Проекте не нашлось места спортивному рыболовству, и даже предложено в ряде законодательных актов отказаться от такого понятия. Разработчики считают возможным это отнести к сфере законодательства о физкультуре и спорте.
Остались в Проекте, на взгляд автора, и перлы. К примеру, пунктом 2 статьи 2 Проекта предлагается под объектами любительской рыбалки понимать не только рыбу, но и «водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (водные биоресурсы)…»
Может, я и не прав, но это мне напомнило печально знаменитые Правила добывания, по которым предлагалось, к примеру, охотиться на медведя в Калмыкии.
Но всё же остается вера в то, что нужный закон о любительской рыбалке будет доработан и принят уже в 2014 году, а из него исчезнет дата вступления в действие — 1 января 2013 г. (статья 27 Проекта).
P.S. Автор, как независимый эксперт Минюста России по антикоррупционной экспертизе, провел экспертизу проекта ФЗ «О любительском рыболовстве» и направил свое заключение в ответственный комитет ГД РФ.