«Народная» рыба

Сияло солнце, блестела река, голубели дали. Мы возвращались с рыбалки. Проверили один перемет, другой — пусто. А на другом оказалась всего одна рыбина. Та, что сиротливо лежала на дне лодке.

Старовер Корнелий Хомяков был доволен: «Будет и на пироги, и на юшку. Это же налим — наш кормилец». А еще, как считал енисейский кержак, ему очень даже повезло. Ведь поймать эту единственную пресноводную рыбу в отряде тресковых в теплое время — большая удача для рыбака.

— В основном мы ловим налима осенью и зимой. Для ухи и пирогов самая та рыба, — сказал мой знакомый.
В бассейне Енисея, по которому я путешествовал, налим водится повсеместно. В низовьях реки чаще встречаются полупроходные формы, которые совершают длительные миграции (свыше тысячи километров в год). Как правило, эти особи имеют более крупные размеры (длина около метра, а вес более 5-6 кг). Самки нерестятся не ежегодно, пропуская один-два сезона для восстановления организма.
Как же ловят налима енисейские рыбаки? Какие наживки используют? Естественно, я поинтересовался об этом у Корнелия.
— Самая распространенная у нас налимья снасть с сентября и до весны это — «контачка». На конце лески гильза, залитая свинцом, сверху крючок. Рыбак бьет гильзой об дно, это называется «контачить», налим слышит звук, подходит ближе и хватает наживку. В качестве нее используем порезанную на куски замороженную ряпушку.
— Я еще слышал про «удочку»…
— Ну, это совсем простая снасть. Поплавок вверху, кирпич внизу, а между ними веревка. К ней привязаны два поводка, на которых болтаются гольянчики. Мы их ловим осенью и держим в банках, только воду менять надо. К январю, правда, они погибают. Тогда в дело идет та же ряпушка. Для некоторых добыча гольянов побочный бизнес. Продают по три рубля за штуку. В деревнях очередь за этой наживкой выстраивается. Похлебать ведь налимьей ушицы или печеночки посмаковать всем хочется…